98
99
РЫНОКЭкспертизаЗИМНЯЯ- Да в гробу я видел эту автоматику! - раздосадованный коллега ^ в сердцах швырнул на стол чумазый датчик включения Й&^ электровентилятора. - Уже третий за полгода меняю - и ^w опять двадцать пять: чуть было движок не запорол! Тумблер поставить, что ли...Михаил КОЛОДОЧКИН жениями меняли один брак на другой, а высокие инстанции оказались вообще "не в курсе". И лишь недоумевающие владельцы автомобилей задавали вопрос: почему?/А--деиств тельно, что делать, если стрелка указателя температуры уже вподзла в опасную зону, а проклятый электровентилятор продолжает бездельничать? Да и какие к этому опахалу могут бы-ть^ претензии: ну не сообщили ему, что пора'BI тючаться вот оно и бездействует Истинный виновник - датчик ТМ нагло молчит - знает, подлец, что без него все равно не обойтись... Недаром многие автомобильные издания по нескольку раз печатали один и тот же "полезный" совет: чтобы вредная деталюшка не мотала вам нервы, установите дополнительный тумблер и включайте вентилятор самостоятельно. Очень "удобно" - ведешь машину и по совместительству работаешь датчиком: нагрелся мотор - щелкаешь переключателем в одну сторону, чуть остыл - в другую. Так с щелчками и встретим XXI век... Коллективный разум отомстил противi датчику неожиданным образом. С поя-влением новр го блока предохран! А действительно, если внутри всего телей для "Самары" (ЗР, 1999\ лишь биметаллическая пластина да пара № 9) выяснилось, что промежуточное \ реле включения электровентилятора ликви^контактов, то чему там ломаться? Проведировано на этих машинах, как класс! а порим - на то и тому ток через контакты датчика отныне 1 увеличивается примерно на два порядка! ЭКСПЕРТИЗА Воспоминание о законе Ома робко бормотало, что так делать нельзя, однако здравый смысл возражал: все равно он сдохнет - неделей раньше, неделей позже... Так вражда стала взаимной, а проблема~тзканчательно запуталась. Отдельные фирмы не^сТадидожидаться ее решения и быстренько наладйМи-серийный выпуск вышеупомянутых переключатеяей^рекомендуя устанавливать их даже на исправные автомобили - рано или поздно все равно пригодится! Автолюбители, видящие корень зла в искрении контактов датчика, начали шунтировать их подходящими полупроводниками (ЗР, 1999, № 12, с. 154), а услужливый рынок организовал нашествие на Русь иноземных изделий - то ли турецких, то ni эмиратских. Забегая вперед, отметим^что на сей раз загра| Любопытно, что повальный отказ датчиков происходил как бы незаметно для общества. Продавцы лихо распродавали ходовой товар, сервисмены привычными телодвиДля испытаний приобрели семь датчиков - два калужских ТМ 108 и четыре турецко-эмиратских - в среднем по 30 руб., а также один итальянский 5134-8С 4 аж за 250 целковых! Каждого из них ожидал "автопробег" протяженностью 10 000 циклов срабатываний и отпусканий 4 это соответствует примерно 30 000 км. Нагрузка - стандартное автомобильное реле, длительность цикла - около 2 минут, Напряжение питания - 14 В. Поеха... Нет, не поехали - два турецких араба отказались работать сразу же, а через некоторое время к ним присоединился и третий их соотечественник, не желающий что-либо коммутировать. Земляки Циолковского добрались до финиша почти без проблем, хотя один из них под конец начал "прихрамывать": появился дребезг контактов. "Итальянец" отработал на "отлично". Падение напряжения на контактах при норме 100 мВ у всех исправных датчиков оказалось примерно одинаковым 3-5 мВ "до того" и 28-30 мВ "после того". Нагружать датчики непосредственно на электровентилятор эксперты категорически отказались - дескать, мы не убийцы! Верхний предел подобных изделий - ток 1 А. Что касается испытаний, то ясности они, честно говоря, не прибавили. Безымянные изделия следует депортировать на их историческую родину - об этом мы пишем постоянно, "итальянец" своих денег стоит - это тоже не удивляет, а вот что делать с калужскими датчиками? И в чем же все-таки основная причина их отказов на автомобилях? Впереди -Щ4& ф*Интернационал: слева - "калужанин", справа то ли "турок", то ли "араб", посредине - "италь янец".Ну чему здесь ломаться? Сверху - иноземец, снизу - "калужанин".988/2000 ЗР виКАЛУГА Калужский завод "Автоприбор", входящий в состав холдинга КЗАМЭ, - единственное (!) предприятие страны, обладающее технологией выпуска пресловутых датчиков. Но... не единственное, выпускающее их!!! - Вот данные по возвратам наших забракованных датчиков, - поясняет технический директор предприятия Григорий Биба. - Уровень дефектности по ТМ 108 составляет 0,029%, так что ни о каком обвальном браке речи нет. А что касается наших, извините, "коллег", то извольте взглянуть... На директорском столе разложены многочисленные образцы "левой" продукции. Снаружи - почти как настоящие, зато внутри... Один набит доверху огрызками провода, из другого высыпаются хлебные крошки и вишневая косточка, третий позвякивает ржавыми гайками, из четвертого вываливается огромная гнутая шайба, пятый вообще пустой... Такие датчики здесь называют "зимними" - пока на улице мороз, вентилятор может и не понадобиться, а значит, и к датчику претензий не будет. Зимний датчик плюс вишневая косточка - чем не "зимняя вишня"? - Встречаются, конечно, и более серьезные подделки, - вздыхают заводчане. - И контакты поставят, и пластину биметаллическую засунут, а толку-то? Мы ведь используем специальный ленточный биметалл, поставляемый из Швеции, - из него вырубаем заготовки и специальным формованием обеспечиваем нужную температуру срабатывания. Кустарь с этой задачей не справится. Да что кустарь вон, кольчугинский завод начал было такие же датчики ваять, так без слез на них не взглянешь. Негерметичные, материал не тот, покрытия нет. Такое даже на запчасти не годится, не то что на конвейер. Как на глаз отличить подделку? Если жулики используют украденные корпуса, то шансов почти нет. А вот если корпуса тоже "самопальные", то они, как правило, выточены из шестигранного прутка и имеют характерный блеск - заводские же, наОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДАТЧИКОВ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОРА 66J710 661.3710 ВАЗ-2110 ВАЗ-2103 Применяемость и модификации и модификации Температура 92I+25-2.5) 99(425-2.5) замыкания. 'Сполмстялюлпсняпротив, шершавые, поскольку изготовлены методом литья. Так что же, во всем виноваты подпольщики? Да нет, официальных проблем тоже хватает. Взять хотя бы "Волгу" или "Газель" с "406-м" мотором - нижегородцы жалуются, что калужские датчики на них "дурят". Однако не все так просто: оказалось, что посадочное место для ТМ 108 имеет на газовском радиаторе такой большой прилив, что охлаждающая жидкость почти не соприкасалась с поверхностью датчика - отсюда и нестабильная работа. Решение уже найдено новый датчик для ГАЗа вырос на несколько миллиметров и теперь работает нормально. Что касается того изделия, которое немножко "занервничало" на наших испытаниях, то заводские специалисты убеждены - на автомобиле такого не случится. Тем не менее "хулиган" оставлен в Калуге - для опытов. А что же делать владельцам "самар", на которых промежуточное реле отсутствует? И вот здесь начинается самое интересное оказывается, калужане давным-давно не поставляют в Тольятти ТМ 108, поскольку без реле он работать действительно не может. Вместо него еще семь лет назад начато производство совершенно новых датчиков -"66.3716~и 661.3710, рассчитанных на "коммутацию тока величиной 16 А. УказанI ные модификации отличаются температу\ рой срабатывания (см. табл.). \ По внешнему виду новые датчики кочень похожи на старые - отличие заклюКунсткамера есть не только в Питере... Эту дрянь вы можете купить в любом магазине.чается в небольшом приливе на пластмассовой разъемной части возле одного из выводов (см. рис.). Изделия полностью заменяют своих предшественников и могут работать как с реле, так и без него. Исключение составляют все те же нижегородские автомобили - если под их капотом установлен электровентилятор "Бош", то без реле не обойтись - ток достигает 30 А. Это называется "приехали" - оказывается, никакой проблемы в самом деле нет! Покупай калужский датчик и забудь про неприятности. Если попался брак - обращайтесь на завод: заменят и разберутся. Но откуда в таком случае под "самарскими" капотами вновь и вновь появляются ТМ 108? И почему ни один из опрошенных нами автосервисов ничего не знает про новые датчики? И где можно их купить? Последний вопрос, как правило, нокаутирует любого руководителя любого отечественного завода. Калужане удар вы-АI'$i\.Датчики для ГАЗ - новый длиннее. Теперь он не прячется от охлаждаюлТемпература размыкания. : С94|+ЗЧ)87(+3-3)ТоМ1 61 6Датчики ТМ 108 (слева) и 661.3710 (справа) вид сверху. Обратите внимание на прилив .около одного из выводов нового изделия.держали, предложив посетить заводской магазин. Хорошо, но куда обращаться жителям остальных областей и губерний, желающим купить именно датчик, а не очередную "зимнюю вишню"? И все-таки заводчане молодцы - старался. По возвращении в редакцию нас уже факс с указанием телефонов основных] дилеров "Автоприбора" - от Питера до ((утска. Будем надеяться, что аналогичная информация дойдет и до потребителей." ЗР8/200099• /£>. S^JBU • -eejb iJ ^ /7&£л^^/ c-^^v*&<