166
167
щПУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Техн( ;ДЕТ Г!1'АРОЖДЕННЫЕ- 5-10 кгс/мм2. Толщина покрытия практически не ограничена и может составлять сантиметры, а пористость не превышает 5%. Его можно точить, сверлить, фрезеровать. Такая структура достигается благодаря керамическим добавкам к основному порошку. Они не расходуют свою кинетическую энергию на плавление, а при ударе отдают ее металлу, "проковывая", уплотняя его. У нового метода много преимуществ. Покрытие наносят буквально "на коленке", при комнатной температуре, на открытом воздухе. Не нужны ни дорогостоящие вакуумные камеры, ни подогреваемые ванны с расплавом, ни высокие напряжения. Не потребуется и тщательная подготовка деталей. "Димет" позволяет наносить металл на замасленные, окрашенные, даже слегка ржавые поверхности или по незачищенному сварному шву - все лишнее просто сметается скоростным потоком. Можно ограничиться лишь зачисткой поверхности (не нанося покрытия), подав к соплу вместо металлического порошка чистый абразив.гии "Обнинского центра порошкового напыления" уже применяются ракетчиками (КБ "Салют") и атомщиками (Смоленская АЭС). В мире пока нет аналогов "Димету" - так ученые назвали свою установку. Она уже патентуется в США, Европе, Китае. Заинтересовался ею и "Даймлер-Крайслер", пригласив разработчиков к себе на завод для демонстрации. Как же устроен аппарат ив чем достоинства нового метода? Одна из главных деталей Анатолий СУХОВ установки - сопло Лаваля, разгоняющее струю газа до сверхВ начале 90-х, когда эконопохоже на стрельбу микроскозвуковых скоростей (такие же, мика России разваливалась на пическими пулями, размазыватолько больших размеров, стоглазах, группа физиков из подющимися по мишени, как масло ят на ракетных двигателях). московного Обнинска решила по бутерброду. Однако дальше Для того чтобы снизить стоидоказать, что наука - не нищенлабораторных опытов дело не мость расходных материалов и ка на паперти государства и пошло: с маломощными и гросделать установку универсальспособна не только выжить в моздкими экспериментальными ной, решили отказаться от рыночных условиях, но развиустановками нечего было и поудобных в использовании, но ваться и приносить прибыль. мышлять о практическом придорогих инертных газов в пользу сжатого воздуха от обычноВ начале 80-х новосибирменении открытия. ские ученые открыли интересОбнинцы, оценив перспекго компрессора, развивающего 3 ное явление: если частички метивность метода, решили во6 атм при расходе 0,3 м /мин. талла размером 5-50 микрон плотить теорию в практику и На входе в сопло раскаленная разогнать до скоростей создать промышленную устаспираль нагревает воздух при500-600 м/с (скорость звука в новку. Проектировать примерно до 700°С - иначе его не воздухе - 330 м/с), то при сошлось с чистого листа, а заказы разогнать до необходимых ударении с металлической плана детали размещать частным 500-600 м/с. Сопло и нагревастиной они прилипают к ней, образом на оборонных предпрительный элемент объединены в образуя прочное покрытие. Это ятиях города. Сегодня техноло- напылителе, который оператор держит в руке. Обжечься нельзя - теплозащита подобна той, что установлена на "Буране". Порошок металла насыпается в специальный питатель с вибратором, откуда подается по шлангу к выходу сопла и увлекается струей воздуха. Предусмотрены регулировка режима напыления и многоуровневая защита (броски напряжения, отказ компрессора и т. д.). Что можно напылять? В основном это алюминий, цинк, медь, латунь. Наносить на любые металлы и сплавы, стекло, керамику, камень. Соединяются "несоединимые" традиционными методами материалы например, сталь и алюминий, Так выглядит переносная установка "Димет-402": 1 - пистолет-напыли- алюминий и медь, причем прочтель; 2 - питатели; 3 - регулятор давления и влагомаслоотделитель; 4 ность на разрыв весьма высока блок управления режимом напыления. 16S 8/2000 ЗРПоврежденную ^ коррозией головку ^цилиндров, развороченный камнем картер сцепления или прохудившЯ 1тор эндиционера теп жно восстановить за считанные мин используя уникальную установку для воздушного напыления металлов. jr. сл^г-- •"-""/ 1ое#>.Г^/^ОУ.ЗАНОВООдно из главных достоинств метода - незначительный нагрев деталей (температура поверхности не превышает 100-150°С). А значит, нет деформаций, связанных с перегревом, отпуска стали. К тому же ремонтируемую деталь практически нельзя испортить (расплавить или прожечь, как при сварке): новый металл просто "наращивается" сверху, а его излишки потом можно удалить механической обработкой. Впрочем, при определенном навыке- птзстгедуготдая^ обработка сводится к минимуму метод позволяет наносить покрытие точно на обрабатываемый участок, не "запыляя" соседние области. Основной недостаток метода: в укромный уголок струе порошка не добраться, оптимальное положение распылителя - перпендикулярно обрабатываемой поверхности на расстоянии 5-20 мм. Работа под острым углом (например, при восстановлении свечного отверстия в головке цилиндров) требует навыка (как и при окраске обычной эмалью). Другой недостаток, связанный с применением в качестве носителя сжатого воздуха, - невозможность наносить железосодержащие покрытия. Впрочем, зачастую это и не нужно: лопнувшую стальную трубку можно загерметизировать алюминием, а треснувший чугунный блок цилиндров - медью. Рассмотрим подробнее, что и как можно ремонтировать "Диметом" в автомобиле. Один из самых перспективных узлов для ремонта - радиатор- автомобильного кондиционера (конденсор). Как правило, он расположен перед радиатором системы охлаждения, поэтому вся соль и камни достаются именно ему. Соль быстро проедает насквозь тонкие стенки трубок. Пайка помогает редко (не удается подобрать подходящий припой, полностью зачистить поверхность от продуктов коррозии), клеи ненадежны, а сварка и вовсе бесполезна. Восстановление напылением занимает считанные минуты (зачищать поверхность не надо), и "заплатка" наверняка переживет саму трубку.Возможности "Димета: защита сварных швов и их герметизация, напыление покрытий большой толщины, нанесение покрытий по трафарету, металлизирование стекла.Много проблем доставляют головки цилиндров на старых автомобилях. Конечно, большинству владельцев отечественных авто ив голову не придет восстанавливать "промоины" между каналами охлаждения - проще купить новую головку. Но если иномарка с редким мотором, а то и настоящий антиквариат, стоимость новой детали с доставкой может стать сопоставимой с ценой машины. Вот тут и пригодится "Димет" - может быть, при ремонте даже клапаны рассухаривать не придется, а стоимость "расходников" не превысит и доллара. Однажды привезли алюминиевый картер от какого-то джипа с двумя огромными дырами - горе-мастера пытались заварить трещины после удара и прожгли "крылатый металл". За несколько минут рану зарастили, осталось пройтись наждаком - и деталь как новая.1. Отремонтированная коробка передач (светлый металл - напыленный). 2. Восстанавливаем герметичность конденсора. 3. Ремонтируем головку блока цилиндров. Справа видны питатели и емкости с порошком. 4. Побывавший в аварии алюминиевый кузов "Ауди" тоже можно "нарастить".Все знают, что сварочные работы на автомобиле всегда нежелательны: надежно защитить от коррозии место сварки практически невозможно. С "Диметом" оцинковать сварной шов после ремонта - не проблема, тем более, что зачищать шов не надо, а цинка можно нанести сколько не жалко (1 кг порошка стоит 7-10 долларов). Работу с установкой легко освоит любой, а потренировавшись, можно создавать и весьма сложный рельеф. Если равномерно вести распылитель, получится ровное матовое покрытие, остановишь - вырастает "сталагмит" - это не краска, боящаяся потеков. Наверное, после знакомства с "Диметом" многие задумаются: а нельзя ли им заменить сварку? Детали не нагреваются, покрытие от основного металла зубилом не отдерешь... Но разработчики предупреждают, что сварка все же намного прочнее, особенно на излом,поэтому, соединяя нагруженные детали, об этом нужно помнить. Сегодня в Обнинске выпускают специальную переносную установку для авторемонта "Димет-402" с питанием от сети 220 В (потребляемая мощность 2,2 кВт) по цене 2300-3000 долларов в зависимости от комплектации (компрессор в комплект не входит). Хотя почему только для авторемонта? Вы когда-нибудь рисовали металлом по стеклу?ЗР 8/2000167