142
143
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИАвтопарк ЗРНУЖНА ЛИ ВАМНа спидометре редакционного ВАЗ-21103 появились круглые цифры - 60 000 км. Пробег вполне достаточный, чтобы многое разложить по полочкам, поделиться впечатлениями, подвести итоги. В общем - оценить автомобиль.Вадим КРЮЧКОВ Давайте нарушим традиции и откажемся от изложения по принципу "сломалось - починили". Уверяю вас, повод вернуться к конструктивным недостаткам, отказам и способам ремонта еще будет и не один. Лучше поговорим о потребительских качествах "горячей десятки", о том, кому эта машина способна доставить радость, а кому - сплошные огорчения. Основное внимание, конечно же, двигателю. Открываем капот - солиден, хорош собою. Но не стоит заблуждаться: в сравнении с современными зарубежными аналогами 16-клапанник ВАЗ-2112 - агрегат прошлого, если не позапрошлого поколения. Очевидно и другое - на сегодня это все же лучший отечественный мотор, а оснащенный им ВАЗ-21103 - самый быстрый и динамичный российский автомобиль. Другие вазовские модели, а также "волги" с ЗМЗ-406 и "святогоры" с "Рено", как говорится, отдыхают. Опередить "сто третью" способен только ВАЗ-21106 с двухлитровым мотором "Опель", но объем выпуска "сто шестой" слишком мал, чтобы воспринимать ее всерьез. Эксплуатация показала: аккуратно собранный шестнадцатиклапанник - вполне надежный силовой агрегат. Способен служить долго, в интервалах от одного планового ТО до другого требует минимум внимания. Обратная сторона медали сложен в ремонте. Мало того, даже регламентные работы, например замену зубчатого ремня механизма газораспределения, лучше проводить на сервисе. Такой вот моторчик - ему нужны действительно умелые руки и высокая культура обслуживания. С последним, как вы понимаете, в нашей стране сплошные проблемы - и в столице, и в провинции. Еще один минус 142 7/2000 ЗР экономия на масле может выйти боком. О дешевой безродной всесезонке лучше забыть. Судя по письмам и звонкам, один из самых насущных вопросов - каким же все-таки топливом питать "сто третью"? Заводские рекомендации на этот счет весьма туманны - в Руководстве по эксплуатации они меняются от одного издания к другому. Так вот: в течение почти всего пробега редакционный автомобиль употреблял АИ-91, причем добрая треть заправок пришлась на этилированный бензин. И ничего, проглотил, не поперхнувшись. Во всяком случае, никаких вредных последствий пока не проявилось. Но будем откровенны, "Экстру" АИ95 двигатель любит больше. На этом сорте топлива детонационные позвякивания при резкой подаче газа пропадают, да и бежит машина повеселее. Напомним, двигателем нашей "сто третьей" управляет электронный блок "Январь-4", каталитический нейтрализатор отсутствует. Владельцам же тех автомобилей, у которых "Бош", "Январь" или "Джи-Эм" трудятся совместно с нейтрализатором, выбиТаблица 1 Сезон условия Расход топлива, аилщяпччии ц/100 км Зиматород 9.7-10,1 ПримечанияПокрышки Я-438 или тЧИИШП-Ралли". Москва, скорость - до 80 км/ч Покрышки Я-438 или •НИИШП-Ралли'. 7,3-77 Зима трасса загородные шоссе. скорость-100-140 км/ч Покрышки Л-5. Москва, 8,3-8,7 Лето/город скорость-до 80 кмч Покрышки Л-5, загородные 6.3-6,7 ЛетаТрасса шоссе, скорость -100-140км/ч Данные завода-изготовителя. лНОО км: 8.&5.5ГТ.2 (ГЦ/90 KMVI20 китч). "СТО ТРЕТЬЯ"?- на автомобиле не хочется ездить медленно, он буквально просит нажать педаль газа "в пол". Причем темперамент шестнадцатиклапанника настолько воздействует на людей, что порождает довольно странные слухи. Мол, "сто третья" хороша лишь тогда, когда двигатель вышел на высокие обороты, а по тяговитости, эластичности, умению ездить в натяг ее опередят вазовские машины с обычным восьмиклапанником. Увы, это лишь субъективная оценка. ВАЗ-21103 утрет нос конкурентам. Чтобы не быть голословными, отсылаем к табл. 2. А обманчивые ощущения, противоречащие цифрам, порождает один из недостатков "сто третьей". Характер у автомобиля, пожалуй, получился слишком нервным. Грешить можно на подбор передаточных чисел коробки передач, особенности системы управления двигателем и многое другое. Однако факт остается фактом. Отсюда еще один вывод: резвый норовистый ВАЗ-21103 вряд ли подойдет начистроки таблицы - это 100% пробега именнающему водителю. Табун лошадиных сил но в данных условиях. Средний расход тонадо суметь обуздать. Чтобы оценить эфплива в смешанном цикле "город - трасса" фективность вентилируемых тормозов увеполучить куда сложнее. Тем более, что у личенного размера, нюансы управляемости каждого владельца пробег по улицам и по "сто третьей" (а рулится она благодаря шоссе разный. Но общая закономерность оригинальным пружинам получше других очевидна - чем больше доля городской ез"десяток"), тоже нужен некоторый опыт. Короче говоря, хороший инструмент способен ды, тем прожорливее автомобиль. Будущие покупатели "десяток", привзять чистую ноту в руках маэстро. Пилислушайтесь к доброму совету: если вы не кать на нем гаммы нецелесообразно. планируете удаляться от мегаполиса даРезюмируем: при всей нехватке перелеко, "сто третья", в общем-то, не нужна! В довых, по западным меркам, идей ВАЗуличной толчее таланты этого автомобиля 21103 в целом задуман неплохо. Жаль, не раскрыть. Топливо не сэкономите, резхромает исполнение. Впрочем, проблемы вым двигателем не насладитесь. Так стоит с качеством возникают у любой модели ли выкладывать немалые деньги за 16 любого отечественного завода, и устраклапанов и то, что к ним прилагается. нять огрехи сборки нам не привыкать. Тем, кто планирует приобрести "сто Другое дело трасса. Здесь достоинства ВАЗ-21103 проявляются в полной мере. третью", рекомендуем еще раз тщательно Надо "притопить" - пожалуйста, высокую взвесить все "за" и "против", учитывая скаскорость машина держит без напряжения. занное выше. Вас интересует личное мнеОбгон - сплошное удовольствие, нажал на ние автора? Я не поклонник автомобилей педаль акселератора и быстро набрал ход. "десятого" семейства - проверенная вреПри этом бензин не вылетает в трубу, "сто менем "девятка" вполне устраивает. Но естретья" порадует хозяина умеренным апли бы меня обязали ездить непременно на ВАЗ-2110 и его модификациях, без долгих петитом. Наши выводы подтверждены отзываколебаний выбрал бы именно "сто третью". ми владельцев. Они уверяют в один голосрать не приходится - таким только неэтилированный АИ-95. А как с расходом топлива? Заводские данные, полученные замерами по специальной методике, далеко не всегда подтверждаются в реальной жизни. Предлагаем изучить результаты нашего, поверьте, кропотливого труда - средние расходы в разных условиях эксплуатации (табл. 1). От себя добавим: многое зависит от стиля езды и модели покрышек, отсюда и некоторый разброс в аппетите. Цифры каждойТаблица 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИИ "ЗА РУЛЕМ' №21103, ВАЗ-2111, двигательдвигатель ВАЗ-2112, система ВАЗ-2111, система управленияуправления "Январь4",6ез 'Бош 15». без нейтрализатора нейтрализатора Параметры Максимальная скорость, км ч Разгон: 0-100 км/ч, с 0-1000 м, с Эластичность: 60-100 км/ч (IV передача), с 80-120 км'ч (V передача), с Выбег: 50-0 км/ч, м 120-0 км/ч, м Тормозной путь 100-0 км ч, м 181,1 12,0 33.9 14,2 24.9 583 1978 56.5 159,1 15,6 36.5 15,6 25.3 548 1996.8 57.3•ЗР 7/2000143