12
13
АКТУАЛЬНОПеременыГЛОБАЛИЗАЦИЯГруппа компаний "Сок" в кооперации с холдингом "Ижмаш" при поддержке АвтоВАЗа и руководства Республики Удмуртия вновь запустила Ижевский автозавод.В ИЖОВЫХ РУКАВИЦАХ Весной тут свершилась небольшая революция - в совет директоров завода вошли Михаил Блохин (директор АО "РосЛада", сборочного завода в Сызрани) и Рустем Шиянов (вице-президент АО "Сок", Самара). У этих людей есть опыт организации производства автомобилей. Вместе с АвтоВАЗом под руководством Блохина за полтора года (в самый разгар финансового кризиса) в Сызрани был построен сборочный завод мощностью 30 тысяч вазовских "шестерок". Совладельцем и инвестором этого проекта выступала фирма "Сок". Начав с перепродажи ВАЗов, фирма "Сок" стала вскоре крупнейшим дилером Волжского завода в Центральном регионе и вошла в число партнеров по "расшивке" взаимозачетов между заводом и его смежниками. Затем, скупив акции поставщиков ВАЗа (сызранского завода "Пластик", владимирского "Автоприбора", ОСВАРа и "Автосвета" из Киржача), компания "Сок" стала производителем комплектующих и смогла увеличить объемы производства в 1,5-2 раза. А в 1998 году участие в капитале "РосЛады" превратило ее ужесм. ЗР, 2000, № 2). Конкурентов у этой машины практически нет. ВАЗ делает пикапы в небольшом количестве и продает их значительно дороже. О выпуске "каблучков" на "Москвиче" теперь говорить не приходится, - уверенно рубил новый "шеф" завода Михаил Блохин. Успех ижевского пикапа "Устремление должен дать толчок собственно новых "Оде" ИЖ-2126. Эта модель, собственников хоть и родилась в восьмидесяделать, продавать в стране тые годы, пока поживет. В и экспортировать как можно больше Ижевске хотят выпускать целую гамму: кроме пикапа и хэтчбека автомобилей - благо для всей страны - еще и универсап, причем как с • Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ задним, так ис передним и даже в производителя автомобилей. Общие инвес попным приводом (о семействе ИЖей см. ЗР, 1995, №9). стиции "Сока" составили 20 млн. долл. - Наш рынок может поглощать более Что же задумали в Ижевске сызранмиллиона отечественных автомобилей ско-самарские "варяги"? - Мы не альтруисты - пришли зарабатыежегодно. Ниша для ижевских машин свовать деньги. Уже вложив сюда 10 млн. долл., бодна. Через два-три года мы займем ее до конца года соберем 30 тысяч автомоби180 тысяч в год. Причем это будут именно лей. Я устранил всех посредников - теперь новые модели, а "каблук" на базе "412-го" никто не будет завышать цены на сырье. проводим на пенсию 1 марта 20001 года, Первый приказ, подписанный мной, - о качерассчитывает Блохин. стве: головы отрывать буду! - так начал разНи одна из мировых автомобильных говор Рустем Шиянов. Я невольно поежился, корпораций не смогла организовать полнопредставив, как этот широкоплечий, спорценную сборку своих моделей. А вот ростивного сложения человек будет сжимать хусийские заводы, напротив, с успехом отдые шеи проштрафившихся бедолаг. Но, сукрывают все новые отделения по сборке дя по всему, без "порки" на заводе не обойиз комплектов (у ГАЗа их больше 20 по тись. Качество (и это проверено ЗР) в посСНГ, у ВАЗа - уже два). В этот процесс леднее время у ИЖей - хуже некуда. был втянут и Ижевск. Здесь собрали 200 Нефтяные (золотодобывающие, мештук "Хёндэ", после чего проект благопоталлургические...) компании были поделелучно почил. Корпус, где планировалось ны на самой заре приватизации и получили начать проект со "Шкодой", тоже пустуе новых энергичных собственников, чья деяПохоже, сборку чешских машин отложили тельность направлена исключительно на в долгий ящик. Зато в прошлом году ижевполучение дохода. Менеджеры такого типа цы собрали полсотни вазовских вседорожников. Причем не на подъемниках, а на теперь появляются и на машиностроительных предприятиях. Их цель - извлечь приконвейере, да со своей окраской. Вся докубыль, и они знают, как это сделать быстро.ментация, оснастка и инструмент для мас Если смена собственников в сырьевых отштабного выпуска этой модели на заводе раслях отягощена криминалом, вывозом ваесть. Конкретные сроки начала сборки облюты и т.д., то устремление новых собстсуждаются с АвтоВАЗом. венников делать, продавать в стране и экспортировать как можно больше автомоби­ДОЛОЙ КАПРИЗЫ лей - благо для всей страны. Во всем мире глобализацию сопровождает локализация (то есть размещение заказов на автомобильные компоненты в ПОД "КАБЛУКОМ" У "ОРБИТЫ" - Стратегия такова: первым будем расместных компаниях). Наверное, одна из кручивать "грузовик" для малого бизнеса самых больших бед нашей автопромыш(ИЖ-2717 на базе Орбиты" - теперь 'Оды"; ленности - слабая инфраструктура произ- ПО-РУССКИводства автомобильных компонентов. Кстати, Ижевский завод в годы реформ оказался в наихудшем (в отношении поставщиков) положении среди всех российских автозаводов! Он с самого начала задумывался как сборочный. В отличие от ВАЗа и ГАЗа, где по сей день почти все необходимое делают сами, "Ижмаш" все закупал на стороне, и не у специализированных заводов, а у тех же оборонщиков. С приходом рынка они оказались самыми дорогими и крайне капризными партнерами. А как сейчас? - К нашим поставщикам мы направили аудиторов для масштабной инспекции производства и, главное, обоснованности цен, - говорит Шиянов. - А то некоторые из них решили: вот пришли пюди с деньгами, можно их ободрать! С большинством договорились. Осталась лишь проблема с рулевой рейкой и рулевой колонкой для "Оды" - их могут поставлять нам не больше 3500 комплектов в месяц, а этого мало! В идеале будем стремиться к альтернативе: каждому поставщику - по дублеру, чтобы не они нам диктовали, а мы им. Вплоть до того, что будем вкладывать в производство комплектующих свои деньги. Ближайшая цель - сделать так, чтобы потребитель не "влезал" в крупные агрегаты (двигатель, коробка, мосты) раньше чем через 50 тысяч километров пробега. А ОКРАСКУ - КУПИМ Вместе с главным инженером Валерием Руденко мы осмотрели завод. Вот новейшая штамповочная линия для крупных деталей (капот, крыша, дверь). Японские и немецкие прессы куплены на зарубежные кредиты, часть оборудования даже еще не растаможена. Впереди - сварка. Снова созерцаем почти не тронутую ни временем, ни работой немецкую роботизированную линию КУКА. Тоже, оказывается, куплена на кредиты - и в полную силу до сих пор толком не использовалась - с иголочки! Производительность - 180 тысяч машин в год. Цех окраски тоже довольно мощный, оборудование при грамотной эксплуатации прослужит еще долго. К тому же прошли переговоры с японцами и уже почти готово соглашение о целевом кредите на новую окрасочную линию (под нее уже и место готово в том же корпусе). Когда завод достигнет 10% рентабельности (а это произойдет при выпуске 60 тысяч автомобилей в год), японская пиния окраски не заставит себя ждать!СП "ТОЛЬЯТТИ-ИЖЕВСК"? Однако мощности по штамповке в Ижевске сразу в полную силу не задействовать, а замораживать вложенный капиГоворят, что через десяток лет все автал не по-хозяйски. Здесь открывается шитомобили на земном шаре будут произворокое поле для взаимовыгодного сотруддиться всего на 15-17 платформах пятьюничества с другими заводами. Например, с шестью гигантами. Побеждает концентра АвтоВАЗом и "РосЛадой"! "Ижмаш" намеция научного, технического и финансоворен штамповать кузовные детали для сыз- го капитала. И вот мы становимся свидете ранской "шестерки" и даже для новой "Нилями первого опыта такого рода кооперавы" ВАЗ-2123. Ведь АвтоВАЗу своих мощции в России. Отрасль получает трех "игностей давно не хватает. роков", чье сотрудничество укрепляется в Тольятти уже не в силах полностью трех сферах. Первая - производство. обеспечивать "РосЛаду" пятиступенчатыАвтоВАЗ, "РосЛада", "Ижмаш" и "Сок" вхоми коробками передач. Как быть? Появидят в общую кооперационную цепочку по лась совместная ("Ижмаш"-ВАЗ) програмпоставке комплектующих, по сборке и ма адаптации двигателя ВАЗ-2106 под ориштамповке. Преимущества такой схемы гинальную коробку передач "Оды". Другой очевидны. Партнеры смогут значительнопроект: сиденья на ту же "шестерку" сборки "РосЛады" ставить ижевские - они не в пример удобнее! Еще планы? Пожалуйста: унификация задних мостов "Оды" и "Жигулей". В Ижевске вообще постараются максимально унифицировать многие узлы с вазовскими моделями (боковые повторители, "дворники", насосы омывателей, реле, предохранители...). Это поможет решить проблему поставок и удешевит их. Сейчас к "Оде" подходят "печка" и фары от "восьмерки", двигатель от "шестерки" и "Нивы". В планах - перейти на тот же обивочный материал, что иу "десятки".легче удовлетворять общие потребности, например, в том же металле. Вторая - финансы. Значительно проще будет финансировать смежные производства унифицированных автокомпонентов, жизненно необходимых участникам кооперации. Третья сфера - сбыт. "Ижмаш" за последние годы растерял своих дилеров. Зато у "Сока" - разветвленная сеть торговых партнеров по всей стране, через нее можно будет продвигать "Оду".ЗР7/200013