55
56
57
ПрезентацияПРОВЕРЕНО В ХОККЕНХАЙМЕдругой, напротив, просит "распустить" задок? Искать других гонщиков? Нет, менять раму! Если под нагрузкой она изгибается бананом, о тонкой настройке шасси не может быть и речи. Новую раму для гоночного "Атего" разрабатывали совместно конструкторы "Мерседес-Бенца" и швейцарской фирмы LARAG. Рассчитанная с помощью компьютера, модель пространственной рамы состоит из 300 элементов. Новая конструкция на 30% легче и на 40% жестче, чем прежняя, насчитывавшая "всего" 60 деталей. Сам же грузовик получился на полметра короче, хотя база его больше на 80 мм. Зачем строить более легкую раму, если по регламенту автомобиль все равно должен весить не менее 5 тонн? Дело не только в общей массе, а в ее распределении: лучше иметь возможность положить балласт туда, где он требуется. Что же касается жесткости и возможности настройки шасси, один пример: на гоночном "Атего" 2000 года появились американские амортизаторы "Пенске" с 32 градациями для демпфирования. Какая самая большая деталь у гоночного грузовика, кроме рамы и кабины? Ни за что не догадаетесь... Радиатор! И вовсе не радиатор системы охлаждения двигателя (он вполне обычного размера), а промежуточный радиатор охлаждения воздуха. Эта алюминиевая батарея внушительной толщины площадью в пару квадратных метров установлена сразу за кабиной. Из-под декоративной решетки к нейЗР 7/20OO 55ночной трассе испытывают не только кольцевые" грузовики, но и системы безопасности для обычных машин.Анатолий ФОМИН Кого оставит равнодушным зрелище проносящихся на полном ходу многотонных громадин! Добавьте к этому рев моторов, визг шин, острейшую борьбу на трассе, порой переходящую в контактные поединки, эффектные заносы - интерес зрителей к гонкам грузовиков станет вполне понятен. Автомобили "МерседесБенц" участвуют в Европейском чемпионате по кольцевым гонкам на грузовиках еще с 80-х годов, когда эти соревнования больше походили на любительские. Хотя результаты, показанные машинами с трехлучевой звездой, не всегда соответствовали ожиданиям, фирма упорно готовила новые и новые варианты. СЕЗОН-2000 Начнем с того, что нынче машины, участвующие в чемпионате в "профессиональном" классе, только внешне напоминают обыкновенные седельные тягачи. Да, сцепное устройство у них есть, но это лишь требование технического регламента. Ведь даже двигатель на этих машинах не под кабиной, а почти в середине базы. Естественно, рама гоночных грузовиков тоже не похожа на стандартную. Что делать, если на одной и той же трассе один пилот утверждает, что для оптимальной настройки шасси нужно установить максимальную жесткость заднего стабилизатора поперечной устойчивости, а ТЕХНИКАПрезентация усаживаться в кресло справа от Маркуса Остерайха, одного из опытнейших гонщиков в грузовом "кольце", ныне выступающего за команду "ДКВ М-рейсинг" - разумеется, за рулем мерседесовского "Атего". Куда делся вчерашний весельчак и хохмач, так изящно позволивший журналистам обогнать себя на карте, как это может сделать только двукратный чемпион Германии! Просто удивительно, насколько гоночный шлем меняет внешность - теперь профиль спортсмена столь суров, что соперники должны затрепетать. Затянуты ремни, правая нога Маркуса нажимает на газ и... Бац! Голова с размаху лупит по подголовнику. Хорошо что в шлеме... Неужели кто-то въехал нам в зад? Нет - это нормальное стартовое ускорение гоночного "Атего"... Еще три "пинка" послабее, и мы уже катим по стартовой прямой со скоростью 160 км/ч. Больше не позволяет ограничитель. Согласитесь,Пространственная рама - основа конструкции гоночного грузовика.тянется воздуховод, сечением сравнимый с воздухозаборником реактивного двигателя у среднего пассажирского самолета. Именно он занимает почти все пространство под полом кабины. Следующий вопрос, конечно, о давлении наддува, если после него требуется так основательно охлаждать воздух. Присядьте - 5,5 атмосферы! Такое избыточное давление создают два турбокомпрессора, "висящие" по обе стороны V-образной "шестерки". Ничего не поделаешь, сильно форсировать дизель по оборотам не удается. Впрочем, и без того результат весьма впечатляющий: 1 мегаватт при 3300 об/мин! В более при-вычных единицах 1360 л. с. неплохо для 12 л объема. РЕПОРТАЖ С ПРАВОГО СИДЕНЬЯ Только облачившись в шлем и серебристый комбинезон из "номекса" с символикой "Мерседес-Бенца", начинаешь понимать, что от жутковатой поездки не отвертеться. ПораТЕХНИКА БЕЗ ОПАСНОСТИКак видно на нижнем фото, система стабилизации "Теллигент" надежно страхует тяжелые машины в критических ситуациях.Гонки грузовиков - это, конечно. и красиво, и зрелищно. Но всегда найдется прагматик, который спросит: а какая от этого польза? Хотя... Приглядимся-ка к другим машинам, которые тоже "упражняются" на гоночной трассе. Вот этот зеленый "Травего" (кажется, что новый туристический автобус "Мерседес-Бенц" просто не может быть другого цвета) должен продемонстрировать систему стабилизации "Теллигент". Дело в том, что огромная длина, мягкая подвеска, высокий центр масс и посадка водителя далеко перед передними колесами делают управление автобусом в нештатных режимах очень трудным. Несмотря на длинную базу, "размотать" машину проще простого, Заканчивается это обычно, увы, опрокидыванием. Принцип стабилизации схож с тем, что применяется в легковых автомобилях, но дополнительно используется моторный тормоз. В результате повышается не только устойчивость567/2000 ЗР требование разумное: грузовик - не легонькая "формула" и стопки покрышек-ограничителей его не остановят. Странно: с "грузовой" высоты гоночная трасса "Хоккенхайм" выглядит не столь уж замысловатой, да и скорость кажется вовсе не большой. И уж совсем странной смотрится в грузовике крошечная замшевая баранка с подрулевыми рычагами перекпючения передач. Зрительные и вестибулярные ощущения сильно разнятся - в кабине грузовика с динамикой "Порше-911" трудно найти эталон для сравнения. Хотя более всего эта машина напоминает... карт! Те же мгновенные реакции, постоянный "дрейф" задка, быстрые, точные повороты руля... Все как вчера на картодроме в городе Фульда (кстати, его хозяин опять-таки Маркус Остерайх). Единственная разница - за спиной весело посвистывает турбинами дизель мощностью далеко за 1000 л.с, да и весит "карт" пять с небопьшимГоночный "Атего" 1999 и 2000 (внизу) годов.тонн. Обязательно скажу Маркусу об этом, когда остановимся, а в оставшиеся пару минут просто полюбуюсь, как послушный его воле "Атего" "обМожет, в этом году грузолизывает" замысловатые связвикам со звездой повезет ки поворотов на малом кольце больше. По крайней мере, у Хоккенхайма. них есть все шансы на победу.автобуса, но и улучшается управляемость - на скользкой дороге машина лучше входит в поворот. Что же касается опрокидывания, то полной гарантии от него система дать не может, но вероятность такого развития событий уменьшается многократно. Еще более актуальна проблема устойчивости автопоезда. Помимо бед, присущих автобусам, здесь еще может очень сильно различаться нагрузка на ось. Да и складывание автопоездов - беда хорошо известная. Тест системы проводят в самом жестком варианте: легкий короткобазный "Актрос" совершает недопустимые для грузовика маневры с трехосным40-тонным полуприцепом-цистерной, залитой водой на 60%. Ко всем прелестям груженого автопоезда добавляются еще колебания жидкости. Эффективность системы стабилизации оцениваем невооруженным глазом: без нее автопоезд удерживают от опрокидывания только дополнительные колеса на выносных кронштейнах. По заверениям специалистов, электроника уже готова к серийному производству и, возможно, появится на серийных тягачах уже в этом году. Все еще сомневаетесь? Зря. "Проверено в Хоккенхайме" - это серьезно. D ЗР 7/2000 57I