40
41
ИСПЫТАНИЯ ТестПомните те времена, когда ВАЗ-2107 был последним писком автомобильной моды? Еще бы - сверкающая решетка радиатора, дополнительная подштамповка на капоте и, конечно же, как их тогда называли, эргономические сиденья. Нынче вазовской "семеркой" уже никого не удивишь. Ее мишурный блеск потускнел - даже решетка радиатора теперь не блестит. Но кресла со встроенными подголовниками по-прежнему отличаются от всех вазовских собратьев. Причем этот класс сидений популярен не только в России - у него есть приверженцы повсюду. Сочетание спортивного стиля с основательностью и надежностью притягивает многих. Специалисты тоже утверждают, что модели с интегрированным в спинку подголовником более удобны, современны и безопасны. Проверим? НА БЕЗРЫБЬЕ И "КНЯЗЬЯ" РЫБЫ К сожалению, разнообразием монолитных спинок отечественные заводы похвастать не могут. Хит нынешнего сезона все тот же - знакомое всем кресло "семерки". Оно же и самое массовое. В ходе испытаний компанию продукции ВАЗа составило изделие АО "Москвич" - сиденье для "Святогора" и прочих машин столичного производства с громкими именами. Тиражируется оно в куда меньшем количестве, но все же достаточном для того, чтобы участвовать в тесте. С российским дуэтом сразился зарубежный аналог - модель SR немецкой компании "Рекаро". Все образцы новые, приобретены в магазинах с незапятнанной, вроде бы, репутацией, перед тестом не эксплуатировались. Отметим сразу - к мелочамНА ГРАНИ ОЛАОчередной тест сидений. ВАЗ и "Москвич" не то чтобы проигрыш, но УЖ точно не победа.ириллмы не придирались и "блох" не ловили. Кресла сдавали один, зато, наверное, самый главный экзамен - проверялось их соответствие нормам безопасности, а точнее, требованиям правила 17-04 ЕЭК ООН. Тем, кто не успел познакомиться с предыдущим тестом сидений (ЗР, 2000, № 4) или просто подзабыл, вкратце напомним методику испытаний. Сначала контроль размеров - как вы понимаете, геометрия кресла строго регламентирована. Следующий шаг - пытка статической нагрузкой. Она состоит из двух этапов. Первый - к спинке прикладывают момент 37,3 даН-м, затем с помощью сферической модели голо-Рекаро"РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ СИДЕНИИ~~-\^^ Параметр Сиденье ^^-~~^ Нормы безопасности М-2142 17ч> правило ЕЭК ООН, ВАЗ-2107 "Святогор" приложение 04 Не менее 750 Не менее 170 Перемещение подголовника не Солее 102ми Не должно происходить голомкл подголовника. сиденья или его спинки "Рекаро" SR"Святогор" ВАЗ-2107Высота т>дгоговника мм Ширина гюдгрловника. ш Статическое нагружение подголовника моментом 37.3 даН-м' Статическое нагоужение подголовника 89 даН Нагружечие до разрушения даН755 270 55Соответствует715 250 65Соответ ствует75 7 30 125Соответствует-9010 410 9' 1даН-м щекачьюто на метр) = 10 Н-м40б/гооо ЭР вы усилие, создающее момент 37,3 даН-м, передают и на подголовник. При этом перемещение последнего должно быть не более 102 мм. Второй этап - не снимая преднатяга со спинки, увеличивают нагрузку на подголовник. Нормы безопасности будут выполнены, если сиденье выдержит действие силы 89 даН. Это завершение испытаний по правилам ЕЭК ООН. Мы же идем дальше дожимаем образцы до слома. Таким образом выявляется чемпион, да и знать запас прочности совсем не вредно. Результаты тестирования вы найдете в таблице, на словах добавим следующее. В ЗАПАСЕ ОДИН КИЛОГРАММ Фигура у вазовского сиденья то, что надо - к геометрии претензий нет. Мало того, на подголовник нанесена четкая маркировка Е2 в кружочке и группа цифр по всем законам жанра - уважаем, мол, и выполняем первую группу поправок к международным правилам. Сейчас, правда, действуют поправки посвежее, но креслице-то по размерам укладывается ив современные требования. Чего придираться к клейму? На заборе тоже много понаписано, а приглядишься - только деревянные доски. Посмотрим лучше, как дела с прочностью. Что тут можно сказать, ну... м-м-м-м... выполняет. Такое, понимаешь, Е2, в общем, едва-едва. Норматив 89 даН, а сломалось сиденье при 90 даН. Да как - спинка деформирована, стоит наперекосяк. Ладно. не будем вспоминать про погрешность измерений, человеческий фактор при подведении итогов эксперимента, разброс качества в производстве. Поддержим отечественного производителя и поставим ему "зачтено". Но, мужики, побойтесь Бога, нельзя же так - совсем уж на грани фола. Тем более, что провалились на прошлом тесте (ЗР, 2000, № 4). Кстати, официального ответа о мерах по усилению спинки сиденья ВАЗ-2109 мы не дождались. Хотелось бы получить информацию на эту тему, а заодно и по родственным моделям кресел - ВАЗ-2108,21213. Впрочем, вспомним о следующем участнике теста.ваний действующих правил 35 мм. Да и цвета обивки слишком уж матрасно-игривые, не похоже что-то на серийное производство. Стульчик разобрали и провели расследование - благо, есть, с кем посоветоваться. Выяснили следующее - аналогичные сиденья недавно прошли сертификацию. Замечаний нет. Происхождение нашего образца - тайна о семи печатях. Цветастый текстиль похоже "левый". А вот все до единого элементы каркаса и поролоновая набивка фирменные. Причем ряд деталей свежий, а ряд выпущен довольно давно. Сварка выполнена грубо, так в серии делать не принято. Спрашивается, левак тайком собирают на заводе и втихаря вывозят или сначала тащат комплектующие, собирают их где-нибудь в сарае и далее - прямиком в магазин по поддельным накладным? Что, батюшка, в России по-прежнему воруют? Воруют, матушка, воруют! И АО "Москвич", похоже, не исключение. Жаль, очень жаль. Если поделка из оригинальных комплектующих по прочно-сти выполняет нормы, то фирменное сиденье ив остальном должно быть на уровне. Еще обиднее, если, защищая честь мундира. сертифицируют одно, а продают, увы, совсем другое. План, знаете ли, аврал, вторая смена и т. д. В любом случае способ борьбы со злом искать не нам с вами. О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ И вот, наконец, "Рекаро". Самое дешевое в выпускаемой фирмой гамме, хотя по нашим меркам 460 долларов - большие деньги. Но дело даже не в этом. Из инструкции аж на девяти языках следует, что его каркас сертифицирован в... 1989 году. Перед нами проверенная временем очень удобная модель, с лихвой перекрывающая действующие нормативы. Запас прочности более чем двукратный. Все - комментарии, очевидно, излишни. Подведем итоги. В ходе двухсерийной седалищной эпопеи мы протестировали семь автомобильных кресел. Из них пять отечественных и два зарубежных. Оба иностранца ис интегрированным подго1. Измерения геометрии "Рекаро" - претензий нет. 2. Сиденье ВАЗ-2107 после испытаний - спинка наперекосяк. 3. Сиденье "Святогора" держалось долго, но в результате - деформированный каркас и... 4. ...погнутые салазки.ГДЕ КРОЕТСЯ ОБМАН Сиденья "Святогора" удобные, спору нет, и владельцы отпрысков "сорок первых" "москвичей" это подтвердят. Пластик на тыльной стороне подушки тоже очень уместен. Он защитит спину человека от травм, если поклажа придет в движение. Прочность соответствует нормам, да и запас притом немалый. Ни дать, ни взять кресло чемпи-ён! Но почему-то не бывает у нас все гладко и без сюрпризов - подголовник по высоте не дотягивает до треболовником, и с выдвижным в лидерах. Что касается наших, то без оговорок, скидок и игры на грани фола достойно выступил лишь ГАЗ с моделью 3110. У нас почему-то принято делить производителей на отечественных и зарубежных. Одних, ясно дело, надо поддерживать, других... Автор, в душе неисправимый интернационалист, предлагает другую градацию - производители качественных товаров и бракоделы. По части сидений ГАЗ смело можно отнести к первым и, как говорится, поддержать. Что касается остальных наших - то пока от предложений воздержимся. D ЗР 6/200041