164
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙФильтры"ФРАМ" СКВОЗЬ ТОНКИЕ ПОРЫ...В автомобиле должно быть все чисто: и сиденья, и стекла, и бензин, и масло.Антон УТКИН Из офомного ассортимента выпускаемых в мире автозапчастей больше всего делают фильтров: масляных, топливных, воздушных. Познакомиться с самыми современными технологиями их производства нас пригласил крупнейший разработчик и изготовитель всевозможных фильтров, транснациональный концерн "Фрам". На нашем рынке фирма известна шесть лет - сегодня сформирована целая сеть магазинов, заваленных фильтрами в характерных оранжевых коробках. Владельцы иномарок уважают "Фрам" за широту предложения - в его каталоге почти нет белых пятен, разве что к мелкосерийной машине фильтра не подберешь. История этого промышленного гиганта. владеющего ныне 27 заводами, восходит к 1934 году, когда два американских инженера, специалисты по системам смазки, учредили собственное предприятие. Соединение их фамилий. Франклин-Алдхам, в котором оставили по две буквы с начала и конца, дало имя новой фирме, тогда еще неизвестной за пределами США. После войны уже могучий и знаменитый "Фрам" выходит на европейский рынок, а с 1961 года открывает здесь один за другим несколько заводов. Сегодня их у него в Европе шесть, да и штаб-квартира концерна теперь находится в Италии. Гордость фирмы - узкая специализация. В отличие от многих конкурентов, она традиционно делает только фильтры, и логотип Fram не Если из листа металла попробовать в один прием вытянуть корпус фильтра с тоненьким патрубком, он порвется. А за 14 стадий - пожалуйста. Фильтры-близнецы для "Ниссана" и "Ягуара" сошли с одного конвейера, разница только в окраске - за "оригинальную" придется доплатить, и немало. увидишь на приводных ремнях или свечах - так же как имя Parker красуется только на авторучках и никогда на зажигалках... Завод в городке Ллантрисант на юге британского Уэльса - один из крупнейших, работает с 1967 года, выпуская около 30 миллионов фильтров в год. то есть десятую часть общемирового производства "Фрама". Из них лишь 15% окрашено в традиционный для фирмы оранжевый цвет с эмблемой "Fram" - такие поступают в магазины (не на конвейер). Еще примерно столько же несут имена других фирм, разместивших заказы на ллантрисантском заводе. Остальные 70% выпуска - оригинальные фильтры с логотипами производителей автомобилей, тракторов, строительной техники и т. д., которые заказчики ставят на двигатели при сборке и распространяют через свои фирменные СТО. Никаких различий в устройстве и качестве для однотипных изделий не предусмотрено. будь то фильтр для "Вольво" или "Жигулей" - начинка одинакова. Один и тот же фильтр, скажем, для "Форда-Эскорт" может иметь три варианта окраски корпуса с обозначениями: Ford 5005572, либо Fram РН2964, либо Coopers Z121. Разница лишь в цене - фильтр с первым вариантом окраски обойдется потребителю намного дороже двух других и ставить такой имеет смысл разве что владельцу новой машины с еще не истекшим сроком гарантии. Огромные объемы производства потребовали почти полной автоматизации три сотни рабочих лишь помогают роботам, подавая им заготовки, расходные материалы, упаковку, а также меняя время от времени инструмент и оснастку для перевода линии на другое изделие. Листовую сталь, из которой штампуют корпуса фильтров, поставляют в рулонах местные, британские заводы. Для масляных здесь принята толщина 0,38 мм. а для топливных - 0,46 и 0,9 мм, причем на большинстве моделей применяют луженую с двух сторон ленту. Колпак корпуса масляного фильтра выштамповывают из вырубленного кружка стали в три приема, при этом для защиты оловянного покрытия от повреждения применяют специальную смазку. Корпус топливного фильтра для впрысковых двигателей штамповать намного сложней, ведь обе его половинки должны быть с патрубками под бензошланги. Обычно они выполнены из цельнотянутых трубочек, которые затем припаивают к чашкам корпуса - это дорого и не всегда надежно. Фирма 'Фрам" - единственная в мире делает патрубки заодно с корпусом. Уникальное оборудование, которое завод приобрел за полтора миллиона долларов, позволяет за1648/2СОО ЗР