152
153
КЛУБАВТОЛЮБИТОтвечает заводЪЪАО № 406Заволжский шестнадиатиклапанный почему ломается и как починить?пIIIа ОXillТ Xо ••IIHiпользовать большой фильтр типа 2101. ЗР. Пользователи "406-х" моторов должны привыкнуть: мотор не терпит "абы какого" масла. На редакционной "Волге" мы использовали импортную "полусинтетику" 10W40, заменяя ее раз в 15 тысяч согласно первому изданию руководства по эксплуатации. Отрицательных последствий наш смелый эксперимент не имел (см. ЗР, 2000, № 4). Однако лучше перестраховаться и следовать сегодняшним советам заводчан, заменяя масло через 10 тысяч. В перечне характерных неисправностей "406-го" на первом месте стоит заклинивание гидронатяжителя цепи. Конструкторская недоработка, помноженная на низкое качество изготовления, приводит порой к самым плачевным результатам - обрыву цепи и даже поломке передней крышки двигателя.Рис. 1. Оправка для перезарядки гидронатяжителя цепи.шия ЖкрЩ JP!\°^iBLBre—****$^? ^ B ^ * V ^ ^ f liS3 ^Сергей КАНУННИКОВЭтот двигатель перестал быть экзотикой - им оснащают "соболи" и большинство "волг". Даже самые критически настроенные потребители отмечают достоинства агрегата. Однако низкое качество комплектующих, недобросовестная сборка или технологические просчеты способны очернить репутацию современного двигателя. Некоторые профессиональные мотористы и автолюбители уже накопили солидный опыт эксплуатации, обслуживания и ремонта агрегата. Выбрав из редакционной почты самые наболевшие вопросы, мы обратились к специалистам ЗМЗ. Ответы заводчан дополнили своими комментариями. Некоторые моторы уже после небольшого пробега начинают стучать. Разбираешь - на поршнях задиры. В чем причина? Их несколько. Это недостаточная жесткость юбки у части поршней, поршневые кольца низкого качества, использование низкосортных моторных масел. Завод старается увеличить надежность деталей цилиндро-поршневой группы. С 1999 года при обработке блоков семейства 406.10 применяют плосковершинное хонингование зеркала цилиндров (ЗР, 1995, 152 6/2000 зр № 8). На конвейере ставят хорошо зарекомендовавшие себя костромские поршневые кольца, изготовленные на оборудовании и по технологии "Гётце". Количество рекламаций по задирам поршней в 1999 году снизилось в три раза по сравнению с предыдущим. Одно из направлений работы заводских конструкторов - разработка поршня с ребром жесткости по периметру юбки. Двигатели семейства 406.10 требовательны к качеству масла. Завод рекомендует употреблять масло классов SG, SH, SJ и менять его раз в 10 тыс. км. Необходимо ис-015,9+0,05 014.9tO.O5Основная причина дефекта не в конструкции, а в технологии производства. Перекос и заклинивание запорного кольца гидронатяжителя (а не плунжера, как считают многие), как правило, вызваны с трудом различимым на глаз заусенцем, образующимся при нарезке пружинной проволоки. Сейчас технология этой операции усовершенствована. Одновременно конструкторы изменили форму канавок на корпусе, завают острые края шлица пробки. Частиклиниванием гидронатяжителя или самостраховавшись от нарушений техпроцесса. цы резины попадают в шариковый клаотвинчиванием удлинителя болта. Сейчас С натяжителями - масса проблем. пан, выводят его из строя. Не лучше ли удлинитель ставят на герметик. КонструкЗагремит цепь - значит, снова пора на заменить резину металлической шайбой? торы прорабатывают возможность примерынок, искать узел, а потом намучаОсновная функция резиновой пронения опоры с двумя точками крепления. ешься ставить его... кладки - шумоизоляция. Если резина поРесурс башмаков натяжителей Вовсе не обязательно менять натяжи- вреждена, стук гидронатяжителя отчетлиочень мал, большинство не служит и тель - если причина заклинивания в перекосе кольца (см. выше), достаточно просто "перезарядить" узел, что, кстати, совсем несложно. Сняв его с двигателя, выверните клапан (на его крышке есть шлиц, на корпусе выполнены грани под ключ "на 19"). Выньте из корпуса пружину и слейте масло. Передвиньте плунжер так, чтобы запорное кольцо, пройдя все канавки, попало в канавку стопорного кольца. Осторожно покачивая, выньте плунжер из корТипичные неисправности - преждевременный пуса. Собирайте узел с помощью специальизнос башмака и излом удлинителя болта крепления. ной оправки (см. рис.1). Установив натяжитель на оправку и, удерживая их одной рукой, вставьте плунжер в корпус до упора стопорного кольца в оправку. Нажмите металлическим стержнем или отверткой на дно плунжера. Стопорное кольцо должно перейти из канавки плунжера в канавку корпуса. Легкий щелчок возвестит о "зарядке" натяжителя. Вставьте в плунжер пружину и заверните клапан. Внимание! После этого нажимать на носик плунжера нельзя. Кольцо может выйти из канавки корпуса и все придется делать заново. ЗР. "Зарядить" натяжитель (рис. 2) нево слышен, когда давление масла превы80 тысяч. Очевидно, завод выбрал нетрудно и без оправки. Работая вдвоем, мы, шает 1,6 кгс/см 2 . Металлическая деталь с удачный материал. Проблему помогла надавливая на дно плунжера, удерживали шумом не справится. Завод проводит исбы решить втулочно-роликовая цепь. В пытания шайб из более износостойкого, отличие от ныне применяемой втулочстопорное кольцо на месте тремя тонкими чем резина, материала - термоэластопла- ной, ее ролики не скользят, а катятся по ста марки "Хайтрел" - и гидронатяжите- башмаку, меньше его изнашивая. А лучше, вообще, вместо ненадежного башлей без шлица на пробке клапана. Нежесткость крышки гнезда гидромака поставить натяжную звездочку. Действительно, материал башмака натяжителя - причина течи из-под нее масла. Болты при затяжке "вязнут" в полиамид-610 недостаточно износостоек. алюминиевом сплаве. Может, лучше Кроме того, в магазины часто попадают сделать крышку чугунной, а вместо поддельные детали. Остерегайтесь темных башмаков! Настоящие - светлые, почти беболтов применить шпильки? У завода нет информации, что течь лые. Завод не смог найти приемлемый отеРис. 2. Гидронатяжитель: 1 - клапан; 2 - запориз-под прокладки крышки гидронатяжитечественный материал взамен полиамида. ное кольцо; 3 - плунжер; 4 - корпус; 5 - пружиКак, увы, не оказалось и предприятия, споля - типичное явление. на; 6 - стопорное кольцо. собного делать двухрядные втулочно-ролиЗР. Судя по нашему опыту эксплуатации двух "406-х" (на "Волге"и "Соболе"), есковые цепи требуемого качества. В Заволжье уже идут испытания двили прокладка цела, масло из-под крышки не течет. В крайнем случае можно уплотгателей с натяжной звездочкой. Она по нить соединение герметиком. Только не принципу обратной унификации перекопереусердствуйте - лишний, неаккуратно чевала на бензиновый мотор с перспекотвертками. При известной сноровке "заположенный герметик может вывести из тивного дизеля ЗМЗ-514. Кстати, примерядить" гидронатяжитель можно в одиночстроя клапан гидронатяжителя. И конечнение звездочки попутно избавит от упомянутой выше шумоизоляционной шайку, аккуратно вводя стопорное кольцо в кано. болты надо затягивать аккуратно! навку. например, лезвием ножа. Операция Часто ломается удлинитель болта бы. Она не понадобится, поскольку усинемного напоминает заправку колец при крепления верхнего башмака. Нельзя лие пружины гидронатяжителя можно будет увеличить. Пока этого сделать нельустановке поршня в цилиндр. ли изменить его конструкцию? Как правило, причины поломки - высозя - скорость износа башмака будет каРезиновую прокладку между гидронатяжителем и его крышкой часто разбикие ударные нагрузки цепи, вызванные затастрофической. ЗР 6/2000 153