50
51
ТЕХНИКАТяжеловозОПЫТЫ ТРАКНОЛОГОВАнатолий ФОМИНСпециалистов по маркетингу хлебом не корми, только бы выдумать какое-нибудь новое слово. И запатентоватьТак рождаются на свет всевозможные "стептроники", "суперселекты" и "магнастиры". Бедный английский язык! Впрочем, нам поневоле приходится тащить все это "богатство" в русский.Вот и фирма МАИ решила отойти от традиционных наименований своих тяжелых грузовиков. С тех пор как автомобили семейства F2000 ("Грузовик 1995 года") в 1994-м сменили прежнюю серию F90 ("Грузовик 1987 года"), событий случилось не так уж много. Главное из них - модернизация 1998 года и новые двигатели. Поскольку название с магическим числом 2000 уже было, для нового семейства пришлось искать другое решение. Разрешите представить: Trucknology Generation. Да-да. познакомьтесь с новой наукой "тракнологией", иными словами технологией постройки и совершенствования грузовиков. Независимо от того, нравится вам это название или нет, новое поколение грузовиков МАН полной массой свыше 18 тонн будет нести на дверях кабины аббревиатуру TG-A (Trucknology Generation-A). Что ж, давайте знакомиться с опытом тракнологов мюнхенской фирмы "МАН Нуцфарцойге".Комфорт водителя, бесспорно, очень важное свойство конструкции нового грузовика, но не единственное, в чем он превосходит предшественника. МАН TG-A стал первым тягачом, который может быть укомплектован газоразрядными (ксеноновыми) фарами. Расположение воздушного фильтра (слева за кабиной) и его воздухозаборника таково, что воздух всасывается из наименее запыленной области, а это продлевает срок службы фильтрующего элемента. Для защиты от мошкары радиатор двигателя снабжен специальной сеткой, которую можно снять и промыть за несколько минут. Семейство шестицилиндровых моторов МАН с четырьмя клапанами на ципиндр хорошо зарекомендовало себя еще на модели F2000. Согласно новым требованиям к токсичности они поставляются ренний объем, более совершенная эргоносоответствующими стандарту Евро III. Для мика рабочего места. Форма кабины подстран, где пока действуют более низкие черкивает и лучшую, чем прежде, аэродинатребования, предназначены более дешемику. Кстати, в угоду ей две верхние ступевые моторы Евро II без рециркуляции отни лестницы спрятаны за дверью кабины. работавших газов. Среди новинок - выдвижной ящик-холодильСегодня МАН предлагает двигатели ник (он прячется под нижним спальным месD2866 и D2876, мощностью 301 кВт/ том) и боковые багажные отсеки: с досту410 л. с. и 338 кВт/460 л. с , рабочим объепом снаружи для инструмента и рабочей мом соответственно 12 и 12,8 л. Наиболее одежды ис двусторонним для всего остальмощный из них развивает крутящий моного. В самой большой кабине XXL оба мент 2100 Н-м в диапазоне 900спальных места весьма внушительных габа1300 об/мин. Разработаны варианты ритов - 2,2x0,79 м нижнее и 2,12x0,7 верх12-литрового мотора меньшей мощности нее. Так что даже двухметровый водитель 228 кВт/310 л. с. и 265 кВт/360 л. с , отлиможет вытянуться во весь рост. чающиеся хорошей приспосабливаемо-Что самое заметное в новых грузовиках? Правильно, кабина - отличия видны здесь невооруженным глазом. Как ив прежней модели F2000, предусмотрены два ее варианта по ширине(2240 и 2440 мм)и два по высоте (с одним и двумя спальными местами). Для машин, работающих на коротком плече, предлагается компактная кабина с уменьшенной на 400 мм длиной без спального места. Дизайн, естественно, перекликается с предшественником, но налицо большая площадь остекления, больший (на 9%) внут50 6/2000 ЗР стью к нагрузке, но они будут доступны заказчикам только в конце года. Все двигатели снабжены моторным тормозом. Сервисный интервал при благоприятных условиях эксплуатации - 80 000 км. Магистральные тягачи МАН оснащают 16-ступенчатыми коробками передач немецкой фирмы ZF с прямой или повышающей 16-й передачей, но пользоваться ими почти так же легко, как четырехступенчатой, - достаточно лишь выбрать нужный ряд и ступень делителя. С системой "Комфортшифт" восемь передач верхнего ряда можно переключать, не выжимая педали сцепления - автоматика тщательно уравнивает обороты, способствуя тем самым большей долговечности дисков сцепления.Полностью автоматическое переключение имеет 12-ступенчатая коробка "МАН-типматик" (!), которая сама может поддерживать обороты двигателя в наиболее экономичном диапазоне 1300-1500 в минуту. МАН отказался от заднего моста с планетарными редукторами. Меньше шестерен - меньше потери мощности. Поэтому на TG-A одноступенчатая гипоидная передача. Система смазки заднего моста имеет собственный насос и фильтр. Масло здесь требуется заменять только раз в 500 000 км. Передаточное число главной пары можно подобрать таким образом, чтобы использовать коробку передач с прямой высшей передачей даже на машинах с низкопрофильными шинами и пониженной вы-сотой сцепного устройства. Это обеспечивает дополнительную экономию топлива. Грузовики серии TG-A буквально напичканы электроникой. Она следит за износом сцепления и тормозных колодок, управляет пневматической системой тормозов тягача и прицепа, характеристиками пневматической подвески. Разумеется, есть и автоматика поддержания скорости, способная вести автопоезд даже ровнее, чем опытный водитель, не допуская лишнего "шевеления" педали подачи топлива. Электронных устройств в автомобиле так много, что для объединения их в единую систему пришлось воспользоваться не простыми проводами, а специальными шинами, передающими информацию в цифровом виде. Столь сложная система подразумевает соответствующий уровень технического обслуживания. Поэтому в России новые машины вряд ли появятся в этом году. Позже начнется их продвижение на Восток в темпе примерно 1000 км в... год. По предварительным прогнозам, такова скорость распространения сети обслуживания. Хотя при более оптимистичном сценарии развития все может произойти значительно быстрее. У грузовиков МАН всегда был свой круг поклонников в разных странах. Немного консервативный дизайн, тщательная проработка технических решений - все очень добротно, без лишних инженерных "наворотов", порой вовсе не повышающих надежность. Мощные, экономичные и долговечные моторы - еще один козырь. Однако более всего заказчикам импонирует совсем другое: наиболее важные детали грузовиков МАН производят только в Германии, а это для них лучшая гарантия того, что купленная за немалые деньги техника будет работать без поломок.ВНЕШНИЕ СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ N 2200* £360 1s &320 5 280 1600 |^ иоо D2876 LF04 160 1200soo Обороты коленчатого вала, о&'мин 240 200 ISOOZ^/•—\ « к рiD2866 LF262200* i2000 х//X200Мкр1200аоо two 1X0 иоо woo isoo 2000 ггооtooo >гоо 1400 teoo woo гооо ггоо Обороты коленчатого вала, об мин£360 $320D2866 LF272200* i 2000 |" 1800 % гбоо£Мкр 240 2002200» N280 240200 160 800уГ^ХС ^Ч^Мкр02866 LF28^-"""^>воо|11600 Е1400 12001400 1200160 800WOO 1200 1400 1600 1800 2000 2200 Обороты коленчатого вала, об мин100О 1200 1400 1600 WOO 2000 2200 Обороты коленчатого вала, об/минЗР6/200051