76
77
ОхранаПОСЕК РЕТН ИЧЗатянув накрепко "секретные" болты, можете спать спокойно - теперь колеса вашей машины не снимет никто, В том числе, может быть, и вы сами...Антон УТКИНПервые "секретки" появились еще вэ 70-х, когда острейший дефицит шин застатавил морально неустойчивых автолюбитетелей выйти на ночной промысел. Болты и >i гайки, доступные только "хитрому" ключу, )чу, тогда делали себе лично или хорошим знанакомым, и, как правило, все операции вызыполнял один человек - токарь, поэтому )му зубьев, шлицев и лысок у тогдашних "секекреток" не было - только цилиндрические <ие головки со смещенным от оси штифтом. ом. Даже грани ключа умудрялись делать на токарном станке. И, разумеется, никакой <ой гальванической обработки: выточил, поположил в карман и - на проходную... гво В эпоху кооперативов производство тисекретного крепежа для колес превратищы лось в бизнес и достигло расцвета. Плоды ненеутомимой фантазии так и оставшихся неь в известными изобретателей воплощались в арметалл с использованием не только токарго, ных и фрезерных станков, но и кузнечного, дотермического и гальванического оборудования. В общем, было из чего выбрать. Сегодня о разнообразии хитроумных !, в решений и не вспоминают - в продаже, в ивосновном, секретки двух, самых примитивнтных схем - давно изживший себя эксцентогрик и зубчато-шлицевая головка. Днем с ог:ов, нем не найдешь шеечных пятигранников, авкоторые можно отвернуть только состав76 6/2000 ЗР ленным из двух половинок ключом. Очень надежный и неприступный для силового захвата граненый конус ("пирамидка") тоже канул в Лету. Почти все "секретки", которые нам удалось купить для испытаний, - с вращающимся кольцом сомнительной прочности, а многие представляют собой просто переделанные штатные болты и гайки крепления колес - их шестигранники отфрезерованы под спецключи. Общее свойство нынешних "секреток" - они открыты для грязи, ведь пробок, которые неплохо бы вставить в кольца, не предусмотрено. Впрочем, такой упадок качества секретного крепежа объясним - сегодня колеса защищают далеко не самые богатые владельцы. Например, дорогие иномарки если и "секретят", то не по здравому расчету, а, скорее, по въевшейся привычке. Ведь такую машину все равно не оставят в безлюдном месте - выбитые вандалами стек-ахла и выдранная "с мясом" стереосистема с динамиками обойдутся подороже колес. Впрочем, есть города (например, Екатеринбург), где не принято оставлять без присмотра и старые "Жигули" - банды подростков обгладывают салон за пару минут, поэтому все машины ночуют в гаражах зачем им "секретки"?В общем, легче определить, кому "секретки" все же нужны. Прежде всего, тому, чья "Волга", "Самара" или "Жигули" обуты в импортные шины, тем паче, на литых дисках. Ну, и владельцу старенькой иномарки, ночующей на улице, если резина свежая, а размер "жигулевский" - 13 дюймов. Первое. на что обращаем внимание при покупке - длина секретного болта. Она должна быть почти такой же (±1 мм), как иу штатного или тех, что крепят ваши литые диски. Чрезмерно длинный болт упрется в ступицу и не притянет плотно колесо или зацепит неподвижные детали барабанного тормоза. Излишне короткий болт, завернутый на две-три нитки, может вырваться на ходу или просто сорвет резьбу при затяжке. Болты для литых и кованых дисковобычно на 5-8 мм длиннее, чем для штампованных, так как сам литой диск в этом месте настолько же толще. Кстати, защитные кольца секретных болтов или гаек на литые диски обычно не ставят, даже если таковые есть в комплекте, поскольку в глубоком колодце головку болта и так ничем, кроме ключа, не захватишь.Такой профиль ключа словно предназначен для срыва зубьев.А теперь - фотографии "секреток" с комментариями - они помогут вам избежать покупки неудачных или халтурно выполненных изделий. Последние пять комплектов крепежа (фото 7-11) явно сработаны одним производителем по одинаковой, весьма упрощенной технологии - на сверлильном станке. Полукруглые зубья болтов и гаек входят в зацепление с такими же выемками ключей (см. фото) с огромным люфтом - малейший перекос одноплечего баллонного ключа вызывает смятие зубьев и срыв. Провернутый по головке болта или гайки ключ уже бесполезен - придется прибегать к сварке и портить диск.Iк. 9 ^%%,V*•1. Секретные болты для автомобилей ВАЗ из нержавеющей стали. Цена - 200 руб. Самые, на наш взгляд прочные и надежные. На головках болтов по 14 зубьев эвольвентного профиля, на которые с минимальным люфтом надевается шлицевой ключ. Вращающееся кольцо - только для штампованных дисков. Единственный недостаток - зубья сделаны напроход и заканчиваются уже на конусе болта, поэтому при затяжке последнего фрезеруют диск, углубляя лунку. Впрочем, если вы редко ловите гвозди, это не страшно - чтобы болт заметно углубился в диск, его надо затянуть не менее двух десятков раз. 2. Секретные болты для автомобилей ВАЗ из титана. Цена 280 руб. Довольно неудачная схема со смещенным от центральной оси поводком, причем штифт выполнен в ключе, а выточка для него - в головке болта. Из достоинств - только высокая степень секретности, заданная тремя параметрами - наружный и внутренний диаметр штифта и его смещение. Недостатки: неоправданная дороговизна материала (титан заметно слабее нержавейки), ненадежный штифт (мало того что трубчатый, так еще и выточен заодно с ключом, а не запрессован - галтель способствует концентрации нагрузки). Кроме того, эти болты наиболее капризны при загрязнении: прежде чем вставить ключ, придется кропотливо вычищать шилом втулообразную выточку под штифт. И наконец, после отворачивания болт всегда заклинивает в ключе: другое колесо уже не снять, не поставив на место первое, такова плата за эксцентриковую схему конструкции. 3. Секретные болты для автомобилей ВАЗ, оцинкованные. Цена 80 руб. Выполнены из штатных - шестигранник "на 19" превращен фрезеровкой в не боящуюся загрязнения трехлучевую звезду. Трехкулачковый ключ надежно захватывает лучи - прочность соединения не вызывает сомнений. Единственный недостаток - низкая степень секретности. Подойдет любой трехкулачковый ключ, купленный в комплекте с подобными "жигулевскими" или "москвичовскими" болтами. Впрочем, от подготовленного вора (а таких, как мы выяснили, очень мало) не спасают даже самые хитрые системы "секреток". 4. Секретные болты для "Москвича-2141", оцинкованные. Цена 80 руб. Купленный вариант комплекта предназначен для литых дисков - болты заметно длиннее штатных. Единственные из испытанных не снабжены вращающимся кольцом - здесь внутренняя пятилучевая звезда с повышающим секретность центральным штифтом. Соединение с ключом очень прочное ис минимальным люфтом. Недостаток - необходимость тщательно очищать шилом и продувать пятилучевую выемку, иначе ключ не войдет на полную глубину и может сорвать зубья при отворачивании болта. 5. Гайки секретные из титана с резьбой М 12x1,5. Цена - 250 руб. Подходят для всех заднеприводных "москвичей" и множества иномарок ("Тойота". "Форд" и др.). На штампованные диски ставятся с кольцами, на литые - без. Из недостатков - только невысокая секретность: головки болтов - простые трехгранники. Все остальное: прочность, коррозионная стойкость, безлюфтовое соединение с ключом и нечувствительность к грязи - выше всяких похвал. 6. Болты секретные для автомобилей ВАЗ, оцинкованные. Цена 70 руб. Крайне неудачное решение - эксцентрик. Без кольца ключ не вращает болт, поэтому для литых дисков эти "секретки" не подойдут - кольцо упирается раньше, чем конус болта войдет в лунку. Штифт не запрессован, а выточен заодно, поэтому его прочность под сомнением, да и входит он в выточку всего на 3 мм: небольшой перекос и - срыв неизбежен. Тонкое кольцо леп<о замять, и тогда ключ в него уже не входит. И наконец, отвернутый болт с кольцом накрепко заклинивает в ключе, а сам ключ - в шестиграннике головки - все четыре детали приходится разъединять варварскими ударами молотка... 7. Секретные болты для автомобилей ВАЗ. никелированные, с шестью зубьями. Цена -95 руб. 8. Секретные болты для автомобилей ВАЗ, титановые, с семью зубьями. Цена - 300 руб. 9. Секретные болты для автомобилей "Москвич-214Г, оцинкованные, с пятью зубьями, Цена -100 руб. 10. Секретные гайки для автомобилей "Нива" и "Ока", оцинкованные, с семью зубьями. Цена - 70 руб. 11. Секретные гайки с резьбой М12х1,5 ("Москвич", ИЖ, иномарки), оцинкованные, с шестью зубьями.азр 6/20OO 77