26
27
ИСПЫТАНИЯНаше знакомствоАВСТРИЙСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМГАЗ купил лицензию на дизельный двигатель у австрийской фирмы "Штайр" - это известно давно. ГАЗ помаленьку собирает такие моторы и оснащает ими опытные автомобили - об этом мы писали. ГАЗ наладил выпуск дизельных машин малыми сериями - уже интереснее. Ну, и последняя новость - мы такую машину купили!Игорь ТВЕРДУНОВ НЕ ДОСТАЛАСЬ АМЕРИКАНЦАМ... В редакционном автопарке не так давно завелся экзотический автомобиль ВАЗ-21045 с дизельным двигателем. Чтобы ему не было скучно, решили подыскать "напарника". Без особой надежды связались с ГАЗом: нам бы универсал со "Штайром". Пожалуйста! Хотя на внутреннем рынке дизельная "Волга" еще не представлена - машины такие делают... для экспорта в Латинскую Америку. Одна из них не поехала за океан и осела на родине. Точнее, в редакции "За рулем". Сама "Волга" (как, в общем, и "четверка") нас интересует мало. Про эти заслуне отменял. Но для знакомства несколько строк машине все-таки посвятим. Дизельная "Волга" внешне абсолютно неотличима от бензиновой, даже своего шильдика пока нет. К индексу автомобиля пятиступенчатой "волговской" коробкой передач - обычной. Еще - аккумулятор увеличенной емкости да измененное передаточное число главной пары. По дороге из Нижнего в Москву автомобиль показался довольно резвым, не слишком прожорливым, но сравнительно шумным. Подробный рассказ о машине появится чуть позднее, когда накопятся разные впечатления и оценки. Мы же воспользуемся покупкой дизельной машины как поводом для разговора о новом моторе, точнее, о перспективах его производства.ВТОРАЯ ЖИЗНЬ "ШТАИРА" Лицензия куплена, время прошло что сделано? А вот что. Под новый двигатель выделено производственное помещение - один из цехов завода задних мостов. Сейчас цех находится в стадии реконструкции: вывозится старое оборудование, монтируется новое. Разруха, сопутствующая любому ремонту, развороченные фундаменты... Однако часть цеха уже освоена. Определить, где уже делают дизель, а где еще нет, просто - глянув на крышу. Параллельно с установкой нового оборудования ремонтируют помещение, так что пролеты над вновь смонтированными линиями окрашены свежей краской. добавлена цифра 600: стало быть, дизельТакие светлые пятна занимают без маложенные автомобили, кажется, все сказано, и не один раз. Основной интерес, коный универсал ГАЗ-310221-600. Основное го треть цеха. Что же здесь делают? Наснечно, к новым моторам. ВАЗы с барнаотличие, конечно же, под капотом - четыколько "Штайр" стал ГАЗом, какие детали ульскими дизелями уже продаются, да и рехцилиндровый дизель с турбонаддувом в нем отечественные, а какие покупные? планов появления австрийско-нижегородмодели ГАЗ-560. Новый мотор через ориПорадовало, что отечественного в ского дизеля на внутреннем рынке никто гинальный картер сцепления состыкован с моторе уже немало. На ГАЗе делают ко26 9/2000 ЗР ленчатые и распределительные валы. Для этого используется оборудование, изначально предназначавшееся для дизелей воздушного охлаждения (эпопея 80-х), производство которых свернули, толком не освоив. Цех цветного литья поставляет алюминиевые отливки: все корпусные детали и крышки, кроме чугунного блока, делаются в России. Обрабатывают отливку на предприятиях-смежниках. Блок цилиндров пока покупают в Германии, но уже в ближайшее время начнут отливать на ГАЗе. С обработкой блока сложнее: требуется довольно сложное специализированное оборудование. Сейчас определяют, кто сможет его поставить. Есть предложеллллллллллШТ.1,1Г«1н^:1:1мШГ17С1777ллШллллл1 четырехцилиндроеый рядный, дизельный, с непосредственным впрыском и турбонаддувом Диаметр цилиндрах ход поршня, мм 65x94 2134 Рабочий объем, см3 Мощность, кВт/л. с. 70.95 при ой мин 3800 Максимальный крутящий момент, Н м 200 при об/мин 2000 Степень сжатия 20,5 Минимальный удельный расход топлива г/кВт-ч 220i5% Масса двигателя (с маховиком, стартером, генератором), кг 200 Максимальная скорость, км/ч 150* Контрольный расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч 7,3* при 120 шч 10,1" 'Для седана ГАЗ-3110-600. Тип двигателяние и от отечественных предприятий, и от иностранцев. Кроме блока остаются импортными: шатунно-поршневая группа, топливная аппаратура, электрооборудование, элементы управления двигателем, турбокомпрессор. Кстати, для производства последнего организовано совместное предприятие. Так что агрегат тоже должен получить "российское гражданство". Конечно, детали и узлы зарубежного производства хороши, но слишком дороги. Сегодня автомобиль с дизелем ГАЗ-560 дороже аналогичного с "406-м" мотором примерно на 80 000 руб. Чтобы продавать новый двигатель в России, надо снижать цену, а значит, осваивать производство большинства комплектующих. Сборка моторов ведется постовым способом: каждый рабочий выполняет группу операций - под персональную ответственность. Уже не штучное производство, но еще не конвейер. Все собранные двигатели проходят довольно продолжительную обкатку на стенде. Нареканий на качество пока нет, но ведь и объемы выпуска минимальны. А что будет, когда мотор встанет на поток? Специалисты завода утверждают: контроль будет жестким. Дайто Бог! Радует и то, что "Штайр" участвует в подборе поставщиков, отсекая пусть ивыгодные, но недостаточно совершенные с технической точки зрения варианты. Первым должен "обрусеть" четырехцилиндровый "австриец". Следом за ним планируется освоить шести- и пятицилиндровые дизели. "Четверка" пойдет на "волги", "соболи" и "газели", "пятерка" - на перспективные вездеходы, пикапы, "шестерка" - на грузовики. ДЕЛО ПРИВЫЧКИ Двигатель ГАЗ-560 (будем называть его так, он уже вполне обрусел) и планы его выпуска на ГАЗе у многих вызывают скепсис: дескать, нужен ли такой - необычной конструкции, набитый электроникой, дорогой. Но совсем недавно столь же скептически смотрели на впрысковые бензиновые моторы. А сейчас ничего - привыкли. Руководство ГАЗа с присущей ему настойчивостью подвигает проект нового двигателя. Ведь заводу, выпускающему грузовики различных классов, ныне просто нельзя не иметь дизельного мотора. Что касается легкового дизеля, то даже при довольно настороженном отношении к нему российских автомобилистов (ну, не было у нас такого!) мотор наверняка найдет своего покупателя. При двух условиях: приемлемой цене и высокой надежности.•ЗР9/200027