154
КЛУБ АВТОЛ ЮБВрожденный дефектКОГО ИСПУГАЛСЯ ТАХОМЕТР?Перед нами очередной пример того, как непродуманное стремление осовременить автомобиль обернулось неприятностями для владельцев - на этот раз "Волги". Михаил КОЛОДОЧКИНРаньше на "волгах" такого не было, потому что не было тахометра. Зато он много десятков лет работает на других автомобилях и ничего, справляется. Что же напугало его на ГАЗ-3110? Почему стрелка дрожит, словно Дон Гуан перед статуей Командора? Начнем с простейших проверок - подергаем провод, потрогаем ремень генератора... При чем тут генератор? Да при том, что сигнал на тахометр поступает именно отсюда - с клеммы Рис. 1. Под"W", соединенной с одной из ключение сигнальнообмоток статора. Это позвого провода ляет использовать одну и ту на двигателе ЗМЗ-406. же сигнальную цепь независимо от типа двигателя, будь он хоть карбюраторный, хоть впрысковый, хоть дизельный. Да и обрыв ремня сразу заметишь - стрелка тут же покажет "нуль". Так почему простая идея не сработала Блок именно на ГАЗ-3110? Неисуправления двигателем правен тахометр? бо с вывода 43 блока управления двигателем ЗМЗ-406 (рис. 1), либо просто с безымянной клеммы катушки зажигания на двигателе ЗМЗ-402 (рис. 2). В обоих случаях используются контакты разъема, не задействованные Извините, а почему бы не увеличить чувранее, поэтому на старых машинах фокус не ствительность прибора? Оказывается, пробопройдет. Кстати, новые комбинации приборов вали, но при этом настолько ухудшается поменазываются так: те, что из Владимира хоустойчивость, что бедный тахометр начина382.3801, а рижские - АР 60.3801-05. Отзыет реагировать на систему зажигания, реле и вать ранее выпущенные автомобили завод, прочие приборы, коих на "Волге" довольно естественно, не собирается - не Америка, так много. Так что сделать ничего нельзя. В крайчто у владельцев есть выбор - смириться с нем случае, купить... рижское изделие: у него дергающейся стрелкой либо разориться на иной стрелочный прибор и совсем другая схе- новую комбинацию приборов и ее установку. Грустно. Один горе-инженер создает бестолковую , 2. ПодРис. схему, другой зачем-то приТахометр ключение Тахометр сигнальноменяет ее в серийном произго провода водстве, а третий подводит на двигателе ЗМЗ-402. под их ошибки теоретическую базу и объясняет, почему ничего нельзя исправить. Или все-таки можно? Для тех, кто держал паяльник, лазейка есть. После неоднократных призывов к здравому смыслу владимирский завод все-таки передал в редакцию электрическую схему ныне выпускаемого тахометра (рис. 3). Дело за неГенератор большим - изъять из комбинации приборов старый тахометр и немножко "подправить" входной каскад его электронных потрохов. Доработанный прибор сможет работать как с "402-м" мотором, так ис "406-м" - для них предусмотрены соответственные высоковольтный и низковольтный входы. Естественно, такую работу должен проводить радиоинженер или хотя бы опытный радиолюбитель, а то, не ровен час, вместо тахометра задрожит еще что-нибудь. Впрочем, владельцы отечественной техники к этому всегда готовы.43РЯ—СЕН Автоэлектрики недобро ухмыляются - ну-ну, меняйГенератор те... Они уже знают, что ВСЕ тахометры в комбинации приборов 38.3801, выпускавшейся вламотехника. И вообще, на последних модифидимирским ООО "Автоприбор", ведут себя кациях машины этого дефекта уже нет - влаодинаково. Меняй, не меняй - лучше не будимирцы изменили и прибор, и схему его поддет. А вот если вместо владимирского издеключения. лия попадется рижское, фирмы RAR, то дроЗвоним на ГАЗ и выясняем - с сентября жание тут же проходит. Может быть, во 1999 года тахометр действительно осмелел и Владимире "что-то подправить надо?" перестал дрожать. Для этого заводчанам приЗвоним во Владимир. Да, отвечают - шлось сменить как комбинацию приборов, так стрелка на "волгах" действительно прыгает, и схему ее подключения. Злополучную клемму но это проблемы... ГАЗа! При проверках на "W" оставили в покое - в зависимости от мородном стенде владимирские тахометры ведификации машины сигнал теперь берется лидут себя спокойно. Что касается натурных исРис. 3. Электрическая схема тахометра, который не будет "дрожать". пытаний, так ни одной "Волги" на "Автоприборе" нет, а посему нет и проблем. И вообще R10 +12В говорят (!), что с некоторыми генераторами О -UDтаких децЬектов не возникает...Проявив настойчивость, выясняем главное - причину "трясучести" стрелки. Как известно, генератор на автомобиле работает в пульсирующем режиме - то включится, то выключится. Этим процессом командует регулятор напряжения. А раз так, то и сигнал на упомянутой клемме "W" периодически снижается чуть ли не до нуля вот стрелка и трясется. Все просто.180R7fl iI_C356к||T - I OM KZjA Z^7гД814А1Г^^РВыажоеольтиы» ВХОД R9мАR8>С2'120VD3 VD3 КД521А1547/2000 ЗР