14
15
16
АКТУАЛЬНО МегаполисН УУКсН Л1/1чается от взглядов руководителя любой автомобильной компании - российской или иностранной. Если везде в мире происходят процессы концентрации производства, все объединяются, то АО "Москвич" всеми силами пытается отделиться. Мы знаем, что 80% российского рынка приходится на автомобили малого и особо малого класса, ценой до 6 тыс. долл. А генеральный директор Рубен Асатрян упорно считает, что будущее "Москвича" - за выпуском дорогих автомобилей представительского класса. Не надо быть ясновидящим, чтобы предсказать - все его попытки закончатся крахом...Давно ли "Москвич" и ЗИЛ были ее гордостью, флагманами, экономической базой. Ныне работа этих заводов несет городу одни проблемы.Игорь МОРЖАРЕТТОУБЫТКОВ - НА 20 ЛЕТ Положение московских автозаводов иначе, как катастрофическим, не назовешь. "Лидирует" тут "Москвич". Еще три года назад его должны были обанкротить, чтобы начать историю с "чистого листа". Но... в последний момент московское правительство решило взять "Москвич" "на поруки": процесс банкротства был приостановлен, завод получил новое руководство и кредиты. То, что произошло дальше, походило больше на бред - во всяком случае, к любой экономике, плановой или рыночной, этот процесс отношения не имеет. Итак, завод упорно про14 9/2000 ЗР изводит и продает себе в убыток "святогоры", а городская казна покрывает разницу за счет кредитов и налоговых льгот. Странно как-то получается завод "осваивает модели", рапортует об успехах - но зарплату работникам не выплачивает по полгода. В прошлом году предприятие (рассчитанное, между прочим, на ежегодный выпуск 160 тыс. автомобилей) выпустило 30 тыс. "святогоров" - продали 27 тыс., уже около 9 тыс. гниют под открытым небом: качество "москвичей" давно стало синонимом понятия "хуже не бывает". Затраты на рубль реализованной продукции теперь составляютСобственно, вопрос, почему правительство Москвы с маниакальным упорством продолжает поддерживать руководителей завода-банкрота, пока остается открытым. Мэр Ю. Лужков и его министр, руководитель департамента науки и промышленной политики Е. Пантелеев обычно говорят о необходимости "сохранить рабочие места" (на сегодня их - меньше 6 тысяч). Никто с этим не спорит, но, кажется, есть и другая причина, скрытая от обывателей. В убыточный завод год за годом, месяц за месяцем вкладываются огромные кредиты, чтобы затем... бесследно исчезнуть. Сегодня, по данным Минпрома РФ, уже около 90% оборотных средств сформированы за счет заимствований, причем 70% из них утрачены и лишь 6% находятся в производстве. Такая вот 1 руб. 55 коп. (в прошлом году фабрика по переработке наличбыли "всего" 1 руб. 19 коп.). Убытных городских денег в воздух... ки АО на 1 апреля составляют 16,5 млрд. руб., что превышает Не очень понятно до сих среднемесячный размер выручки пор, кому же принадлежит "Мов 220 раз! Если абсолютно всю сквич". Московский промышленвыручку пускать на выплату долный министр Евгений Пантелеев гов - на это уйдет... почти 20 лет. заявил, что не может принять в управление контрольный пакет акций до тех пор, "пока с федеЗАВОД ральным правительством не отПО ПОЛУЧЕНИЮ КРЕДИТОВ - Мы находим общий язык со регулирован вопрос внешнего всеми 200 предприятиями автодолга в 600 с лишним млн. долл.". мобильного комплекса - кроме И огромный завод... завис. В депромышленности одного, - говорит заместитель партаменте министра промышленности, науМосквы за два месяца (!) не ки и технологий Сергей Митин. - смогли найти для нас свежие К сожалению, точка зрения рукоданные об экономическом половодства "Москвича" в корне отлижении на предприятии. А в пра- НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ Так нужны ли сегодня Москве - мегаполису с 10-миллионным населением, административной, политической и финансовой столице огромной страны - свои автозаводы? Безусловно, в нынешней своей форме - нет. Два монстра социалистической индустрии, построенные по всем Непонятно, почему это не требованиям 30-х годов XX века 1 ^Л^3*»»> ) сделали до сих пор, ведь "де- - с собственными литейными, •>. г С3320 юре" контрольный пакет акций инструментальными и прочими "Москвича" - по-прежнему в производствами, - занимают *» » ^шшт около 600 гектаров земли пракття» федеральной собственности. тически в центре города, на бе***** регу Москвы-реки, где аренда "БЫЧОК" СПАСАЕТ ЗАВОД 2 * *** Положение дел на АМО 1м площадей стоит до 100 у. е. в год (они, естественно, если и "ЗИЛ", конечно, не такое пла* *** чевное, но и особо прочным его платят, то совсем по другим, не назовешь. Контрольный пальготным ценам). Единственная * * кет, купленный за бесценок в "радость" - экологи в последние й ^ в ^ начале эпохи приватизации изгоды от автозаводов практиче* ** вестной тогда фирмой "Микро- ски отстали. Поводов просто нет дин" (где она теперь? Ау!), поз- заводы работают на 10-15% от же отошел к московскому прамощности, поэтому вредных отАлма-Ата Москва 67-17-44 вительству... Балансовый убыходов почти не сбрасывают. Да Брянск 79-13-99 ток предприятия в прошлом гои, кроме того, АМО "ЗИЛ", к при31-89-64 Владивосток Авто'кей 977-9110 ду составил 820 млн. руб. Правмеру, по требованию тех же экоВладикавказ Автопрестус 33-11-31 728-4306 69-51-88 Волгоград 728-4308 да, в этом году руководители залогов закрыл свое литейное и Днепропетровск 76-31-42 Диамант 785-1975 вода обещают уменьшить его инструментальное производство Донецк Николь-моторс 976-8530 23-03-86 почти вдвое. ЗИЛ, кажется, наи даже обещает освободившиеся 56-36-46 Екатеринбург 976-8215 шел свою нишу - выпуск неплощади передать Москве. 76-62-55 Казань 157-9813 Пеликан больших коммерческих грузоКалининград 27-97-96 157-9814 Что же - закрыть автопром в 269-32-52 Киев Роскон-моторс 256-1256 вых автомобилей типа "Бычок" и столице, как экономически нерен37-00-77 Киров 460-9020 ФК-моторс автобусов на его базе. В 1998 и табельный и бесперспективный, а 24-40-66 Комсомольск 460-9021 1999 гг. выпускали по 22 тыс. на высвободившихся площадях Краснодар 50-82-86 грузовых автомобилей, в этом построить элитное жилье с видом Н. Новгород 43-19-81 480-9293 АПИС-М году намечается рост - до 30 на Москву-реку или разбить парк? 30-27-88 Бизнес-спектр 207-6371 Новосибирск тыс. (причем более 2000 автобу21-93-83 207-6301 Мнение руководителей 35-00-60 Норильск Борт-07 135-2530 сов), которые, надеются на за5-25-35 Орел 487-2001 Варс-С воде, найдут своего покупате78-07-80 Саратов ЛОС 208-6024 ля. Но у бывшего флагмана, ко05-98-02 Сэров Маршал 278-2149 251-58-20 С.-Петербург Мегатекс 401-6400 256-2012 Ташкент МПАС 181-0407 Тверь Северянин3642-70 183-4919 42-04-02 АвтоВАЗ Нужны ли Тольятти Паритет 30-79-95 176-0551 в центре 36-17-18 Тула 361-9965 СТ-Вариант Москвы Уфа Фазис Орбита 24-95-61 184-2018 такие 23-59-88 365-5683 ТАИР Химки 937-1253 гиганты, Хабаровск Оптовые поставки 36-07-46 как ЗИЛ Magic Ring, Ltd. 924-1779 и "Москвич? 923-0271вительстве России почему-то принято считать завод собственностью столицы. Видимо, руководителей АО "Москвич" такое положение вполне устраивает. - Сегодня любое производство на "Москвиче" нерентабельно, и каждый выпущенный "Святогор" лишь увеличивает сумму убытков, - это мнение Сергея Митина. - Работу менеджмента АО "Москвич" по любым критериям - российским, международным - можно оценить только как неудовлетворительную. Выход один срочная замена стратегии вместе со сменой руководства.нечно, немало проблем: ведь машина в ее нынешнем виде содержит массу вынужденных решений и далеко не совершенна. Однако, несмотря на это, по мнению московских властей, перспективы у завода есть.ЕХ CEIL LENTэ талон =• :ш щит • > а втомобиляhttp://www.exco! lent.ru%•W1ж;-5) JR|VW АCONTINENT COUNTRY w^ CAPITAL WIZARD k CITYСпросим читателей16% ЗР 9/200015 МегаполисПервый - заводы технически безнадежно устарели, и сегодня проще построить новые, чем переоборудовать существующие. Пока они "свои", городские, Москомзем берет с них арендную плату за землю по льготным ставкам (в среднем - 180 тыс. руб. за 1 га в год), а время от времени прощает задолженность. Но стоит объявиться состоятельному хозяину, с него три шкуры сдерут - и за месторасположение (центр города!), и за экологический ущерб, и т. д. кую тенденцию к росту. За полгода ЗИЛ, к примеру, увеличил выпуск продукции на 10%. Хорошо! Но зарплата за это же время выросла на 27%. А как иначе привлечь рабочую силу? И раньше москвичи сюда не рвались: у станков трудились лимитчики (за прописку), вьетнамцы (им после голодухи дома любая работа казалась счастьем!), алкоголики, проходящие курс лечения в ЛТП (их просто никто не спрашивал!), а теперь - тем более. Можно, конечно, еще и еще повышать зарВторой - стоимость рабочей плату, но тогда сможет ли конкусилы. В себестоимости российрировать "шестерка" из Сызрани ского автомобиля ее доля сейчас с такой же. но собранной в Москот 4 до 10% (в развитых странах ве? А если к тому же вспомнить, - 20-30%). Сегодня средняя зарво сколько раз в столице дороже плата (начисленная) по стране - электроэнергия, коммунальные и 1575 руб., а в столице - 3300! Ратранспортные услуги - станет побочий, стоящий у конвейера принятно, почему доселе не видать быльного ГАЗа, получает 1629 желающих вложить кровные иеруб. в месяц, а убыточного ЗИЛа ны и фунты в московские автозаводы. Своих же средств - нет. - 2936 руб. Более того, средняя Может, оно ик лучшему? зарплата работника бывшего зиловского агрегатного завода, а Сегодня мало одного политиченыне - ЗАО СМЗ АМО "ЗИЛ" ского решения - "заводам в Мо(Сердобск, Пензенская обл.) - скве быть!", нужен и экономиЕдинственное, что, может быть, и имеет неплохие экономические перспективы - "отверточная" сборка автомобилей среднего класса небольшими сериями, максимум - тысяч 10 в год. Тому есть уже подтверждение - "Автофрамос", совместный проект концерна "Рено" и правительства Москвы. По некоторым сведениям, второй этап проекта предполагает увеличение уставного капитала СП в шесть раз (с 20 до 120 млн. долл.): московское правительство в качестве своей доли передаст предприятию производственные мощности и земельные участки "Москвича". Сведущие люди считают, что это - начало передачи всего завода в управление иностранной компании. Похоже, столичные чиновники устали "управлять" убыточным предприятием и хотели бы от него избавиться... ...Так что ответ на вопрос, нужны или нет столице автозаводы, напрашивается сам собой. Нигде в мире автозаводы вКремльс*&<v*0Москвы и депутатов Мосгордумы по этому поводу едино: заводы - это рабочие места, это - доходы в городскую казну (в перспективе), поэтому их надо сохранить. (К сожалению, министр промышленности Москвы Е. Пантелеев намеревался высказать автору свои соображения лично, но в течение двух месяцев времени для этого не нашел.) За сохранение московских автогигантов ив Министерстве промышленности РФ. -Сегодня вся российская автопромышленность выпускает около 1 млн. автомобилей в год, а население покупает около 1,5 млн. Более того, каждый год спрос возрастает на 10%. Тот же "Москвич" мог бы выпускать до 160 тыс. автомобилей в год, работая как сборочный завод, - считает замминистра С. Митин. - Надо срочно менять стратегию предприятия, ориентируясь на широкую кооперацию, прежде всего с российскими заводами, на выпуск дешевого и добротного автомобиля. Не исключен и такой вариант (разговоры об этом с руководством АвтоВАЗа мы уже вели): выпускать на "Москвиче" одну из моделей ВАЗа. Это позволит резко увеличить объемы производства и улучшить финансовое положение автозавода. Вроде бы все правильно и логично, но все-таки закрадываются сомнения. Создать собственную, конкурентоспособную модель легкового или грузового автомобиля инженеры "Москвича" и ЗИЛа уже вряд ли смогут: нет средств, да и людей таких почти не осталось. Организовать сборку чужой модели - тоже (см. причину № 1). А инвесторы почему-то не стремятся вкладывать свои доллары и марки в нашу гордость - московские автозаводы, и у них тут свои резоны.АЗЛК АЗЛКстолицах не строят. Столица центр политической и финансовой жизни страны. Единственное, кажется, исключение - Мехико, но там своя специфика: грамотное население сосредоточено в основном в столице. Были заводы "Рено" в Париже, но сегодня они остановлены: говорят, теперь там будет музей. Появится еще один объект для миллионов туристов, ежегодно приезжающих во французскую столицу. Москва, между прочим, по прогнозам в ближайшее время будет принимать до двух миллионов туристов ежегодно. Что же, устраивать экскурсии для "экстремалов" - по пустующим цехам, которые облюбовали бомжи?699 руб., в четыре с лишним раза меньше, чем на головном предприятии... Кроме того, московская зарплата имеет еще и стоический расчет. А даже прикидки показывают, что развивать в центре города любое крупное производство нерентабельно. И. дай Бог, пройдет еще несколько лет - центр столицы украсят не заводские трубы и цеха, а жилые кварталы, парки... Уже сделан хороший почин: пару лет назад один из бывших корпусов ЗИЛа у метро "Тульская" передали под детский центр, и сегодня сюда съезжаются юные роллеры со всей Москвы. Говорят, центр приносит неплохую прибыль.169/Э0ОО ЗР