62
63
ЭКОНОМИКАЗа рубежомВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ.дани»Венгерская автомобильная промышленность сегодня.Епена ВАРШАВСКАЯ . Игорь МОРЖАРЕТТОСкажи кто-нибудь десяток лет назад, что последний писк мировой автомобильной моды выпускают в Венгрии, посмеялись бы и только. Вроде известного "Россия - родина слонов". "Самый веселый барак соцлагеря" был страной зеленого горошка, гуляша и чардаша, ну, пусть еще "икарусов" (как-никак, 14 тысяч в год - нешуточный объем), но престижные легковые автомобили...И вот - год 2000-й: 50 тысяч "Ауди-ТТ", 80 тысяч "Сузуки", около 500 тысяч двигателей "Опель", миллион моторов "Ауди" далеко не полный список того, что выпускают ежегодно в Венгрии нынешней. Такие успехи и всего за десять лет! Не в одной же смене строя дело, есть, наверное, и другие секреты. ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО "ЛЬГОТЫ" Рецепт известен и прост: освобождение от налогов. В свое время в Венгрии приняли закон для поддержки крупных инвесторов. Вложил больше 10 миллионов форинтов (сейчас это 40 млн. долларов) не плати налог 10 лет при условии размещения в течение пяти лет производства половины комплектующих. Почти как у нас! Только сумма инвестиций, подпадающая под условия игры, намного меньше. На самом деле все куда глубже. Например, даже более мелкие инвесторы имеют шанс получить налоговые льготы: вложившие больше 3 млрд. форинтов (сейчас - $1,2 млн.), если разместят производство в слаборазвитых районах страны; вложившие от 200 млн. форинтов ($80 тыс.), если будут развивать местную инфраструктуру. Важно, что закон касает62 6/2000 ЗРся не только автосборочных проектов, но и любых других, не только иностранных, но и внутренних инвесторов. Первыми заинтересовались японцы. За ними - "Опель", "Ауди" и "Форд". Привлекли иностранцев не только льготы. Венгрия - страна спокойная, политических потрясений нет и не предвидится. Коммунисты, возрождения которых буржуи так боятся, здесь на прошлых выборах взяли... 1,5% голосов! Инженеры под стать европейским, рабочие квалифицированны, до Запада - рукой подать, дороги, коммуникации - на уровне. Ну, просто оранжерейные условия! И выросли в них не традиционные венгерские огурчики-помидорчики, а автомобильная промышленность. За эти годы общий объем инвестиций в отрасль составил почти 2 млрд. долларов-10% всех инвестиций в экономику страны. Ежегодный оборот - около 3,8 млрд. долларов. Создано около 30 тысяч новых рабочих мест. Кстати, средняя зарплата занятых в автопромышленности выше, чем по стране (но только не сравнивайте с западноевропейской!). МАЛОЛИТРАЖКА ВМЕСТО СОВЕТСКИХ ТАНКОВ Рабочий "Мадьяр Сузуки" не может позволить себе купить автомобиль собственного завода. Цена самого дешевого "Свифта" - 7 тыс. долл., а зарплата рядового работника - около 150 долл. в месяц. Как на нашем АвтоВАЗе! Здесь люди не выдерживают на конвейере больше двух лет, уходят. Но в старинном Эстергоме, где находится завод, и его окрестностях - безработица, проблем с кадрами у завода нет.В сварочном цехе - ни одного автомата. "УзДэуавто", к примеру, оснащен лучше, современнее. А тут, в центре Европы... Что ж, ручной труд выгоднее - дешевле. Капиталисты привыкли считать деньги. Проще поставить сотню венгерских рабочих со сварочными аппаратами, чем приобрести автоматическую линию. В1990 году на месте советского военного полигона начали строить сборочный завод. Инвестиции - 200 миллионов долларов. Мощность - 70 тысяч автомобилей, рассчитанных на внутренний рынок. К 1994 году выпускаемые здесь автомобили уже наполовину состояли из венгерских компонентов. Начался экспорт в Великобританию, Голландию, Германию. Японцы поверили: в бывшей соцстране можно добиться нормального производства, хорошего качества. В 1997 году решили расширить производство до 100 тысяч автомобилей в год. Вложили еще 150 миллионов долларов ис 1999-го, кроме рестайлингового "Свифта", начали выпускать новейшие "Сузуки-Вэгон Эр Плюс", которых в нынешнем году сделают 35 тысяч. А само предприятие из совместного превратилось в почти чисто японское: 98% капитала принадлежит партнерам из Страны восходящего солнца. - Ну, и что тут страшного? - удивляется нашему вопросу генеральный директор департамента промышленности министерства экономики Шандор Молнар. Приход иностранных компаний дал мощный толчок малым и средним предприятиям по производству комплектующих. Сорок две фирмы, к примеру, выпускают сегодня аккумуляторы, механизмы сцепле- к ним?ния, сиденья, амортизаторы, приборные панели и многое другое для "Свифта". Одиннадцать из них уже экспортируют свои изделия непосредственно в Японию, на заводы "Сузуки моторе". СВОБОДНАЯ ЗОНА "АУДИ" Здесь - частичка Германии во всех смыслах. Иностранный завод, где хозяева и менеджмент - немцы. Без разрешения из Ингольштадта гостям запрещается не то что фотографировать в цехах, а даже посидеть на выпускаемых машинах, потрогать, заглянуть внутрь. На территорию предприятия пропускают, как на секретный объект: заполнив какие-то бумаги, проверив паспорт, сумки, прогнав через арку металлоискателя... В светлых, как операционный зал больницы, цехах над телом будущей "Ауди-ТТ" колдуют люди... нет, не в белых халатах, но в не менее стерильных спецовках. На завод в опечатанных контейнерах приезжают комплектующие, а отсюда готовые автомобили отправляются прямиком в "фатерлянд". Никакого соприкосновения с собственно Венгрией, кроме разве прикосновений рук местных рабочих. Хотя... ежегодно "Ауди" приобретает у здешних производителей комплектующие на 45 миллионов долларов, а в нынешнем году на целых 120 миллионов! При этом нигде на самой машине не указана страна-производитель - не каждый покупатель знает, что "ТТ" выпускают в Венгрии и только в Венгрии. Но щегольская машина - не главная продукция завода "Ауди" в Дьере. С 1994 года в этом промышленном городе (кстати, здесь же расположен и влачащий жалкое существование завод грузовиков "Раба") ведется сборка двигателей. Немецкий концерн вложил в это производство 450 млн. долларов,и сейчас с конвейеров предприятия ежегодно сходит миллион бензиновых моторов. В 2000-м завод станет первым в стране по выручке, обогнав крупнейшую в Венгрии нефтяную компанию, - 3 миллиарда долларов! Руководство венгерского отделения "Ауди" планирует построить еще один моторосборочный цех. Будут инвестиции продлятся льготы. Кстати, немецкое предприятие до сих пор налогов в Венгрии не платит... КТО СЛЕДУЮЩИЙ? Да, собственно, никто из инвесторов налогов не платит. У кого-то время еще не подошло, кто-то предпочел снова вложить деньги. Вот, например, "Опель". Главным профилем производства, в которое было вложено 225 млн. долларов, стал выпуск 16-клапанных двигателей объемом 1,4 и 1,6 литра. Их поставляют во все уголки мира, где делают "корсы", "астры" и "вектры". Сейчас объем выпуска двигателей довели до полумиллиона. Объявлено о вложении еще 130 млн. долларов в строительство цеха по производству коробок передач. Говорится о необходимости довести долю венгерских деталей в коробках до 50%.В начале 90-х пришел в Венгрию и "Форд". Первое время выпускал бесконтактные системы зажигания, а сейчас на предприятии в бывшей резиденции королей - городе Секешфехерваре делает еще и бензонасосы, и стартеры. Все это поступает на восемь автозаводов 'Форда" в пяти странах. В перспективе, естественно, расширение производства. Ну, кто еще не успел открыть свое дело в Венгрии? БМВ? Вот вам слух: поговаривают, что немецкий концерн намеревается собирать здесь какую-то свою новую модель. Не то "трешку", не то... "двушку". Кажется, иностранные автопроизводители наперегонки бегут вкладывать деньги в Венгрии. Впрочем, и правда, нужно торопиться. К 2003 году бывшая социалистическая страна станет равноправным членом Европейского Сообщества. И тогда - плакали налоговые льготы. Венгрия не сможет больше создавать особые условия для инвесторов.И останется в качестве приманки западных капиталовложений только дешевая рабочая сила. Что, впрочем, тоже немало. ГОРДОСТЬ ВМЕСТО... МАСЛА? Захлебываясь от восторга, бросаться "перенимать опыт"? Заходясь от гнева, заклеймить капиталистическую экспансию? Давайте лучше для начала спокойно взвесим все плюсы и минусы венгерского подхода к автомобильной промышленности. В активе - рост занятости. Семь с половиной миллионов долларов в месяц! Такую зарплату получают в совокупности работники отрасли. Эти деньги вливаются в экономику страны, стимулируя ее развитие. Хорошо! Имидж Венгрии изменяется: от "страны зеленого горошка" - к стране, где выпускаются "ауди-ТТ". А для инвесторов из самых разных отраслей есть ли рекомендация лучше? Еще - развивается инфраструктура отсталых районов. В пассиве - многомиллионные прибыли уходят к иностранцам. На автомобильных заводах, расположенных в своей стране, венгры - не хозяева. Они - лишь исполнители, рабочая сила. И вряд ли ситуация изменится: у иностранцев изначально главный интерес - размещать собственные производства, а не растить себе конкурентов. В современном мире (особенно мире автомобильном!) все меняется очень быстро. Венгрия свое место в нем (плохое или хорошее - не нам судить) уже нашла. Успеет ли найти Россия?•ЗР 6/2000 63