155
АльтернативаГРУЗОВИК - НА ГАЗстью сильные и слабые стороны новогрудского оборудования выявит опыт эксплуатации. Пока он невелик, но с осторожным оптимизмом можно признать, что "новогрудка" достойно конкурирует с "рязанкой". Комплекты аппаратуры для ЗИЛ-130 продаются в Москве за 300-350 долларов. Что приобретают и чем жертвуют влаДмитрий АЛЕКСАНДРОВ дельцы газобаллонных грузовиков? Если Конечно, главное, что привлекает чаНеплохие возможности сэкономить переоборудование "Газели" обходится в стных "извозчиков", - цена сжиженного гадает газификация владельцам автомоби8-10 тыс. руб., а экономия на топливе состаза, которая всегда остается в два-три раза лей средней грузоподъемности типа ЗИЛ- вляет более 60 руб./100 км, то затраты окуниже цены бензина. Но и менее вредный 130 и ГАЗ-53, особенно при внутригородпятся за 12-15 тыс. км пробега. Перевод на выхлоп - моральный стимул для многих ских перевозках. Здесь выбор оборудовагазовое топливо ЗИЛ-130 обходится в 12-14 водителей. ния для сжиженного газа ограничен протыс. руб., а окупается за 10-12 тыс. км. Вследствие низкой степени сжатия двиДля грузовиков выбор аппаратуры годукцией тех же отечественных производираздо скромнее, чем для легковых автомотелей - РЗАА и НЗГА. Изделия этих завогателя грузового автомобиля потеря мощнобилей, хотя газификация начиналась дов относятся к разным поколениям - сти при работе на газе здесь чуть больше, старшее представлено рязанской аппарачем у легкового. Случается, что сразу после именно с них. Здесь больше всего систем, преднатурой, а младшее - новогрудской. Рязанперевода грузовика на газ водители сталкизначенных для автомобилей малой грузоское оборудование хотя и надежно в рабо- ваются с проблемой пуска и устойчивости работы мотора, особенно в сильный подъемности - "газелей", "соболей, мороз. Причина кроется в свойствах "уазиков". Их производят все завосамого газа. Например, при низком ды газобаллонного оборудования давлении в баллоне недостаточна поотечественные и зарубежные. Отдача топлива в редуктор, холодная личия от "легковых" только в баллогазовоздушная смесь неохотно воснах. Наиболее заметен (30-40% попламеняется в камере сгорания. Посставок) Новогрудский завод газоледнее обстоятельство проявляется вой аппаратуры (НЗГА), оборудоватакже при неотрегулированной сисние которого отличается простотой теме зажигания. и привлекательной ценой, чего не скажешь о качестве. Если в одном-двух цилиндрах из восьми низкая компрессия, то Ступенькой выше по комплектапри работе на бензине это мало ции и по цене располагаются издеощущается. На газовом же топлилия Рязанского завода автоаппараве, температура воспламенения которого туры (РЗАА), московских фирм-разработчиГаэовый редуктор в моторном отсеке. ков - САГА и "Автосистема", которые совмете, но уже морально устарело. Под капозначительно выше, чем бензиновой смеси, стно обеспечивают 10-20% поставок. том такого ЗИЛа или ГАЗа размещается падение мощности заметно. Владельцам "газелей" следует учитыВ последнее время вырос импорт обовнушительная конструкция - испаритель и рудования из Италии и Южной Кореи, которедуктор на специальной раме, установвать особенности карбюратора К-151. При рое заметно потеснило отечественных конленной на двигателе. При переводе бензипостоянной езде на газовом топливе он курентов. Зимнее снижение спроса выровнового ЗИЛа на газ его карбюратор К-88 надолго выключается из работы и постеняло цены на рынке газобаллонного оборуспециалисты заменяют газобензиновым К- пенно накапливающиеся дефекты не срадования, и теперь отечественные комплек91. Весьма слабое место "рязанки" - балзу проявляют себя, поэтому нелишними ты для "газелей" обходятся в 200-230 доллонная арматура: она не защищена от дооказываются регулярные проверки раболаров, а импортные - в 220-280 долларов. рожной грязи и неудобна в обслуживании. ты карбюратора во время небольших проВ новогрудской аппаратуре баллон бегов автомобиля на бензине. Объем газового баллона для грузовиков ныне стал решающим фактором - снабжен компактным мультиклапаном под В общем, газобаллонное оборудоваслишком много времени отнимают очерепрочным кожухом, как на баллонах для "гание экзаменует и двигатель, и владельца ди на газовых заправках. Если в прошлом зелей". Газовый смеситель выполнен в виавтомобиля, заставляя уделять больше году самым популярным для "Газели" был де проставки под карбюратор и не требует внимания работе систем питания и зажибаллон объемом 103 л, то теперь повысущественной переделки штатной констгания. Обычно все детские болезни газошенным спросом пользуются 130-литрорукции. Остальные элементы новогрудско- топливной аппаратуры проявляются в вые. Некоторые умельцы приспосабливаго оборудования для грузовиков также первый месяц эксплуатации, когда их по ют к "газелям" даже баллоны от "газонов" идентичны "газелевским". Простота констгарантии устраняют специалисты-устаобъемом 170 и 200 л, и только слишком рукции и унификация новогрудской аппановщики. В дальнейшем и водитель приоббольшие габариты удерживают от примературы привлекательны с точки зрения ее ретает опыт регулировки оборудования. надежности и ремонтопригодности. Полнонения баллонов для ЗИЛов (250-270 л).В последнее время активно переоборудуют частные "газели", "бычки" и другие грузовики. О выгодах рассказывает специалист московского автокомбината № 41, где это топливо используют уже 20 лет.ЭР 7/2000155