191
192
193
ОБОРУДОВАНИЕДОМКРАТЫ - СТОЯТЬ!В автомобиле всегда должен быть домкрат. Это непреложное правило, пусть и не прописанное в ПДД. Пользуется этим механизмом каждый, и часто не только для смены колеса. Но какой выбрать?Сергей МИШИНДля сравнения мы отобрали восемь самых распространенных домкратов пяти разновидностей. Цена каждого - около 300 рублей. Перед началом, как водится, техкомиссия. Каждого взвесили, обмерили и отправили на стендовые испытания. Постарались учесть все важнейшие в эксплуатации параметры: минимальную высоту, с которой может быть взят вес, усилие на рукоятке при стандартном грузе в 500 кг, рабочий ход, габаритные размеры. Затем условия состязаний приблизили к "боевым" - испытали изделия в естественной среде, на машинах. Здесь оценивали удобство пользования, безопасность. Последняя часть испытаний - проверка дополнительных функций: можно ли применить домкрат, вытаскивая застрявший автомобиль, ремонтируя его и т.д. Здесь оговоримся: пользуясь домкратом на мягкой дороге (грунтовой или заснеженной), на разогретом, податливом асфальте, опору ("пяту") полезно расширить. Скажем, подложить отрезок крепкой доски, толстой фанеры и т.п., при этом дополнительная площадка не должна быть скользкой. Полученные результаты нашей работы свели в таблицы. Вот что у нас получилось.. ВИНТОВОЙ ДОМКРАТ Наименование 2101-3901250 и 21213901250. Производители - "AenaArperaf; Махачкала и СЭДВАД,Ульяновск. Грузоподъемность - 500 кг. Масса - 2,8 кг (фото 1). Эта конструкция тридцать лет назад эмигрировала к нам из Италии вместе с автомобилем ФИАТ-124. Модификация для "Нивы" отличается чуть большими размерами и рабочим ходом. Штатное место "приписки" домкратов в "Жигулях" и "Ниве" несмотря на их большую длину, не мешает перевозке грузов. Применение. С этим домкратом легко справится и ребенок - лишь бы сумел правильно его установить. Даже при небольшом отклонении опорной площадки вдоль или поперек от оптимального положения машина при подъеме падает. При этом можно повредить лакокрасочное покрытие кузова, а то и помять дверь или разорвать гнездо для домкрата. Дополнительные функции. Их оценит каждый, кому придется вытаскивать застрявшую машину из снега, грязи или песка. Даже в одиночку можно поочередно (и весьма высоко) приподнять каждое колесо, подложить под него ветки, доски, камни, чтобы машина выбралась из ловушки. Но сначала надо подкладывать ветки или доски под сам домкрат, чтобы он не проваливался в рыхлый грунт, и не допускать его перекоса (можно повредить кузов!). С помощью этого домкрата легко демонтировать проколотую шину (см. статью в этом номере журнала).Плюсы - низкое и стабильное усилие на рукоятке, большой ход подъема. Минусы - большая длина, значительная масса, ограниченная устойчивость: при неправильной установке возможно повреждение кузова. Резюме. При грамотном применении полностью себя оправдал на "Ниве" и "Жигулях" РЫЧАЖНО-ВИНТОВОЙ ДОМКРАТ Наименование - 2108-3913210. Производитель - ШААЗ, Шадринск. Грузоподъемность - 500 кг. Масса 2,9 кг (фото 2). Эта более современная (по сравнению с предыдущими) конструкция домкрата появилась на свет вместе с "Самарой" Домкрат более компактен, у него вдвое меньшая начальная высота подъема, а полный ход даже больше "нивовского" Предусмотренное место (на задней стенке багажника) не препятствует перевозке поклажи. Применение. Основной недостаток этой конструкции - еще более жесткие требования к точности установки домЗР 8/2000 191 ми_ Сш миОБОРУДОВАНИЕРЫЧАЖНО-ВИНТОВОЙ ДОМКРАТкрата (выбора места для опорной площадки), чем у двух предыдущих. Кроме того, в начале подъема вращать рукоятку в4 раза тяжелее, чем у винтового домкрата, поскольку усилие винта направлено почти вдоль рычагов. И очень осторожно, чтобы не ободрать пальцы об асфальт! Даже в середине хода домкрата при подъеме машины требуется приложить примерно вдвое больше силы, чем у предыдущих. Мало того, автомобиль на этом домкрате крайне неустойчив, поэтому не следует его надолго оставлять без колеса. Известны случаи, когда домкрат под действием нагрузки просто деформировался. Дополнительные функции. Домкрат 2108 при известной сноровке тоже можно попытаться использовать в роли помощника-эвакуатора, но без гарантии успеха - он норовит выскользнуть (см. отмеченные выше недостатки). В качестве разбортовщика шины, по тем же причинам, может послужить только тем автомобилистам, которые умеют "нейтрализовать" его недостатки. Плюсы - малая начальная высота и самый большой ход подъема. Минусы - громоздкий и тяжелый; низкая устойчивость и жесткость конструкции; значительное усилие в начале хода. Резюме. Пользуйтесь, но крайне осмотрительно.ЗАМЕРЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОМКРАТОВ .груз 500 кг) Усилие на Усилие на рукоятке Минимальная высота Рабочий рукоятке Домкрат начала подъема, мн ход мм вначале в середине подъема, кгс подъема, кгс 8 390 8 2101 100 8 2121 100 400 8 14 25 2108 55 430Плюсы - компактный, легкий; неНаименование - GM ("Джи-Эм"). большое усилие на рукоятке. Минусы - мала опорная площадка, Производитель - "Дженерал моторе" Грузоподъемность - 550 кг. Масса - 2J скромная высота подъема. Резюме. Применим только на кг (фото 3). Более компактный импортный анатвердом покрытии или в комплекте с лог - короче на 105 мм. Масса - реопорной дощечкой. кордно низкая. Применение. Устанавливать "Джи- КОМБИНИРОВАННЫЙ ДОМКРАТ Эм" легче, чем 2108, - просто "подцеНаименование - 2110-3913210 пил" порог и поднимай. Механизм само"Слафт"I Производитель - "Автодеталь" установится - опора его выполнена заОдесса. Грузоподъемность - 800 кг. одно с "ногой" без шарнира. Однако и Масса - 2,3 кг (фото 4). здесь руки надо беречь. Благодаря плаЭта конструкция - симбиоз рычажстиковым втулкам, снижающим трение но-винтовой и ромбической. Размеры меньше, чем "Джи-Эм" - размещается "внутри" 13-дюймовой запаски. По весу всего на 0,2 кг тяжелее "иностранца" Кстати, он единственный из всех снабжен чехлом. Применение. Установить домкрат проще, чем "восьмой" Однако усилия на рукоятке такие же, как, впрочем, и шансы поцарапать руку о дорогу в начале подъема. Поднятая же машина стоит надежнее - спасибо жесткой ромбической части конструкции. Дополнительные функции. По своим "спасательным" и сервисным возможностям занимает второе местово вращающихся парах винта, усилие на рукоятке меньше раза в полторадва. В то же время у "Джи-Эм" большая, чем у нашего, начальная высота подъема - при том, что полный ход меньше. По этим характеристикам он близок к ромбическим домкратам (см. ниже) и, кроме того, на каком-то этапе подъема переваливается через "плечо" меняя опорную поверхность. Площадь ее невелика, поэтому домкрат хорошо стоит только на твердом асфальте, а на грунте проваливается. Дополнительные функции. Они скромнее, чем у 2108, - из-за малой площади опорной площадки, "плеча" на опоре и скромной высоты подъема.«ТРУ1 Устойчивость Нетребова-' Удобство Плоим» Грунтозацелы опорной Удобство тельность пользования Быстрота! поднятого на опорной площади, см2 площадке установки «точности рукояткой подъема автомобиля установки при подъеме 2101 2.8 545x185x100 70,5 есть 4 2101 3533 2,8 2121 575x180x95 70.9 есть 2121 43335 есть 2108 2.9 465x100x55 72.0 44 2108 232 есть GM 360x105x70 2.1 61*195" 4 4443 2110 330x110x90 есть 75,0 23 , 4 444 2110 4TR нет 135.0 2.5 410(470")х95(125 )х90 TR И 5/4 5/4 5 Зв" бн / нет 3.0 114,0 430х100(13(Г)х95 5/4 5/4 бн / 15 54 13 нет ДГ-2.5 4.6 86,6 190(220")х130х105 42355 'Числитель - площадка опущенного домкрата. знаменатель - плоДГ-2.5 щадка поднятого домкрата. 'Домкраты ромбического типа оценивались при установке под "Рукоятка превышает размеры домкрата балкон моста {числитель} и пов порогом кузова (знаменатель) Домкрат Габаритные размеры, ммомG M2110T R №ДГ-2.580 87 95 100 190280 365 275 295 11513 25 40 65 611 15 10 20 61928/гссо ЗР (после домкратов винтового типа). Понастоящему поспорить с лидерами 2101 и 2121 - не позволяет повышенное усилие в начале хода. Плюсы - небольшие размеры и масса; высокая устойчивость в поднятом положении. Минусы - повышенные усилия на рукоятке, особенно в начале хода. Резюме. Хорош для "самар" "жигулей" и "москвичей". РОМБИЧЕСКИЙ ДОМКРАТ Наименование - TR. Производитель - Китай. Грузоподъемность 1000 кг. Масса - 2,5 кг (фото 5). Ромбические конструкции отличаются большей грузоподъемностью и снабжены отдельными рукоятками, зачастую большими, чем сами домкраты. Применение. Как правило, предназначен для установки под балку моста, поэтому работать с ними проще рукояткой-удлинителем. У "китайца" зацеп рукоятки не очень удобен, зато не расцепляется при вращении. Впрочем, ромбическим домкратом можно поднимать автомобиль и за порог, помня, конечно, что кузов при подъеме перемещается ив поперечном направлении.редач, оторвать борт шины от диска. тербург; грузоподъемность - 2500 кг; Подобным домкратом удавалось без | масса - 4,6 кг (фото 7). Подобные домкраты ценятся за помощников демонтировать "запорожочень большую грузоподъемность. Их ский" силовой агрегат в сборе. Плюсы - большая опорная плонедостаток связан с требованиями к щадка, легкий, устойчивый на ровном прочности гидравлики - значительная (несмотря на небольшие размеры) собнескользком покрытии. Минусы - большое усилие в начаственная масса. Применение. Гидравлический домле хода, нет грунтозацепов на опорной крат лучше ставить только под балку площадке. Резюме. Приемлем для любых авмоста, и то не всякого автомобиля - нужен начальный просвет 190 мм. Верхтомобилей. Поможет в гараже. нюю опору - винт можно предварительно регулировать в пределах 65 мм. РОМБИЧЕСКИЙ ДОМКРАТ Величина подъема невелика - всеНаименование отсутствует; производитель - Польша; грузоподъемность - го 115 мм. Зато усилие, прилагаемое к рукоятке, всего 6 кгс. Особенность: что1500 кг; масса - 3 кг (фото 6). Этот домкрат способен поднимать бы обратно "утопить" в корпус домкрата уже полторы тонны - хватило бы сил гидроцилиндр, нужна сила 10 кгс. И это летом! А в мороз индустриальное масло провернуть рукоятку! Применение. Зацеп рукоятки-удИ-12А (им заправлен домкрат) потребует еще больших усилий. Круглая опорная площадка лишена каких-либо "зубов", да они обычно и не нужны - домкрат устойчив, как слон. Дополнительные функции. Гидравлический домкрат пригодится в гараже ив качестве мини-пресса. Особенно если его дооснастить приспособлением по типу предложенного в ЗР,Поэтому излишне высоко поднимать машину не следует - можно уронить. Главное неудобство - большое усилие на винте в начале подъема. У TR 40 кгс. К середине хода оно падает до 10 кгс. Большая опорная площадка хороша для работы на грунте, но на скользком полу или на льду это может выйти боком - в прямом и переносном смысле. Небольшое удельное давление в сочетании с "беззубой" площадкой не гарантирует устойчивости машины. Даже на слегка наклонной поверхности она может соскользнуть с домкрата. Дополнительные функции. Не очень годится на роль "вытаскивателя" из-за небольшого хода подъема. Зато поможет снять мотор или коробку пелинителя здесь иной конструкции - "ухватить" винт проще, но работать не так удобно, как с конкурентом-китайцем" Усилие на рукоятке в начале подъема - 65 кгс! А нагрузи полторы тонны - будет в три раза выше, то есть 195 кгс. Какой же водитель сможет развить такую силушку? Даже в середине хода, при подъеме всего 500 кг, нужно "выложить" 20 кгс. Площадь ровной, без грунтозацепов опоры на 20 % меньше, чем у китайского, что опять-таки не вяжется с заявленной грузоподъемностью: летом не всякий асфальт выдержит. Дополнительные функции. Те же, что иу домкрата из Китая. Плюсы - большая опорная площадка; устойчив на ровном нескользком покрытии. Минусы - огромное усилие на рукоятке, отсутствие грунтозацепов на опорной площадке. Резюме. Инструмент только для "настоящих мужчин" ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДОМКРАТ Наименование - ДГ-2,5; производитель - з-д им. Калинина, Санкт-Пе1997 № 3, с. 119. Пригодится при замене тяжелых агрегатов, требующих точного совмещения крепежных отверстий. Домкрат поднимает тяжелый груз с ювелирной точностью. Плюсы - высокая грузоподъемность, небольшое, стабильное усилие на рукоятке, высокая точность подъема, небольшие размеры. Минусы - большая масса, мал ход подъема, большая начальная высота подъема. Резюме. Подойдет для джипов и легких грузовичков. Полезен в гараже.ЗР 8/2000 193•