150
151
КЛУБАВТОЛЮБИ тзщщТехнологияЗАЩИЩАЛАСЬОт проката до расцветки.____1ГДаже самая модная краска призвана не столько радовать глаз, сколько защитить то, что под ней - металл. Но это последний рубеж обороны от коррозии, а первый готовят еще на металлургическом комбинате. Пройдемся по цепочке из глубокого тыла на передний край. Наш фронт - ВАЗ-2110, временами будем оглядываться на занимающих фланги "самары" и "жигули". Пост № 1. Первый страж металла цинк. На "десятке" им покрыта половина (по массе) кузовного "железа". Почему же цинком защищают от коррозии металл крыльев, дверей, пола (и, добавим некстати, ведер)? Сергей КАНУННИКОВ. Антон ЧУЙКИН Сделаем отступление, чтобы разобраться с оцинковками, цинкрометаллами вредимой благодаря алюминию, обладаюнюю часть пола, его поперечины и соедии проч. - вспомним, как протекает коррощему, как и цинк, меньшим электрическим нители, внутренние панели капота и зия. Допустим, на оголенную сталь попапотенциалом. крышки багажника. дает капля дождевой воды - ей уготована У нас цинковая защита появилась вперБрызговик двигателя, рамку радиатороль электролита. Железо, как неблаговые на "самарах". Примерно 10% ее деталей ра, площадку аккумулятора, крышку лючродный металл с относительно низким делали из цинкрометалла - стали с покрыка бензобака и некоторые другие элеменэлектрическим потенциалом, отдает полотием толщиной 15-17 мкм на основе эпокты изготавливают из ГЦ-2 - горячеоцинкожительно заряженные ионы электропросидных смол и цинкового порошка. Состав ванной стали (цинк наносят с двух сторон, водящей среде (той самой капле). Освобонаносили еще на металлургическом заводе, железо в расплав). окуная дившиеся электроны поглощаются во врецинкрометалл выдерживал штамповку и Передние крылья, рамка радиатора мя реакции окисления. Таким образом, посварку. Однако, поскольку цинк в смоле былпоперечина, другие детали "самар", ее являются анод, теряющий ионы металла, взвешен в виде отдельных частичек, а торые делали раньше из цинкрометал не и катод, принимающий электроны. Вместе покрывал железо сплошным слоем, его заоцинкованы. На вазовских новинка ныне они образуют микроэлемент с замкнутым щитный потенциал использовался не полнои 1119- цветным металлом пред - 2123 контуром тока. Результат процесса - обрастью. По данным ВАЗа, в соляном тумане лагают защитить уже 65 % деталей. М зование окислов исходного металла. материал выдерживал от 40 до 120 часовли старшего поколения так и доживут с до век без цинка... А нельзя ли вместо железа отдавать появления очагов коррозии. коррозии на съедение другой металл? Роль С рождением "десятого" семейства Грунтовые работы. Еще до сварки на так называемого жертвенного покрытия металлургические комбинаты в Лысьве и часть деталей наносят акриловые клеидоверили относительно дешевому и техноЛипецке освоили более современное, техмастики, способные проводить электричелогичному цинку. Его потенциал еще ниже, нологичное и прочное покрытие, надежно ский ток. Они обеспечивают уплотнение чем у железа, то есть окисляется он легче. обеспечивающее 120-часовую солестой- сварных швов. Места зафланцовок (соПредставьте нашу каплю на оцинкованном кость. Свыше 30 деталей, в том числе паединений без сварки) защищают однокомстальном листе. Вначале цинк действует нели пола, боковины кузова, арки задних понентным эпоксидным клеем. как механическая защита, а если его слой колес, панели крышки багажника и дверей После сварки кузов в несколько этаповрежден до железа, становится анодом. делают из стали ЭЦ-1, на которую с одной пов обезжиривают. Если есть очаги корроТеряя свои ионы, цинк спасает сталь. Постороны электрохимическим способом зии, их обрабатывают составами на оснопросту говоря, корродирует вместо железа. слоем 10-15 мкм нанесен цинк. При штамве молочной или салициловой кислоты. С моделью этого процесса знакомы повке лист ориентируют так, чтобы цветПодготавливая плацдарм для грунта, тело все мало-мальски опытные автолюбители. ной металл оказался с изнанки кузовной будущего автомобиля фосфатируют - поВспомните, как закисает на стальной ступанели: после сварки кузов рихтуют, а такрывают растворами солей, затем непице тормозной барабан из алюминиевого кого грубого воздействия тонкий слой цинсколько раз промывают. Качество обрасплава: вот вам катод, анод и окислы, прока не выдержит. Из ЭЦ-2 - стали с двустоботки и промывки проверяют,... измеряя дукты коррозии. Сталь остается почти не- ронней оцинковкой - изготавливают задпроводимость стекающей с кузова воды. 150 7/2000 ЗР первом случае подают на ванну, "минус" - На передовой. После грунтования будущие автомобили тщательно, с частична кузов, а во втором - наоборот. Полярным ность - лишь вопрос технологии, позволяпогружением промывают. Затем наносят мастики и вторичный грунт. Внутющей применять куда более совершенные прочные грунты. Испытания в соляном ренние поверхности деталей и днище обтурабатывают пневмораспылителем вручЗатем строят следующую линию замане показали: кузов, покрытый современную щиты: кузов опускают в ванну емкостью ным анафорезным грунтом, применяемым (как много зависит от добросовестно120-130 м3, где электролитическим спосодля обработки "жигулей", выдерживаетсти рабочего!), лицевые - электростатичедо ским распылением. бом наносят специальный грунт. появления первых очагов коррозии 275 ча"Десятки", "самары" и часть "шестекузов после катафореза - 700 часов. Сушат кузов 20 минут при температусов, а рок" грунтуют методом катафореза, ос"Жигулям", увы, не суждено стать бо150 градусов. Затем наносят остаток ре тальные модели - анафореза. Разница лее стойкими - применять для них катафоне мастик, на пол наклеивают битумную шутолько и не столько в том, что "плюс" рез не предполагают. в моизоляцию. После окончательной рихтовки и протирки уайт-спиритом "железо" наконец обретает одежку, по которой его встретят покупатели, - обычную однослойную краску или двухслойный "металлик" (подробно см. ЗР, 2000, № 4). Благодаря ЗО^Ю мкм лака, укрывающего цветную основу, нарядный "металлик" лучше противостоит механическим воздействиям, медленнее стареет. За внешний вид автомобиля отвечают автоматы, а внутренности и труднодоступные места красят вручную. После контроля качества окраски низ дверей и пороги покрывают двухкомпонентной акрилоуретановой краской серого цвета, скрытые полости обрабатывают консервантом "Оремин". На автомобилях семейства ВАЗ-2105 черной АК-142 красят рамки дверей, на "самарах" ей же - еще и пороги снизу. Итак, преодолев за 10 часов солидное расстояние (только длина сушильных камер - более 270 метров), кузов одевается в антикоррозионную "броню" толщиной всего 90-120 мкм. Но именно этот тонкий слой призван бороться с одним из главных врагов автомобилистов - коррозией. Добровольцы. Завод так или иначе вооружает автомобили для войны со ржавчиной. Многие владельцы, считая штатную защиту недостаточной, призывают на помощь всевозможные антикоррозионные составы. В пользе дополнительной обработки никто вроде бы не сомневается, но попробуйте конкретизировать: на сколько продлевает она жизнь кузова? И не в специальной камере с соляным туманом, а в реальной эксплуатации? Чтобы ответить, наконец, на этот вопрос, мы решились на эксперимент. Для наглядности выбрали наименее защищенную заводом "классику". Половинку свежекупленной дизельной "четверки" (см. "Опыт эксплуатации") мы дополнительно обработали антикором, установили два подкрылка и... поместили машину в агрессивную среду, то есть выпустили на дороги общего пользования. Интересно, что из этого получится?СТАЛЬЗР 7/2000151