148
149
!!Jlft:fJ:iMilHffl3I13fl"Чайнику" на заметкуОсень - пора сбора урожая и дачных перевозок. Многих автомобилистов в этих делах выручает прицеп.Сергей МИШИН Собираясь ехать с прицепом, вспомните об особенностях его "механики". Прежде ковы - отлично. Мне же на "Ниве" всякий всего, смажьте буксирный шар консистентраз приходится укладывать в багажник ной смазкой - любой, какую найдете. Это из13-дюймовую запаску. бавит не только от быстрого износа сопрягаВсе в порядке, можно ехать? Не тороемых деталей, но и от надоедливого скрипа. питесь. Правильно ли расположен в кузоСовременные сцепные устройства пове прицепа груз? Хорошо, если дышло дазволяют управляться с ними практически вит на шар силой 5-15 кгс (нормативы доодной рукой - сцепка защелкивается автопускают 50). Для этого нужно, чтобы матически. Но если у вашей принудительцентр тяжести груза был над осью приценый стопор, не забудьте установить его. Не па. Если же невозможно, то центр тяжепренебрегайте страховочным тросом (или сти лучше чуть сместить вперед (увеличив цепью). Дело отнюдь не в формальном соблюдении ПДД! Мне довелось видеть, как оторвавшийся прицеп "собрал" на встречной полосе группу мотоциклистов. Впечатление не для слабонервных! Что еще? Соединяем розетку прицепа и проверяем работу светотехники. Наконец, поднимаем переднюю "ногу" (если таковая есть) и надежно закрепляем в верхнем положении. Теперь Рис. 1. Движение автопоезда в повороте: а - обычный вариант: колея прицепа несколько смещена к центру пововспомним о колесах. Если у рота; 6 - при длинном дышле прицеп смещается больше; в - при большом расстоянии от задней оси тягача до шарнира сцепки колея прицепа близка к колее тягача. прицепа и тягача они одина1 48 9/2000 ЗРтем самым нагрузку на шар), чем назад, иначе прицеп будет разгружать задние колеса автомобиля, заодно норовя расцепиться. Надежно закрепите груз от произвольного (особенно поперечного!) перемещения - мотаясь по кузову, он может опасно раскачать автопоезд. И, кстати, постарайтесь, чтобы центр тяжести груза был ближе к середине колеи! Трогаемся. Если тягач мощный, а прицеп пуст, вы едва ли его почувствуете. Правильно подогнанная сцепка не должна лязгать при ускорении и торможении. Прицеп тяжел - на старте прибавляем побольше газу и плавнее, мягче отпускаем сцепление. С таким старай- тесь не попадать в ситуации, когда приходится трогаться в гору. Намечайте маршрут с расчетом, чтобы в пути было поменьше светофоров на подъеме. Разгоняться с тяжелым прицепом нужно на каждой передаче почти до максимально допустимых оборотов. Переключать передачи быстро, но сцепление ив этих ситуациях включать более плавно, ведь увеличенную массу разгонять труднее. Впрочем, останавливать тоже... Поэтому тормозить нужно плавно и загодя, в расчете на заведомо больший остановочный путь. Помогайте тормозам - переключайте передачи "вниз"! И держите тягач и прицеп на прямой! В поворотах, где и на одиночке тормозить не просто, еще большая осторожность нужна при остановке автопоезда. Переезжая яму или "лежачего полицейского", дождитесь третьего толчка, означающего, что прицеп тоже преодолел препятствие. Только после этого стоит прибавлять газ. Теперь - о маневрировании. В повороте прицеп смещается внутрь (рис. 1). Поэтому и поворачиваем, и перестраиваемся с запасом, смещая тягач наружу поворота и контролируя по внутреннему, относительно поворота, зеркалу колесо прицепа. Чем круче поворот и длиннее дышло, тем больше прицеп сместится внутрь. И наоборот, тем меньше, чем больше расстояние от задней оси до шарнира А. Выходит, чем короче дышло, тем проще управляться с прицепом: ведь "коротышка" пойдет практически по колее задних колес тягача? Но как только придется сдавать назад, вы поймете коварство короткого прицепа. Кажется, будто он реагирует на повороты рулевого колеса раньше, чем вы начнете поворачивать! Итак, самое сложное при движении с прицепом - задний ход. Можно, конечно, орентироваться по зеркалам, как водители грузовиков. Но у них нет выбора - кузов-тонепрозрачен. На легковушке подобный прием, скорее, "выпендреж", чем необходимость, если, конечно, салон под крышу не завален грузом. Поэтому поворачиваемся вполоборота направо и смотрим через заднее стекло. Левая рука на руле, правая - на спинке соседнего сиденья. Перед тем как сдавать назад, убедитесь, что тягач и прицеп - на одной прямой. Если нет, то продвиньте автопоезд на несколько метров вперед, выровняв прицеп. Теперь, двигаясь назад, старайтесь лишь удерживать его на этой прямой, компенсируя отклонения небольшими поворотами руля.®®Рис. 2. Движение задним ходом: а - небольшая коррекция рулем; 6 - "складывание" автопоезда.Рис. 3. Заезд в подворотню: а, б, в различные фазы.Самое необычное для новичков - то, что руль надо крутить в обратную сторону! Чтобы прицеп пошел вправо (по ходу автомобиля), руль поворачиваем влево и наоборот (рис. 2, а). Запомнить это мало, нужно прочувствовать! Сначала потренируйтесь на просторной площадке. Не спешите: чем меньше скорость, тем проще управиться с прицепом. Если он ушел от намеченной траектории больше чем на 15-20 градусов, остановитесь и немного распрямите автопоезд, продернув его вперед. Иначе прицеп отклонится настолько, что автопоезд "сложится" (рис. 2, б). Приобретя некоторый опыт, можно попробовать ориентироваться лишь по зеркалам. Это сложнее, но если захотеть - достижимо. Впрочем, повторим: этот прием важнее для профессионалов. Теперь попробуем, сдавая назад, попасть в нужную подворотню (рис. 3). Легким движением руля в противоположную сторону "заламываем" прицеп, нацеливая его внутреннее, относительно поворота, колесо на угол проезда (рис. 3, а). Когда прицеп отклонится на 30-45 градусов, быстро поворачиваем руль в противоположную сторону - это позволит удержать заданную кривизну траектории. Так, слегка поворачивая баранку в стороны, корректируем движение прицепа (рис. 3, 6). При въезде в подворотню плавно распрямляем траекторию (рис. 3, в). Не забывайте, что при больших углах складывания задние крылья тягача можно повредить углами прицепа! Если прицеп оборудован инерционным тормозом, то при движении задним ходом, в гору или переезде препятствия тормоз может сработать. Для таких случаев этот механизм отключают - блокируют. Если специального устройства конструкцией не предусмотрено, любым способом зафиксируйте подвижную часть дышла от продольного перемещения. В крайнем случае, попросите помощников подталкивать прицеп назад. Конечно, при этом они должны быть особенно осторожны, чтобы не попасть под колеса. Будем реалистами: развернуться в неудобном месте порой намного проще, если отцепить прицеп. И времени потеряете меньше, чем на многократное тыканье туда-сюда. Наконец, прицеп выполнил свою миссию и отцеплен. Не забудьте закрыть розетку и надеть защитный колпачок (донышко пластиковой бутылки, игрушку и т. п.) на шар - иначе обязательно вляпаетесь в оставшуюся на нем смазку. Счастливого пути!ЗР 9/2СО0149