162
163
шшшшшшшБеспристрастноФРАНЦУЗРазобрав "москвичовские" моторы 1,7-литровый УЗАМ и "Pen.o-F3R", мастера обнаружили много интересного.Олег БУДКИН Спору нет: с момента появления на "Москвиче" французского мотора "РеноF3R", собранного в Мексике (всего к нам поставили чуть более 20 тысяч таких двигателей), имидж машины, сидящей по уши в луже всем известных недостатков, както подрос. Еще бы: в отличие от уфимского мотора, "француз" разгоняет "Москвича" до 100 км/ч за какие-нибудь 12 секунд, оставляя за кормой не только "жигули" и "самары", но и многие недорогие иномарки. Для настоящего автомобилиста это качество что-нибудь да значит! К тому же для владельцев, не отличающих карбюратор от генератора (а таких становится все больше), эксплуатация машины с впрысковым мотором намного проще, чем с карбюраторным: водителю не обязательно знать, что такое "подсос", когда и насколько его вытянуть, чтобы мотор благополучно пустился, когда убрать, чтобы нормально тянул, и так далее... Нужно лишь соблюдать одно-два правила, изложенные в инструкции, - обо всем прочем позаботится электроника! Ни рывков, ни провалов: нажал сильней - поехал быстрее. Да и топливом "впрысковик" распорядится разумнее лишнего бензина в цилиндры не подаст. Чище выхлоп, меньше расход. Конечно, поначалу электроника сеет в душах бывших советских людей определенные сомнения: зная, что такое недавние наши телевизоры или приемники, трудно заставить себя поверить в надежность систем впрыска - и смело пускаться в путь не только на дачу, но и подальше в отпуск, командировку... Итак, двигатель "с электронным впрыском" F3R - это приятно. Но состоит он из тех же традиционных деталей - коленчатого вала, поршней, клапанов и т. д. Насколько хорошо они сделаны, как собран двигатель, надежен ли, сколько прослужит? Ведь "москвичи", как правило, покупают не самые богатые люди, а машина с французским мотором на 800 долларов дороже, чем с уфимским. А когда дело 162 7/2COO ЗРдойдет до ремонта, то окажется, что не только запчасти, но и цены на них - импортные! Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы... разобрали оба мотора в техническом центре ЗР "Тушино". Уфимский новый, a "PeHO-F3R" - после пробега 1500 км. (Кстати, это позволило оценить темп и степень износа его деталей.) Выполнить эту работу помогли на фирме "Механика". Прежде всего измерили блок цилиндров. Конкретнее - диаметры каждого цилиндра на трех высотах - вверху, посредине и внизу - и в двух взаимно перпендикулярных направлениях (продольном Аи поперечном В). Как, вы видите на фото 1, а результаты измерений - в табл. 1. Что ж, "француз" оказался чуть-чуть "правильнее". Теперь проверим плоскостность головки блока (фото 2). Кто не знает, чем оборачиваются отклонения? Если головка прилегает к блоку цилиндров неравномерно, то в местах неплотного обжатия прокладки ухудшается теплоотвод от нее; это приводит к "прогару", нарушению герметичности водяных и масляных каналов и газового стыка. "Француз" оказался хорош: ни один щуп не пролез между головкой и поверочной плитой. У УЗАМа - 0,03 мм. В пределах допуска.Осевое перемещение коленчатого вала в блоке цилиндров у обоих моторов оказалось близким к нулю.Таблица 1 ИЗМЕРЕНИЕ ДИАМЕТРОВ ЦИЛИНДРОВ "Рено' ' (82,7-номин)шьное знаменив) 2-й цилиндр 3-й цилиндр 4-й цилиндр 1-й цилиндр АВАВАВАВ0 , 82,69 82,70 82,70 82,72 82,70 82.70 82,71 82.71 02 82.70 82.69 82,70 82,70 82.71 82,69 82.71 82,71 0 , 82.71 82.70 82.70 82.71 82,71 82.68 82.71 82.71 УЗА! 1 /1К _ uAuuua пиша тпшимии 1 2-й цилиндр 1-й цилиндр 3-й цилиндр Н цилиндр АВАВАВАВ D, 84.94 84,96 84,95 84.95 84.94 84.95 84.% 84,94Ь- 84.93 84.96 84,95 84,94 84.94 84.96 84,95 84.94Dj84.9684.96 84,9584,9584,9684,9784.9584.98Таблица 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ! Шатунные № "Рено" УЗАМ № 1 48.000 52,009 12 48,000 52.030 23 48,000 52,023 34 48.000 52,012 4 Коренные "Рено" УЗАМ 54.800 59,956 54,800 59,950 54,805 59,960 54,810 59,955 54.805 59,956 Таблица 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗВЕШИВАНИЯ ПОРШНЕЙ В СБОРЕ С ШАТУНАМИ (г) № "Рено" УЗАМ5Таблица 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРШНЕЙ >егся по низу юбки) № "Рено" 1 82,64 2 82,62 3 82,65 4 82.65 УЗАМ 84,94 84,92 84,92 84,921 2341135 1138 113611391492 1500 14961486 ЗАДРАННЫЕ ЮБКИА каковы коленчатые валы (фото 3)? Сначала измерили биение коренных шеек - у "Рено" по средней шейке оно составило 0,02 мм, по второй и четвертой - 0,01 мм. У УЗАМа... - все в нулях! (Глазам не поверили!) Разброс в диаметрах коренных шеек (табл. 2) - у обоих моторов около 0,01 мм. По шатунным шейкам чуть хуже оказался УЗАМ, но - тоже в пределах допусков. Переходим к поршням. Сначала измерили их диаметры - в нижней части юбки, перпендикулярно поршневому пальцу, то есть в самом широком месте (фото 4). Результаты - в табл. 3. Как видите, по этому показателю достижения обеих фирм практически одинаковы. Теперь взвесим поршни в сборе с шатунами (фото 5). В этой номинации проиграл УЗАМ: разброс - до 14 г. Как считают мастера, это многовато. Действительно, поршень и шатун не должны давать в сумме больше 10 г. Из таблицы видно и то, насколько отстала сама конструкция УЗАМа - массы его деталей, движущихся возвратно-поступательно, значительно больше. Тем труднее повысить быстроходность двигателя, его приемистость, улучшить экономичность. Дело в том, что на движение деталей вверх-вниз бесполезно расходуется немалая часть энергии от сгорания топлива. В то же время с ростом оборотов пропорционально увеличивается и вибронагруженность двигателя. Снижения вибраций достигают балансировкой двигателя (это комплекс мер), но тогда опять-таки тяжелеет коленчатый вал, а отсюда новые проблемы, связанные с его изгибными и крутильными колебаниями. Вот почему легкость двигателя (и прежде всего - подвижных деталей) во многом характеризует его техническое совершенство. Насторожил внешний вид поршней (фото 4, 5) французского двигателя. Полосы "натиров" - а по сути, задиров на них (!) - привели нас в гарантийную СТОА "Москвич". Может, достался неудачный мотор? Будь это так, мы бы, наверное, меньше огорчились, ибо столкнулись с совершенно неожиданным... Оказывается, этому факту здесь давно перестали удивляться и рассматривают происходящее почти как норму: да, многие владельцы "святогоров" с двигателем "Рено" обращают внимание на сильные стуки в холодном двигателе, исчезающие с прогревом. У всех разобранных моторов юбки поршней выглядят так же. Почему же тогда не жалуются на подобные дефекты владельцы "меганов" и "лагун", колесящих по России с такими же моторами? Гарантийщики рассказывают: приезжали французы, смотрели, пожимали плечами, рекомендовали заливать "синтетику". А после внедрили улучшенный поршень. Правда, стук... никуда не делся, К тому же некоторые владельцы "святогоров" с F3R недовольны повышеннымТаблица 5 МОСКОВСКИЕ ЦЕНЫ (РУБ.) НА НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ И УЗЛЫ ДВИГАТЕЛЕЙ "PEH0-F3R" И УЗАМ АПРЕЛЬ 2000 г. Головка блока цилиндров в оборе Распредвал Клапаны (компл.) Поршни (компл.) Поршневые кольца (компл.) Коренные вкладыши (компл.) Шатунные вкладыши (компл.) Сальники коленвала (передний + задний) Водяной насос Термостат Датчик включения вентилятора Поддон мотора Радиатор Набор прокладок, включая прокладку головки цилиндров + маслосьемные колпачки Прокладка клапанной крышки "Рено" 45 000 14220 6400 2700 2040 1620 УЗАМ 4000 35С 2405706002220300 85 50 4014 300 90 60 16512007501710 9060 81004500 930100 25Закончили измерения оценкой зазоров между стержнями клапанов и направляющими втулками. Тут озадачил "Рено": оказалось, что за полторы тысячи километров стержни клапанов изношены на 0,02 мм! Интересно, какова будет дальнейшая тенденция?расходом масла: даже после обкатки мотор потребляет его до 30-40 г на 100 км пути. Иными словами, между сменами масла надо будет долить еще целую банку "синтетики"? Вместо ответа мастер по гарантии развел руками... (Слава Богу, наш мотор, вновь установленный на свое место под капотом, таким аппетитом не страдает. Скоро сменим масло - и только. А о дальнейшей его жизни мы вам своевременно доложим). Нравится мотор F3R или нет, ремонтировать его рано или поздно придется. Почем же это "удовольствие"? Сравните (табл. 5) цены деталей - наших и французских. И тогда решайте - "Рено" или...ЗР 7/20001БЗ