92
93
СПОРТ и отдыхРаллиРаллийный чемпионат мира по накалу борьбы сегодня превосходит формулу 1.Сергей ЗИНОВЬЕВ То, что чемпионат явно идет в гору, результат планомерных действий ФИА. Идею превратить его в серию, аналогичную первенству формулы 1, начали воплощать в середине 90-х. Сперва постарались, чтобы гонки (каждая с богатейшей историей!) все же поменяли имена. Так, знаменитые RAC-ралли и "1000 озер" превратились в "Ралли Великобритании" и "Ралли Финляндии". Затем взялись за селекцию этапов: предпочтение тем странам, где не запрещена табачная реклама. Утвердилось в календаре "Ралли Китая", несмотря на прорехи в организации. А вот американцы на предложение ФИА ответили, что пока не готовы принять этап чемпионата - надо поучиться у других. Следующий шаг - "попасть в телевизор". Репортажи о трехдневных гонках делали и раньше, но тут появились трансляции отдельных спецучастков в прямом эфире! Более того, на "телевизионных допах" экипажи разыгрывали дополнительные зачетные очки, причем на старт здесь допускали даже ранее сошедших с дистанции! И наконец, согласовали раллийный календарь с "формульным" - теперь внимание почитателей автоспорта не рассеивается. В этом сезоне все 14 этапов раллийного чемпионата аккуратно разведены с Гран-при формулы 1 по разным уик-эндам! Эти меры и привели к сегодняшнему благополучию, если не сказать процветанию, ралли. За титулы сражаются семь команд - рекордный показатель. Из них четыре примерно равны по силам - "Мицубиси", "Субару", "Форд" и "Пежо". Разве можно сказать то же самое про формулу 1, где из года в год две "конюшни" наголову сильнее других! Еще три раллийные команды - СЕ AT, "Шкода" и "Хёндэ" - "подрастающее поколение". Сегодня командам - участникам чемпионата нужны гонщики, да побольше, чем, скажем, восемь лет назад. Поэтому и титулованные ветераны еще в строю, и молодежь подтягивается. В каждой гонке сезона-2000 - непредсказуемый сюжет и борьба до последних метров дистанции. Пример тому - "Ралли Каталонии". Его вообще можно было бы назвать идеальным с позиций зрителя. Не на каждом Гран-при формулы 1 случается, что победителя от третьего призера отделяет всего 11 секунд! Между тем, дистанция здесь вовсе не 300 километров - без малого две тысячи! И проходят ее не за полтора часа, а в сумме за 38. Обычный "рабочий день" раллиста: 900 километров пути, старт в пять утра и финиш в десять вечера! К тому же раллийные дороги - это не вылизанный асфальт особого качества, а теРичард Берне в конце прошлого сезона был главным "возмутителем спокойствия" для Томми Мякинена, а ныне, после побед в Кении, Португалии и второго места в Испании, лидирует в чемпионате. На "Ралли Каталонии" пилоты использовали все возможные виды "резины" - от сухих "еликов" до "очень мокрой".же самые, по которым ездят все. Да, на скоростных участках, составляющих шестую часть дистанции, движение других машин исключено. Но качество покрытия и обочин от этого не меняется! Ямы, камни, лужи... И несколько тысяч поворотов. Запомнить их невозможно, можно только записать. Еще одно немаловажное отличие ралли от кольцевых гонок - вся команда работает в том же режиме, что и экипаж. Замена шин и дозаправка, зачастую "одноразовые* в формуле 1и требующие там сиюминутной концентрации от механиков, здесь дополняются постоянными переездами с одного места на другое, экстренным ремонтом в "походных" условиях и планомерным техобслуживанием, когда автомобиль разбирается и собирается практически полностью. Понятное дело, с профилактической заменой "расходного материала"-амортизаторов, тормозов. турбин,электрооборудования и многого другого. Мало не покажется - менять нельзя разве что двигатель да кузов! Но вернемся к "Ралли Каталония", начавшемуся под дождем. Помимо шотландцев Мак-Рея и Ричарда Бернса (первый - на "Форде-Фокус", второй - на "Субару-Импреза"), фаворитами здесь называли еще полдюжины пилотов, из которых выделялись, конечно же, действующий чемпион Томми Мякинен и двукратный экс-чемпион Карлос Сайнс, "матерый человечище", знающий домашнюю трассу, как принято говорить, с ^СЕКУНДОМЕРОМмн; 4ШЯ1§лллшшлллллллиз к9 к9Ъ к к9 йашшлшллияшшшшшшшшшшшшшшшшш^^ ^ ^ ^ ч*^К^^>^/'•wowrЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ Положение после 5 этапов Зачет пилотов: 1 Р. Берне (Великобритания, "Субару-Импреза") - 28 очков; 2. Т. Мякинен (Финляндия, "Мицубиси-Лансер") - 19; 3. М. Гронхольм (Финляндия, "Пежо-206") - 1 8 ; 4. К. Сайнс (Испания, "Форд-Фокус") -17; 5. К. Мак-Рей (Великобритания, "Форд-Фокус") - 14; 6. Ю. Канккунен (Финляндия, "Субару-Импреза")-11. Зачет марок: 1. Субару" - 41 очко; 2. "Форд" -31; 3. "Мицубиси", "Пежо" - по 23; 5. СЕАТ - 7; 6. "Шкода" - 5. младых ногтей. Как раз эта четверка и повела борьбу за львиную долю зачетных очков. В отличие от автомобиля формулы 1, чей ресурс ограничен, в сущности, одной гонкой, раллийные строят "с запасом". Казалось бы. надежные должны быть до невероятности. Ничего подобного! Проверенные и прекрасно работавшие раньше узлы вдруг, в одной конкретной гонке, отказывают. Неполадки со шкивом генератора на "Субару", испортившие Юхе Канккунену настроение на всю гонку, никого не удивили. Все-таки его модификация "Импрезы" совсем новая - ее представили две недели назад в Португалии, не все еще "притерлось". А вот у "Мицубиси" проблемы были куда серьезнее - на обеих машинах, и у Мякинена, и у Фредди Лойкса "ни с того ни с сего" закапризничали тормоза.-^• -Томми выжимал из своего "Лансера" все что мог, два спецучастка из 15 даже выиграл, и притом сражался лишь за третье место. Да и то лишь поначалу, когда Сайнс не выдерживал заданный шотландцами бешеный темп из-за поломки... "дворников" на его "Фокусе"! После первого дня, или 90 километров скоростных участков, испанец опережал Мякинена на полсекунды. Дождь кончился, и во второй день, на сухой дороге Ричард Берне не сумел сохранить лидерство. Карлос прибавил, сократил отставание от нового лидера Мак-Рея до 9 секунд. А от Мякинена, соответственно, умчался - теперь их разделяли уже почти полминуты. Утром третьего дня на долю Колина Мак-Рея. который больше года не был так близок к победе, выпала очередная (которая уже в его карьере!) порция огорчений. За считанные минуты до старта механики обнаружили в его "Фокусе" неполадки подшипников в сцеплении. Выход один - менять весь агрегат, и пошла работа буквально по секундомеру! "В этот момент мне хотелось проснуться, - рассказывал потом Колин. - Я ходил возле машины и видел, как вокруг нее копошатся люди, и на эту картинку уже накладывалось воображаемо летящие навстречу километры предстоящего допа. И в то же время осознавал, что все труды могут пойти насмарку". Десять секунд штрафа экипаж 'Форда" все же получил, но это не было катастрофой. Воодушевленный возможностью продолжать борьбу, Колин сразу отыграл пять секунд отставания у Бернса и оказался в секунде и трех десятых впереди! Этого хватиЧетырехкратный чемпион мира Томми Мякинен оказался прав, утверждая, что нынешний сезон сложнее предыдущих.Шеф команды "Форд Мотор" Макольм Уилсон разделил радость победы с экипажем Колина Мак-Рея (слева) и Ники Гриста (справа).ло, чтобы удержаться на первой позиции вплоть до финиша. Накал борьбы был таков. что на последнем допе дуэлянты показали абсолютно равные результаты, уступив полсекунды Маркусу Гронхольму. Финн из "Пежо" здесь отчаянно рисковал, "лупил на все деньги", чтобы опередить своего партнера по команде Жиля Паницци в борьбе за пятое место. После победы на "Ралли Швеции", подарившей Гронхольму веру в возможный титул, у него на счету каждое очко! По этой же причине и Ричард Берне, уступивший в итоге Мак-Рею смешные шесть секунд, не был убит горем: "Ну да, мы лишь вторые, но в этом нет ничего страшного. Не всегда же выигрывать! Главное, что Мякинен сегодня остался позади. Уступить Мак-Рею пока не страшно". А Колин, среди прочих слов, восхваляющих гонку, команду, машину и своего штурмана Ники Гриста, произнес и такие: "Все-таки есть Бог на небесах". По-видимому, сильно поразили его собственная победа и третье место Карлоса Сайнса на асфальтовом ралли. Ведь уже много лет подряд "форды" выигрывали только на грунте, да и то нечасто. D ЗР 6/2000 93