94
95
96
РЫНОК Эмали. ЭкспертизаЧЕЛОВЕК КРАСИТ МЕСТОДаже мыльные оперы когда-то заканчиваются. Кто-то облегченно вздыхает, а кому-то становится скучно - всем не угодишь.Лакокрасочный (начало см. ЗР, 2000, № 7) "сериал" закончен, однако климатические испытания образцов продолжаются. Через некоторое время мы сообщим о том, во что могут превратиться некогда свежие покрытия после лабораторных "истязаний", эквивалентных четырем годам эксплуатации. А сейчас разберемся в дне сегодняшнем. Представление участников должно отражать их полные паспортные данные. Этому и посвящена табл. 1. Акриловые материалы заняли ее первую треть (с № 1 по № 5), алкидные - вторую (с № 6 по № 9), а меламиноалкидные (с № 10 по № 14) разместились в конце. Обратите внимание на последнюю колонку таблицы. Поскольку устойчивость свойств лакокрасочных покрытий зависит от цвета эмали, предварительно было решено остановиться на двух цветах - бежевом (235) и рубиновом (110). Соответственно выбраны и буковки в номере системы покрытия - "р" означает "рубин", а "б" - "бежевый". Однако двух букв оказалось мало - к ним пришлось добавить "жб", то есть "желтовато-бежевый", а также "с" - что означает "сафари", и даже "66" - "бледно-бежевый". Отечественному производителю виднее, что нужно производить, поэтому цепляться к мелочам не будем. "Бэбэ" - так "бэбэ". БЛЕСК И НИЩЕТА КОНКУРСАНТОК Технология изучена, компоненты нанесены - вперед! Начало испытаний малярно-технологических и физико-механических свойств лакокрасочных покрытий было довольно "пресным". Дисперсность (она же - степень перетира) оказалась у всех абсолют94 8/2000 ЗРно одинаковой - по 10 мкм. Так называемый сухой остаток эмали также оказался в ожидаемых пределах - экологи могут быть довольны. Блеск покрытий составил от 64 до 73% - достаточно ровный результат. А вот по твердости наметились контуры пелетона - вперед вышли голландцы (№ 2). Настал черед песочницы... Игры "в песочек" помогают оценить прочность покрытия к истиранию. Смысл испытания прост - эксперт на специальном приспособлении определяет, сколько нужно израсходовать песка, чтобы протереть эмаль "до дыр". Чем больше килограммов придется на каждый микрометр - тем лучше. Именно песочница первой раскидала некогда стройные ряды участников в разные стороны. Если акриловые эмали сопротивлялись буре в пустыне уверенно, то остальные откровенно спасовали. Особенно слабо проявили себя № 10, 12 и 13 - а еще меламиноалкидные... Неожиданно закончилось знакомство покрытий с падающими сверху грузиками. В отряд отстающих "алкидных" затесались матерые "американцы" под № 1 - странно. Впрочем, на "отлично" здесь выступили только "голландцы". Прочность комплексного покрытия проверялась на специальном коническомстержне. Преимущество конуса перед цилиндром заключается в том, что испытываемая пластинка изгибается сразу по всем возможным радиусам - остается только проверить, в каком месте появится предательская трещина (см. фото). Чем меньше радиус изгиба, тем, естественно, лучше. Откровенных провалов два - у образцов 9би 11 с. В лидерах - № 1, 2, 4, 5, 7р, 9р, Юр, 14р. Полученные данные сведены в табл. 2. АНДРЕЕВСКИЕ ФЛАГИ Для проверки защитных свойств покрытий в камере соляного тумана на каждой из заготовок были сделаны крестообразные надрезы, напоминающие по форме знаменитый андреевский флаг. Понятно, что оголившийся металл обязательно проржавеет. однако повреждения вдоль "креста" должны быть минимальными. Для определения стойкости покрытия измеряют ширину 'убитого" участка по одну сторону от царапины без учета ее самой. Все просто. Тысяча часов испытаний показали. что единственным идеальным "знаменосцем" может служить все тот же № 2, сохранивший свой металл в первозданном состоянии. Остальные заслужили оценки от "хорошо" до "отвратительно". А каким еще термином оценить лакокрасочную поверхность, проржавевшую аж на 80%? Подробности - в табл. 3. Любопытно, что многие из последних результатов можно было предсказать заранее - на этапе проверки грунтовок в со-вающими, что удостоились честь занять табл. 4. Посмотрите на фото - уже через сутки знаменитый № 6 был снят с соревнований. Компанию ему составили № 7 и 9. ЧЕРЕЗ 4 ГОДА ЗДЕСЬ БУДЕТ... Четыре часа в камере влаги с включенным обогревом. Два часа при выключенном. Еще 2ч - в камере сернистого газа. Следующие 3ч - в камере тепла и холода. Затем 7ч пребывания в аппарате искусственной погоды и6ч выдержки на возду-100 90 80 70 60 50 40 30_РУЙИНПНЫЙ4J| Х Бежевый20 Динамика тий при ус .коренных климатических Юо2 468 10 12 14 16 18 20 Продолжительность испытаний, сутки' Этапы большого пути" - первичная грунтовка, вторичная грунтовка, эмаль.ИССЛЕДУЕМЫЕ СИСТЕМЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИИ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ НАНЕСЕНИЯ И СУШКИ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Цвет покрывной Режим сушки Система лакокрасочного Фирна, эмали (температура, покрытия страна продолжительность) количество слоев "Дюпон", США Гр 820R-1 ел. Гр. 1020Р.-2сл иокраяшлифовка Эм.[)ихоп-2сл. rp.WaspnmaCH-1oi. rpAutooyl Filter 3110-3 ел Эч AuiocfylPlus-Зсл. Гр. 283-150-1 ел. Гр, 285-60 - 2 ел., мокрая шлифовка Эм. Ваза 22" - 2 ел. Гр ВЛ-02 (Загорский ЛКЗ| - 1 ел. Гр. ЭП-0228-2 ел., мокрая шлифовка Эм Вика-уралкрил'-2сл. a rc - 6 0 мин 20'С - 4 ч (межслоиная 20 С5 мин) 20-TJ-15 мин ЙГС-15 мин 2ГС -15 мин (межслоиная 20'С 15 мин) Ю С - 30 мин (межслоиная аГС 10 мин)Рубин 110 Светло-бежевый 235ъиккенс. ГолландияПесок не знает жалости.Басф" (fлазурит]. ГерманияЛада 410 (рубин) Лада 235 (беж)аТС-1чаГС - 1 ч (межслоиная 20Х 20 мин) 20;С - 8 ч (межслоиная 20'С 10 мин) а ГС - 1 5 мин 80'С - 1 ч (межслоиная 20'С 3 мин) аГС - 24 ч (межслоиная 20'С 5 мин) аГС-15 мин 80'С - 1 ч (межслоиная 20 С3 мин) аГС-24ч 80'С - 30 мин (межслоиная 20 С5 мич) аГС-1ч аГС - 1 ч (межслоиная 20°С 10 мин) аГС - 24 ч (межслоиная аГС 10 мин) Лада 110 (рубин) Лада 235 (беж)ляном тумане. Результаты их испытаний не были отражены в предыдущей публикации, поскольку сама по себе грунтовка, открытая всем "ветрам и водам", вообще говоря, не обязана отдуваться за весь лакокрасочный пирог. Тем не менее еще тогда эксперты отметили крайне низкие защитные свойства некоторых препаратов - в частности, греческих грунтовок "Боди 992" (№ 9). Так что все закономерно. ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ Известно, что машины не рекомендуется мыть бензином - на то есть специальные шампуни. Однако никаких неприятных последствий подобное знакомство, казалось бы, не принесет - кто из нас хотя бы раз не проливал на кузов бензин или масло? Тем не менее, проверим - а вдруг... Результаты проверки стойкости покрытий оказались настолько ошараши-000-АНПР-С 1рославль(РОССИЯ)Желтовато-белый РубинГр. ВЛ-02 (Загорский ЛКЗ) -1СЛ. 000-АНПР-С" Гр. ЭП-0228 - 2 сп.. мокрая шлифовка Еростааль (Россия) Эм. Вика-уралкрил" - 1 ел. Лак "Вика-люкс'-2-сл. "Салолин". Го. ^адолин-лраймер 54Г - 2 ел. Финляндия Гр. Wash Fier 541-00560-2 елмокрая шлифовка Эм.-Салолин-012--2сл. "Мобихел' (•Хелиос"), Словения •Мобихел гХелиос"), Словения Гр. "Мобихел-праимер" - 1 ел. Гр -Мобихел НЦ-предпак' - 2 ел., мокрая шлифовка Эм. -Мобихел автозмаль - 1 ел. Гр. S-25221 - 1 ел Гр 1*6ихелЖкомпакп!раймер"-2сл.. мокрая шлифовка Эм. "Мобихел автозмаль - 1 ел. rp.PBF-iai Гр. AR - 2 ел. мокрая шлифовка Эм. Coiomoc-1 ел.Желгсвато-селыйРубин 110 ЫЙ235агс-2чаГС - 1 ч (межегойная аГС 10 м arc-16 ч Рубин 110агс-2чаГС -1,5 ч (межслоиная 20СС10 мин) arc-16 ч Бежевый 235!агс-4ч20 С - 24 ч (межслоиная 20 С5 мин) аГС-24ч аГС - 1 5 мин 80-С - 1 ч (межслоиная 20'С 3 мин) 30"С - 40 мин (межслоиная аГС 5 мин) 20'С-15 мин 83 С - 1 ч (межслоиная 20'С 3 мин) 80'С - 40 мин (межслоиная 20'С 5 мин) аГС-15 мин 20'С-24 ч (каждого слоя) З'С - 40 мин (межслоиная 20"С 5 мин) 20'С-30 мин аГС - 3 ч (межслоиная аГС 10 мин) 80'С - 40 мин (межслоиная 20;С 5 мин) : 20 С-15 мин 80'С - 1 ч (межслоиная 20=СЗ мин) 80'С - 40 мин (межслоиная 20'С 5 мин) Сафари Сафари:Рубин 110 1ЫЙ235"Андреевские флаги" после испытаний - почувствуйте разницу. Сверху вниз - № 2, № 3, № 4, № 9.Гр. ВЛ-02 (Загорский ЛКЗ)-1 ел. Гр. ЭП-0228 (000 'АНПР-С'. Ярославль) - 2 ел., мокрая шлифовка Эм.МЛ-1111-2ел. Гр. ВЛ-02 (Загорский ЛКЗ) - 1 ел. Гр. ЭП-02281000 "АНПР-С". Ярославль) - 2 ел., мокрая шлифовка Эм. МЛ-1111-2СПГр. ВЛ-02 (Загорокий ЛКЗ) - 1 ел Гр. ГФ-021 (Загара™ ЛКЗ) - 2 от. иокрая шлифовка Эм.МЛ-1111-2сл. Гр.-Боди-932"-1сд Гр.-Бодифили2К"-2сл, иокрая шлифовка Эм.МЛ-Ш1-2сл. Гр. ВЛ-02 (Загорский ЛКЗ) -1сл. ОООАНПРС" Гр ЭП-0228 - 2 ел., мокрая шлифовка Ярославль Эм.Ш1-1110-2сл. (Россия)Рубин Бледнс-бежеаый600-800-1000.Примечание. Мокрую шлифовку производили водостойкими шкурками марки ЗМ последовательно РЗР 8/200095 РЫНОК Эмали. Экспертизахе. Все это называется циклом ускоренных климатических испытаний. Пятнадцать таких циклов засчитываются за два года службы на поверхности автомобиля. На графике показано, как подобные "передряги" изменяют блеск покрытий. Обращает на себя внимание общая тенденция всех эмалей - рубин гораздо более живуч, чем бежевый, а также "с" и "бэ-бэ"! Окончательные итоги по "климатике" подведем, как и обещали, позднее - когда пройдет четыре условных года.Таблица 2 МАЛЯРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИСХОДНЫХ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИИftft16si,i ie 2i. s, S о5j 6gtil ilii0.75 0.65 0.90 0.90 0.77 0.76 0.84 0.84 0.82 0.55 0.59 0,74 0.72 0.69 0.55 0.63 0.55 0.55 0.56||2SJ= • • 8 9-S.o S £Менее 5 Менее 5!£2,0 3.0 2,4 3,0 2.0 2,0-2,0 1.6зг?гIlii75 220 170 10013.2 3.2 3,2 3,2 9.012.04жб 5жб2.0 12 1,5 0,7 0.2 0,2 0,2 1,1021 СМенее 5 Менее 5 Менее 5 Менее 5 Менее 5 Менее 53,2 3.2 3.2 3,2 7.0Более 38.06510с 1С 1 12с 13с14661 5 203,2 3.2Более 38.0626.025.0 12.0850,2 1,314р3,2ИТОГИ Мы уже писали (ЗР, 2000, № 7), что будем стараться избегать разделения проверяемых препаратов на хорошие и плохие, но высказаться все-таки надо. Поэтому на поставленный в начале "сериала" вопрос "Чем покрасить крыло?" отвечаем так. Если средства позволяют - дружите с "Сиккенсом": титулованный "голландец" (№ 2) оказался в нашей экспертизе единственным, кто "отстрелялся" по всем мишеням на "отлично". Если же с финансами 'напряженка', а любимая машина жалобно просит помощи, то не гнушайтесь "отечественного" - системы покрытий № 4 и5 из ярославской эмали и загорской грунтовки показали себя вполне пристойно. Заметим. что немного огорчил "Дюпон" (№ 1) неожиданная ложка дегтя в виде низкой прочности покрытия сделала свое черное дело. Слабо выступили алкидные материалы (№ 6... 9). Соотношения сил внутри этой группы несложно определить, сопоставив цифры. Любителям рейтингов, несогласным с нашей оценкой, предлагаем самостоятельно составить "табель о рангах" и заТаблица 4 СТОИКОС1 Ь ЛАКОКРАСО 1НЫХ ПОКРЫТУ ИК СТАТИЧЕС (ОМУДЕЙСТВИ Ю БЕНЗИНА ШI-93) Время испытаний, ч ьензинТаблица 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКРЫТИЙ В КАМЕРЕ СОЛЯНОГО ТУМАНА ПОСЛЕ 1000 ч ИСПЫТАНИЙ Распространение Номер коррозии системы Состояние металла под пленкой от надреза, мм покрытия 16 1.10 1.50 1р -Номер системы покрытия 16... Зр10 4ж6 4р 5жб 66Без изменений Незначительное изменение цвета Без изменений Незначительное изменение цвета Сморщиваиесотспаиванием на 25%243810 026 2р 36-0,50 0.50 0,90 0.90 1,20 4.60 3,50 1,10 1,70 2.30 1.80 0,80 0,60 0.50 1.40 0,60 0.50Зр 4жб 4р 5жб 66 бр 7р 86 96 9P 10с 1с 1 12с 13с1466Следы пузырей от надреза диам. до 3 мм (сплошные) Следы пузырей от надреза диам. до 3 мм (сплошные) Следы пузырей от надреза диам. 2-3 мм (редко) Следы пузырей от надреза диам. 2- 3 мм (редко)-Без изменений Без изменений Без изменений Нничите.-ыоз Незначительное Незначительное изменение цвета изменение цвета изменение цвета Без изменений Без изменений Без изменений Незначительное Незначительное Незначительное изменение цвета изменение цвета изменение цвета Сморщиваниес отслаиванием по всей поверхностиСледы пузькйй от надреза диам. до 3 мм Следы пузырей от надреза диам. до 5 мм (редко) Очаги коррозии до 40% поверхности Коррозия до 80% поверхности-6°? Р 86 96Пароход хороший, только воды боится... Эта эмаль не терпит присутствия бензина.Следы пузырей от надреза диам. 3 мм-14рЭ р10р... .1466;4рСморщивание с отСморивание с отслаиванием на 20% слаиванием по всей поверхности Пузыриди» 1,0- Пузыри диам. 1.06.0 мм по всей 4.0 мм на 80% поверхности поверхности Без изменений Незначительное изменение цвета Пузыри диам. Пузыри диам. 0.1 мм на 80% 0.5-1.0 им по всей поверхности поверхности Пузыри диам. Пузыри диам. 0.1-0.5 мм на 60% 0.1-0.5 им по всей поверхности поверхности Незначительное Незначительное изменение цвета изменение цвета Без изменений Без измененийНезначительное изменение цветаЗначительное изменение цвета--Незначительное Незначительное изменение цзега изменение цвета Без изменений Без измененийСвернуться трубочкой и не потрескаться не так-то легко. Вверху - № 1, внизу - № 11.полнить ее по собственному разумению, пользуясь приведенными данными. Если знакомство с методами испытаний лакокрасок и предъявляемыми к ним требованиями помогут читателям свободнее ориентироваться в этой области, будем считать свою задачу выполненной. D968/2000 ЗР