52
53
ТЕХНИКАНовинкиЖДЕМ ЭФФЕКТАПримерно за 30 долларов в России можно купить летнюю шину "Эффекта" словенской фирмы "Сава".Эта покрышка пришла на смену модели "Экзакт" (в переводе с английского - точный, аккуратный), выпускающейся уже десять лет. Главной задачей ставилось увеличение ходимости (кстати, для российского потребителя - наиболее значимый фактор при покупке покрышек). Но при этом шина должна остаться доступной по цене. Поэтому на ее создании экономили каждую копейку - сцепные свойства почти не изменили, удалось лишь несколько улучшить торможение на мокром покрытии. Однако "Эффекта" - отнюдь не модернизация уходящего "Экзакта". Новая модель - первая после позапрошлогодней "свадьбы" малоизвестной "Савы", превратившейся из югославской в словенскую, и именитого "Гудьира". Рисунок протектора и состав смеси разработан словенскими специалистами, а конструкция вобрала в себя опыт шинного гиганта. Рисунок у покрышки ненаправленный, что удобнее в пользовании (не придется ломать голову, как собирать запаску - для правой или левой стороны), но тем не менее она неплохо противостоит аквапланированию. Залог тому большие окружные и поперечные водоотводящие канавки. Размер шашек плавающий, что избавляет протектор от резонансов и снижает шум покрышки. Выпускают новую шину на современном заводе в словенском городе Кране.Характеристики "Эффекты" в сравнении с "Экзактом".Делают, судя по всему, неплохо - процесс производства получил международный сертификат соответствия ISO 9001 еще в 1994 году. А сегодня краницкий завод один из самых эффективных у "Гудьира". Во время представления новинки дилерам "Гудьира" (а среди них сегодня, кроме "Савы", - "Фульда", "Дебица" и "Данлоп") автору удалось опробовать изделие на коротком отрезке дороги и небольшой бетонной площадке. Даже в этих, весьма ограниченных условиях удалось выяс-Что такое конкуренция? Не успела одна фирма внедрить новую систему, как другая уже предлагает альтернативный вариант."НАЙТВИЖН"Система ночного видения на "Кадиллаке" (ЗР, 1999, № 4) давала водителю картинку местности с помощью инфракрасной камеры. Зеленоватые объекты двигались на экране почти как в фантастическом триллере "Хищник" - ведь изображение зависело от разницы (иногда мизерной) температур человека или зверя и дороги. Увидеть столб или дорожную разметку в этих условиях практически нереально, а вот врезаться в забытый дорожниками и уже давно остывший каток - запросто. "Даймлер-Крайслер" пошел другим путем: ре-нить, что шина неплохо катится, хорошо тормозит, в поворотах попискивает, словно предупреждая: не увлекайся! А главное - при излишне быстром входе в вираж, например, у "ШкодыФелиция" не возникает даже намека на занос задней оси, обычно приводящего в смятение частника средней руки. "Эффекта" заставляет автомобиль сползать наружу, выпрямляя траекторию, причем происходит это плавно и прогнозируемо, без неожиданностей. Летом вся гамма "Савы Эффекта" появится в продаже - 28 типоразмеров от 12 до 15 дюймов. Индекс скорости "Эффекты" - S иТ (180 и 190 км/ч), цена, как мы уже сказали, около 30 долларов, что при гарантированном качестве, именитом производителе и весьма высоких характеристиках вполне приемлемо.ееМИКОН"Приборы-пробники помогут оперативно выявить некондиционные горючесмазочные материалы.Экспертиза топлива в специализированной лаборатории - удовольствие дорогое и долгое. Только на проверку пробы в "стационаре" уйдет не один час. Дождется ли залетный бензовоз результатов теста или найдет более сговорчивого покупателя? Сопроводительным документам при нынешних возможностях полиграфии доверия нет. Что делать? Выход - аналоговые пробники: они могут дать предварительную, но вполне объективную оценку горючего буквально за считанные минуты. Один из таких микроэлектронных "контролеров" автомобильных бензинов - "МиконХ00Г попал в руки специалистов ЗР. В отличие от питерского коллеги - прибора•52 7/аооо зр шил залить пространство перед автомобилем ярким, но невидимым глазу инфракрасным светом, благо подходящие лазеры давно уже трудятся в промышленности ив быту. Теперь от объектива видеокамеры не укроется ничего, поскольку все предметы отражают и поглощают падающий свет по-разному. Даже если этот свет и невидимый. Но возникают вопросы. Во-первых. как быть со слепящими даже камеру встречными фарами? Во-вторых, еще сильнее ее может ослепить инфракрасный лазер движущегося навстречу другого "Крайслера". Хитроумные разработчики придумали оригиналь-ПО-КРАЙСЛЕРВидеокамера на крыше лучше защищена * от грязи, но главное - видит дальше. Экран системы может быть таким, но это не единственное решение.ные контрмеры. Перед объективом камеры поместипи светофильтр, пропускающий лишь длинноволновый свет нужного диапазона. Кроме того, освещать дорогу и принимать изображение решили в импульсном режиме, то есть камера работает лишь в момент очередной лазерной вспышки и слепа в остальное время. Вероятность синхронизации со вспышками встречного автомобиля в таком случае не больше, чем выигрыш у "наперсточников", а значит, чужой лазер вам не помеха. Что же показал эксперимент, проведенный на автобусе "Зетра"? Водитель ясно видел всю дорожную обстановку, включая знаки и разметку, на расстоянии 150 метров даже при выключенных фарах, тогда как штатный ближний свет обеспечивал лишь сорокаметровую видимость. Напомним правило, которое должен знать каждый водитель: безопасная дистанция примерно равна половине численного значения скорости. Тогда получается, что ночью и 300 км/ч с такой системой не фантастика, если, конечно, не отвалятся колеса.Батарея дальнобойных лазеров над фарой.•ТЕСТИРУЕТ БЕНЗИНЫ"Ромб-П", не различающего в бензинах воду и другие "криминальные" жидкости (ЗР, 1998, № 11), "Микон" их чует, как говорится, нутром. Действует пробник по принципу косвенного определения детонационной стойкости бензинов методом диэкометрии - измерения диэлектрической "Микон-Х001 проницаемости среды. Заливаем в специальный датчик, внутри которого излучатель с приемником, несколько миллилитров бензина, подключаем модуль к специальному разъему и нажатием клавиши включаем прибор. Выпущенная излучателем электромагнитная волна пронизывает исследуемую пробу, искажается и попадает на приемник. Сокрытый в двойном дне датчика микропереработав аналоговый сигнал в цифровой, по цепочке передает L информацию на главный процессор прибора, который сравнивает полученный сигнал с хранящимися в памяти эталонами. Их немало: "Микон" способен запомнить "в лицо" 215 образцов бензина! И, если залитое в датчик "варево" не впишется ни в один заложенный стандарт или ТУ, электроника выдаст сигнал тревоги так же, как и при обнаружении в бензине тетраэтилсвинца, воды, фязи. Несколько сложнее обстоят дела с популярными ныне железосодержащими и другими антидетонационными присадками. Для их идентификации разработчики по требованию заказчика вшивают специальные подпрограммы. Часть приборов оборудуется дополнительным выходом для подключения "операционных контролеров" к автоматизированной линии нефтеперегонных заводов. Помимо популярных бензиновых "миконов", их разработчики - инженеры московской фирмы "Лактан" - предлагают аналогичные анализаторы для солярки и масел. В первом случае прибор определяет цетановое число, сорт дизтоплива (зимнее, летнее, арктическое), а также его прозрачность. Основная задача пробников масла идентифицировать смазочный материал, опираясь на заложенный в память заводской эталон. Интересно, что вся серия приборов будет изготавливаться в одинаковых корпусах, но комплектоваться различными датчиками и программами. Стоимость пробника с блоком питания и аккумуляторами не превышает $1500 - вполне доступно для АЗС, берегущей "честь смолоду".*•ЗР 7/2000 53