74
75
ЭКОНОМИКАПроекты"МИШКИ" ВЫРАСТАЮТ V ^ж-^иЩ^МЕДВЕДЕИЗа год судьба нового семейства микроавтомобилей стала определеннееЕлена ВАРШАВСКАЯ Год назад (ЗР, 1999, № 8) родилась эта идея - создать семейство микроавтомобилей размером с "Оку" и меньше. На основе каркасной конструкции, с модульным пластмассовым кузовом, с различными вариантами комплектации при участии многих сборочных заводов. Все это. конечно, выглядело красиво, но уж очень нереально, при том, что авторы идеи никак не напоминали создателей химер - солидные люди из АСМ-холдинга, бывшего министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Редакция решила проверить замысел на автомобилистах. В ответ на публикацию пришло множество писем, в основном поддерживающих спорный прожект. Нашлись даже люди, утверждавшие, что это они - истинные создатели концепции, что их модульный автомобильчик появился раньше и называется почти так же - "Мишей". И все-таки надо оставаться на земле, а не парить в облаках. Существующие-то автозаводы с трудом работают. Большинство из них жалуется на нехватку денег, на проблемы с поставщиками, на рост цен у металлургов и энергетиков. АвтоВАЗ, например, никак не может запустить в серию новую "Ниву", за которой - уже очередь покупателей. А для постановки на конвейер "Калины" тольяттинцам требуется миллиард долларов! Как-то в этих обстоятельствах, мягко говоря, несерьезно звучат предложения создать абсолютно новую модель автомобиля, организовать с нуля его производство... Так казалось год назад, а потом история про "мишек" забылась, как детская сказка. И вот... СКАЗКА И БЫЛЬ - Если в двух словах, то за это время мы от концепта перешли к изготовлению опытных образцов, кстати, автомобильчик заметно подрос до размеров "Таврии". Определили 85% поставщиков компонентов, нашли завод, готовый выпускать каркасы, заключили договор с несколькими регионами об участии в проекте, подготовили его экономическое обоснование. - сообщил генеральный директор АСМ-холдинга Николай Волосов.748/2000 ЗР Выходит, идея не умерла, сказка о медведях продолжается? Впрочем, решение об увеличении размеров автомобиля - вполне жизненное. Концепт был с двигателем "Оки", но объемы производства этой машины растут, и рассчитывать на то, что моторов хватит еще и на "Мишку", не приходится. Зато оказалось, что есть производитель вполне подходящих силовых агрегатов - украинский МеМЗ. Корейцы довели производство на этом заводе до вполне приемлемого уровня, а ЗАЗ. основной потребитель мелитопольской продукции, еле стоит на ногах. И моторостроители с радостью готовы поставлять МеМЗ-245 для "Мишки". Вот и пришлось под этот двигатель расширить автомобильчик на 130 мм, ну, заодно и удлинить на 100 мм. Вот она, основа концепции: создать новую машину на базе имеющихся компонентов. Это удешевит проект и сделает его осуществление реальным. На все семейство потребуется, по расчетам АСМхолдинга, 700-800 млн. долларов. Но вкладывать их придется не одному инвестору, а сотням, в сотни предприятий. И сумма для каждого в отдельности окажется не столь значительной. Заключены соглашения с администрациями Смоленской, Тамбовской, Калужской областей и Мордовией. Там предприятия, участвующие в проекте, будут освобождены от уплаты налогов в местные бюджеты - вот он, источник инвестиций. В регионах будут созданы сборочные заводы мощностью 5-10 тысяч автомобилей в год. Стоимость их (даже суммарная!) несопоставима с ценой строительства традиционных - около 100 млн. долларов. Не нужны дорогостоящие штампы, прессы, сварка и окраска - модули кузова пластмассовые и уже есть соглашение с производителями пластмасс. Словом, дело движется и уже перестает казаться безнадежным. У "мишек" проступают реальные черты.ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАЗОВЫЙ, ЭЛЕКТРО... Впрочем, как раз определенности в чертах нового семейства автомобилей и нет. Вернее, есть столько вариантов и кузова, и двигателей, что легко запутаться. Например, в проект включилось АО "ГАЗ" (поверили??!!), объявив в программе производства дизелей "Штайр" двухцилиндровый силовой агрегат для "Мишки". Под компактный дизель с хорошим ресурсом и малым расходом топлива уже создаются мощности. Решили использовать преимущества каркасной конструкции и сделать двухтопливный (газобензиновый) автомобиль, предусмотрев место для газового баллона за задним сиденьем. Правительство Москвы, участвующее в проекте, заказало электромобиль... Так что двигатели у семейства будут разные (кстати, и от вазовского двухцилиндрового не отказываются). Колесные формулы тоже: и 2x4, и 4x4. Кузова - вообще простор для фантазии: и универсал, и пикап, и кабриолет, и фургон... что только можно придумать, варьируя пластмассовые детали! Авторы проекта хотят изменить психологию продаж: идти от заказа потребителя. Какую машину тот хочет, такую ему через пару дней и соберут. Вот что только скажет ГИБДД при регистрации такого разнообразия моделей, причем способных изменяться по воле владельца? Собственно, с инспекцией по безопасности дорожного движения уже идут переговоры. ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ? Стоп! Может быть, идеализм заразителен? Вдруг ловишь себя на том, что начинаешь говорить о "Мишке" как о реальности. А у него даже название и то рабочее. Потом, вероятнее всего, будет другое. А в то же время участвуют в реализации проекта Минэкономики, главы областей, крупные заводы, НАМИ... Кстати, именно в НАМИ ведут натурные испытания металлического каркаса, делают опытные образцы. Семейство прототипов обновленных "мишек" будет представлено на Московском мотор-шоу в нынешнем году. Но забегать вперед, наверное, все-таки не стоит. Авторы проекта считают, что работа над ним должна идти одновременно в двух направлениях - создание автомобиля и организация производства. В будущем году планируют испытание и сертификацию опытных образцов. А уже в 2002-м - начало серийного производства. Что ж, ждать осталось недолго. Всего через пару лет мы узнаем, кто был прав - скептики, считающие идею создания "Мишки" неосуществимой, или романтики, готовые верить в чудо...ПРОГНОЗ НА 2005 ГОДВ программе "Развитие автомобильной промышленности России на период до 2005 года" дан прогноз развития автомобильного парка и рынка в России, представленный Минэкономики РФ. АВТОБУСЫ. По расчетам экспертов, в 2005 году в эксплуатации будет находиться не менее 520 тыс. автобусов различных классов. в том числе 130-140 тыс. общего пользования. Объемы продаж составят до 65 тыс. шт. в год (импортных - до 16%). Экспортные же поставки автобусов не превысят 3 тыс. шт. ГРУЗОВИКИ. Продажи грузовых автомобилей в 2005 году достигнут примерно 240 тыс. шт. (импортных до 24 тыс.), причем сбыт автомобилей грузоподъемностью до 2 тонн оценивается в 148 тыс. шт. Всего к этому периоду в России будет эксплуатироваться около 4,5 млн. грузовиков. Экспортные поставки грузовых автомобилей ожидаются в объеме около 20 тыс. шт. ЛЕГКОВЫЕ. Возможный объем продаж на внутреннем рынке России легковых автомобилей в 2005 году составит около 2 млн. шт. Всего же в эксплуатации будет 26 млн. Поставки по импорту (новых и подержанных машин) к 2005 году предполагаются в пределах 600-700 тыс. шт. (в 1999 году. по данным ГТК России - 150 тыс. шт.). Поставки российских легковых автомобилей на экспорт в 2005 году ожидаются в объеме до 200 тыс. шт. (в 1999 году - 70 тыс.). С учетом развития производства легковых автомобилей можно прогнозировать к 2005 году структуру российского рынка: - класс А (типа "Оки") - 4,9% и В (типа "Таврии") -13,6%. Эта ниша будет обеспечена собственным российским производством; - класс С (типа ВАЗ) - 33,3%. С учетом совместных производств ("Дэу", КИА, "Рено", ФИАТ и др.) наш рынок сможет быть обеспечен собственным производством на 80%, остальные 20% придутся на импорт; - класс D (типа "Москвич") - 23,4%. Будет обеспечиваться отечественными автомобилями и иномарками российской сборки - такими как "Опель-Вектра" и "Рено-Меган". Импорт - до 60%; - класс Е (типа "Волги") - 10,2%, причем 55-60% этого класса будет производиться внутри страны, в основном на ГАЗе. Остальное - иномарки типа "Мерседес", БМВ, "Вольво"; класс вседорожников (типа УАЗов, "нив") - 13,2%. Рынок будет обеспечен отечественными автомобилями на 50%; класс автомобилей повышенной вместимости в основном будет представлен иномарками. ЗР 8/2000 75Есть ли в России будущее у автомобилей класса меньше "Оки"?•