120
121
СПОРТ и отдыхПутешествиеКАК ЭТО БУДЕТМаршрут нашего путешествия на новеньком ВАЗ-2111 пролегал на Запад, по дорогам стран бывшего социалистического лагеря - Польши, Словакии, Венгрии. Ныне уже две из них - члены НАТО...Елена ВАРШАВСКАЯ. Игорь МОРЖАРЕТТСМногокилометровая очередь на границе с Польшей - неприятный сюрприз. Еще недавно, говорят, здесь не было такого столпотворения. Стоят в основном машины с белорусскими номерами. Стоят сутками (!), руками продвигая машину по очереди, чтобы сэкономить немного бензина. Через границу Австрии и Венгрии, насколько нам известно, ежедневно проезжает около 30 тысяч автомобилей, а из Бреста в Польшу пропускают всего 500 в сутки! Кстати, поляки очередь объезжают: то ли договариваются за деньги с "проводниками", то ли пользуются особым уважением пограничников. ЗА "ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ" С точки зрения автопутешественника, который не был в Польше больше двух лет, это время пошло ей на пользу. Дороги заметно улучшились: там, где раньше были две полосы раздолбанного асфальта (например, на кольцевой вокруг Варшавы), сегодня вполне приемлемого качества трасса с тремя-четырьмя полосами движения. Все больше здесь современных иномарок, преимущественно, конечно, ФИАТов, "опелей" и "дэу", которые собирают в Польше. В основном же местный парк легковых автомобилей до сих пор составляют "малухи" - древние ФИАТ-126р (типа нашего "горбатого" "Запорожца") и сравнительно тихоходные "полонезы", так что наличие полосы для обгона жизненная необходимость. Если же дорога узкая, а впереди с рынка тащится какой-нибудь пан на "малухе" не сгоняйте его с полосы дальним светом, как заведено у нас при обгоне. Достаточно, как принято у них, включить указатель левого поворота - и вам уступят дорогу. Не забудьте только вежливо поблагодарить пана, на секунду включив "аварийку". Польские дорожные полицейские, как и родные гаишники, предпочитают контролировать скорость "методом скрытого патрулирования" - только разгонишься на пустынной трассе, а из-за кустов, как черт из табакерки, выскакивает полицейский в белой фуражке с радаром в руках. Но - опять же как у нас! - помогает водительская солидарность: встречные машины мигают фарами, если впереди засада. Поэтому дорогу туда и обратно по Польше мы проехали без приключений. Оба раза ночевали в первыхДРУЖБА - ДРУЖБОЙ, А ЗА ТРАНЗИТ - ПЛАТИ Ранним утром, залив бак под завязку "девяносто вторым" (еще по цене 6,10), мы отправляемся по Минскому шоссе, на запад. Первые четыреста километров - по территории России. Дорога, пока идет по Московской области, очень даже приличная, к тому же АЗС, кафе, мотели и прочие радости придорожного сервиса буквально через каждые 10-15 км. В Смоленской области покрытие значительно хуже, местами дорога просто разбита, разметка пропадает. Но к этому нам и нашей "Ладе" не привыкать - Родина... И вот - флаги на бывшей границе ныне союзных России и Белоруссии. Для досмотра здесь останавливают только грузовики, а мы проезжаем беспрепятственно и... буквально через пару километров нас останавливают у поста ДА1. "Предъявите страховку", -требует некто в гражданской одежде с полосатым жезлом. Спорить не хочется рядом с ним стоят настоящие сотрудники белорусской автоинспекции. Показываем им "зеленую карту", заблаговременно приобретенную в Москве за 360 руб. и действительную на всей территории Восточной Европы. "А для проезда по Белоруссии, согласно декрету нашего Президента, вы обязаны были приобрести нашу страховку - ваша тутне действует! - вдруг заявляет нам этот самый некто. - И за нарушение вы должны платить штраф - 200 долларов!" В доказательство своих слов он демонстрирует плохо сделанную ксерокопию документа. Вот тебе и братская союзная республика! Но, видимо, не очень-то спешат платить россияне этот чудовищный "оброк", поэтому с полосатым жезлом не особенно и настаивает. После недолгих препирательств мы покупаем у него (оказалось, нас остановил страховой агент) их полис за 130 наших рублей и отправляемся дальше. Не будь рядом автоинспекторов, и на эти траты не пошли бы. Не раз потом за те 650 км, которые отделяют Россию от Польши, поминали "добрым словом" руководителей нашей "союзной" республики. В договоре о Союзе все про дружбу, а вот в жизни... Для россиян проезд по белорусскому участку автомагистрали Москва-Брест стоит 170 руб. (белорусы не платят), да еще за транзит пожалуйте 20 долларов (белорусы тоже не платят). Посты ДА! живут за счет поборов с превысивших скорость москвичей и смолян. При том, что качество автострады почти европейское, сервисом вдоль дороги не пахнет: одна АЗС на 100, а то и больше километров (и бензин здесь стоит около 13 руб. за литр), кафе примерно с той же периодичностью...1207/2000 ПО-ВЕНГЕРСКИ?попавшихся мотелях. Это недорого - около 20 долларов за двухместный номер. Вкусно пообедать в Польше можно на любой АЗС или в кафе у дороги: приличный обед - 2-3 доллара. А вот цены на бензин в Польше уже "кусаются" - примерно 80-90 центов за литр "нормального" или "супер". Ничего не поделаешь - Европа... При пересечении Словакии маленький, но неприятный сюрприз: на границе надо обязательно купить наклейку на ветровое стекло, дающую право проезда по местным автобанам (самая дешевая - 4 доллара на две недели). Об этом надо знать, объявлений нигде нет, но если вы попадетесь на скоростной магистрали без наклейки - незнание встанет очень дорого. Еще одна местная особенность - обостренное национальное чувство. Если в Польше, скажем, на международных магистралях указыно-венгерско-русской смеси языков объяснили, что мы превысили скорость: в населенных пунктах по их правилам положено не более 50 км/ч, а мы ехали - 64! Самое обидное, что об ограничении мы знали и позволили себе ускориться только на окраине пустой в воскресный вечер деревни! Но улыбающийся офицер достал правила (или кодекс?), нашел нужный пункт, где в соответствующей строке таблицы значилось: штраф - 6000 форинтов (около 25 долларов)! Спасло нас... приглашение, где по-венгерски было написано, что мы - журналисты из России. Офицер прочитал его и отпустил с миром, чтобы тут же "тормознуть" следующего нарушителя с иностранными номерами. У них здесь, видимо, самое "хлебное" место. Кстати, за шесть дней, что мы провели в Венгрии, эта встреча с дорожной полицией осталась единственной, но поначалу напугала нас изрядно, и мы строго соблюдали все правила. Потом поняли, что венгерские водители сами не прочь их нарушить, только стараются делать это не слишком заметно. Словом, нарушай, но аккуратно ив меру. Что тут соблюдается очень строго правила парковки. В Будапеште бесплатную стоянку в дневное время практически не найти, на большинстве установлены автоматы. Заплатил за какое-то время (обычно 0,3-0,75 доллара в час) - и гуляй свободно. Вдоль парковок бродит человек с каким-то непонятным аппаратом и строго следит, за сколько времени уплачено и сколько простояла машина. Превысил лимит больше чем на час - под "дворник" прикрепят красную бумажку: плати штраф. Он не так велик - около 3 долларов, но заплатить его надо в любом почтовом отделении в тот же день, иначе на следующий сумма удвоится, затем - утроится и т. д. Так что лучше выложить штраф сразу, тем более, что большинство представителей власти на венгерской дороге хорошо говорят только по-венгерски, иногда еще по-немецки и совсем уж редко по-английски. А кто из вас знает, как будет на языке Кальмана и Листа: "Командир, давай заплачу прямо на месте?" ...А вообще Венгрия - чудесная страна. Чтобы полюбоваться на красоты природы и знаменитые исторические памятники, отдохнуть на озере Балатон и подлечиться на термальных водах, сюда ежегодно приезжают со всего мира почти 20 млн. туристов (при том, что население страны - 10 млн.). Гостиницы, мотели и пансионы здесь недороги (если не останавливаться в центре столицы, конечно). В небольшом провинциальном городке номер с завтраком можно снять за 2-5 долларов в сутки, отлично пообедать (а венгерская кухня славится на весь мир!) за 2-3 доллара, купить литр хорошего домашнего вина за 20-30 центов. Страна, по нашим меркам, небольшая, и от самой глухой провинции до "дорогой" столицы (где обед в ресторане обойдется уже в5 долларов!) не больше двух часов езды. Словом, для туристов, в особенности из небогатых стран, здесь просто рай. Единственное, что "кусается" - бензин: примерно 0,85 доллара за литр. Тоже Европа, однако... Кстати, в Венгрии автобаны тоже платные: на любой АЗС купите наклейку на стекло - 3 доллара за неделю. ПОЛПРЕДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА Новенький ВАЗ-2111, на котором мы путешествовали, вызывал повсюду неподдельный интерес. Еще бы - почти тридцать лет для тех же словаков и венгров, как и для нас, "лады" и "самары" были пределом мечтаний. А тут - новая модель вполне современного дизайна... Машину осматривали со всех сторон, на всех без исключения границах просили поднять капот. Нет, не для того, чтобы сверить номера, просто посмотреть, что за двигатель там Щу стоит. Автомобиль вроде^бы• irrlllвают направление до крупнейшего города (и расстояние до него) - допустим, до Будапешта столько-то километров, то словаки городов за своими границами, кажется, и знать не хотят. Едешь, к примеру, по той же "77-й" трассе, но регулярно встречается только один указатель - "Шахи". Что это, где? На карте такого населенного пункта мы не нашли и, только добравшись до него, узнали, что это - название деревни и автомобильного перехода на границе с Венгрией! НА РОДИНЕ ГУЛЯША И ЧАРДАША Венгрия встретила прекрасной погодой и... засадой дорожной милиции. На окраине первой же за границей деревни остановили два улыбающихся полиц< ских, которые на невероятной англо-ге|