112
113
МЫ И АВТОМОБИЛЬБылоеВ сентябре с конвейера сойдут последние экземпляры "Мини" - автомобиля не менее легендарного, чем знаменитый "жук", сыгравшего, быть может, даже более значительную роль в истории автомобилестроения.ОАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ улея бодро побежали невиданные ранее автомобильчики. Надо сказать, что не только компоновка "Мини" была революционной: подвеска на резиновых подушках, сверхкомпактные 10дюймовые колеса, реечный рулевой механизм - все это наилучшим образом отвечало "условию задачи". Любопытно, что именно Иссигонис задолго до Пиеха стал набрасывать эскизы на салфетках за обедом. Не менее интересна и история появления версии "Мини-Купер". Ее автором стал друг Иссигониса, любитель тюнинга ДжонИтак, ветеран "Моррис-Остин-Ровер-Мини", выпущенный за 41 год в количестве около 5,5 млн. штук, покидает заводские цеха, чтобы уступить место... новому "Мини", ради которого концерн БМВ построил завод в Бирмингеме, затратив свыше 700 миллионов дорогих английских фунтов. Давайте вспомним, как начинался этот "вечный" автомобиль. Толчком послужил так называемый суэцкий кризис 1956 года, когда уровень жизни англичан резко снизился, бензин стал дефицитом и возникла необходимость в дешевом и сверхэкономичном массовом автомобиле. Президент"Бритиш мотор компани" сэр Леонард Лорд уловил требование момента и поручил конструктору Алеку Иссигонису разработку новой модели. Условие было почти невыполнимым: микроавтомобиль на четырех человек - длиной всего три метра, да еще с багажником! Задачу никак не удавалось решить в привычных для того времени компоновочных схемах. И тут Иссигониса озарило: поставить двигатель спереди и поперек машины, сделать привод на передние колеса, совместив картеры мотора и коробки передач. Для тех лет - небывалое решение, которое сегодня стало общепринятым! Вся разработка заняла шесть месяцев, и в 1957 году чертежи были готовы. А уже в июле следующего, 1958 года Леонард Лорд совершил пробную пятиминутную поездку, которая настолько убедила его в правильности концепции, что была отдана команда - начать производство не позже чем через 12 месяцев! И вот в мае 1959 года с конвейеров Лонгбриджа и Ко-ПОСЛЕ СОРОКАЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!1129/2000 ЗР Купер, сделавший проект почти на голом энтузиазме и получивший от "Бритиш мотор" лишь обещание уплатить в будущем по два фунта с каждой проданной машины. Эта версия, "заряженная" двигателем в 55 л. с. против стандартных 32 (а впоследствии мощность была доведена до 76 л. с), успешно участвовала в многочисленных ралли, в том числе знаменитом "Монте-Карло", и регулярно приносила победы. Шли годы, фирмы сливались и разорялись. Менялось и название, стоявшее перед "Мини": "Моррис", "Остин", наконец, "Ровер", в свою очередь, сменивший английских хозяев на баварцев из БМВ. Но вот что любопытно: избавившись от убыточного "Ровера", отдав американцам популярнейший "Ленд-Ровер", БМВ оставил "Мини" за собой! Еще бы: этот по-настоящему культовый автомобиль покупали такие знаменитости, как Джон Леннон, Ринго Стар, Пол Маккартни, Бриджит Бардо, Клинт Иствуд, Пол Ньюмен, Жан-Поль Бельмондо... Энцо Феррари хранил в своем гараже три малютки; ее не чурались знаменитые гонщики Брюс Макларен, Ники Лауда. Мы не говорим уже о королевской семье Великобритании и еще многих, многих знаменитостях.тосапоне в Бирмингеме взорам публики предстанет новый "Мини" - один из его прототипов на нашей обложке. Такая премьера - дело чрезвычайно ответственное. Предполагалось представить новичка еще в Женеве, но... недоработки, вскрывшиеся на полигоне БМВ в Исманинге, заставили перенести дебют пожалуй, весьма удачно: теперь он пройдет на "исторической родине" "Мини". В последнее время ностальгические настроения весьма сильны: на этой волне необычайную популярность уже завоевали "Нью Битл" (кроме формы, не имеющий ничего общего с прародителем), "Крайслер-РТ Крузер", чисто внешне подражающий стилю 40-х годов. Новый "Мини" тоже не слишком-то близкий родственник старому.ШКСИУДОВОАЬСТВИЕ ОТ "МИНИ"Михаил ГОРБАЧЕВВ середине 60-х, рассматривая иностранный автомобильный журнал (тогда у нас это была настоящая редкость), я обратил внимание на маленький симпатичный автомобильчик, который мне сразу очень понравился. Я бережно вырезал фотографию и положил под стекло письменного стола, за которым готовил домашние задания. Часами разглядывал его симпатичную мордочку, излучавшую оптимизм. а его идеальные пропорции притягивали взгляд. С тех пор я мечтал только о нем. Огромный кубок, отливающий золотом, свидетельствовал о раллийных заслугах малышки - первое место в абсолютном зачете ралли "Монте-Карло". Я гордился своим избранником. Мне кажется, тогда я видел такой автомобиль с дипломатическими номерами в Москве, но скорее всего это игра воображения, видение, навеянное той фотографией. Очутившись в Берлине несколько десятилетий спустя, встретился с предметом своего обожания наяву. Оказалось, что "Мини"очень распространены на Западе - ведь они идеально подходят для городской езды. В 1999 году, приехав по журналистским делам в Берлин, я как-то коротал воскресенье, просматривая местную автомобильную прессу. Из всех газет и журналов то и дело выглядывала знакомая мордочка: мой любимец праздновал свое сорокалетие. Дальше все происходило словно во сне. Неведомая сила выбросила меня на улицу, и вот уже мчусь по объявлению в газете "Вторые руки": "Остин-Ровер МК II". год выпуска 1990, красный, пробег 45 000 км, 5 лет снят с учета, есть неисправности, не ржавый, цена 1000 марок - без торга". К заветному гаражу я все же прибыл вторым. Первый покупатель сам приехал на "Мини", что свидетельствовало о его серьезном настрое. Хозяин открыл гараж, и перед нами заблестел красный "Мини". "Состояние, близкое к идеальному", - сразу отметил яи понял, что мои шансы равны нулю. Конкурент был настроен решительно и со знанием дела принялся расспрашивать о неисправностях этого чудесного, на мой взгляд, экземпляра. Оказалось, карбюратор не держит холостых оборотов и заедает рычаг переключения передач. возможно, из-за неисправности коробки. Пустяки - ясно, что мой "Мини" "уплывает". И тут конкурент допустил грубейшую ошибку, предложив 700-800 марок. "Постойте, постойте, - вступился я, доставая банкноту достоинством в 1000 марок. - В объявлении ведь написано "без торга!" Продавец взял деньги, и "Мини" стал моим! Это было как во сне. Я даже не выяснил в спешке, на ходу ли автомобиль. В себя я пришел, только когда очутился на главной улице Берлина за рулем МОЕГО красного "Мини" (к великому счастью, он оказался все же на ходу). С удивлением заметил, что многие пешеходы и водители поворачивают в мою сторону головы, а встречные "мини" приветствуют миганием фар. В Москве красный "Мини" провожают взглядами все: женщины, дети, мужчины, пенсионеры, домохозяйки, водители и пешеходы. У всех на лицах улыбки, а многие поднимают большой палец кверху: "Высший класс!" Уверен, что ни "Мерседес", ни БМВ самой последней модели, появись они в Москве на полгода раньше, чем в Германии, не удостоились бы такого внимания. ЗР 9/2000 113Начать с того, что это уже не микроавтомобиль, а полноразмерная модель класса "Поло" или "Ауди-А2" длиной около 3,8 м. Под стать размерам и мощность силового агрегата: от 90 л. с. 1,4-литрового мотора до 150-сильного 1,6-литрового двигателя с турбонаддувом для самой заряженной версии "Купер S"! Последний будут выпускать, по-видимому, в Бразилии, но даже это не поможет опустить цеНо... Сорок лет - почтенный новую планку для новой машивозраст для любой, даже самой ны ниже 15 000 долларов. Тем гениальной конструкции, так что не менее, маркетологи БМВ уже на БМВ решили все же обновить в первый год рассчитывают ветерана. И вот в октябре на ав- продать около 100 тыс. автомобилей. Оправдаются ли их надеИнтерьер "Мини-Купера" последней жды, мы скоро узнаем.партии (1999 год).