ТЕХНИКАНовинкифУДАЛСЯНАШ ПОДХОДЯрославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА) осваивает аппаратуру для питания дизелей, отвечающих нормам Евро II и Евро III.Скептики утвержда ют: между отечественным и западным автопромом пропасть глуби ной с Марианскую впадину. Однако это не мешает минским грузовикам бороздить просторы Европы, на которых действуют нормы ЕЭК ООН Евро II, а КамАЗам - выигрывать престижную гонку "Дакар2000". А знаете ли вы, что моторы ЯМЗ этих автомобилей оснащены топливными насосами высокого давления "Компакт-40", позволившими в 1997 году сертифицировать восемь перспективных дизелей ЯМЗ на соответствие стандартам ЕЭК ООН Евро II? От своих предков насосы унаследовали блочную (европейская школа) конструкцию. В едином корпусе разместились насосные секции с тремя отсечными отверстиями, хитрой геометрией отсечных кромок спиральной канав-разработчикам "Форда" пришлось пойти на беспрецедентные меры: водителяиспытателя одели в...старящийкостюм.Специальных костюмов известно очень много. Взять хотя бы высотный для военных пилотов: так сдавит все тело, что "вакуум" не ощущается и кровь не закипает в жилах. А нельзя ли так зажать суставы и увеличить массу тела, чтобы молодой водитель в самом расцвете сил почувствовал себя лет этак на 30 старше? И вот в сотрудничестве с одним из университетов Великобритании такой костюм был создан. Что же скрывается в его толще?Топливный насос "Компакт-40".ки, увеличенным диаметром, ходом и скоростью плунжера. Значительно улучшились гидравлические характеристики плунжерной пары, давление впрыска возросло до необходимых 1250 атм. А вот управление насосом, как ни"Кряхтя", испытатель занимает водительское место.• •До сих пор было четкое разграничение:при подаче напряжения светодиод светит, жидкий кристалл темнеет. Теперь, однако, грани стираются...вый взгляд, OLED включает в себя тончайшую пленочку, которая светится всей поверхностью. На самом же деле это сложная многослойная структура. В основе всего должна быть основа, например стекло. Затем анод: слой из индия и оксида олова, тонкий до прозрачности. К нему впоследствии подключается "плюс" от батарейки. На анод капаем тем-Против всех суставов расположены специальные бандажи, ограничивающие подвижность примерно на 25%. Как показали исследования, именно настолько она снижается у "среднего" человека в возрасте за 55. Очки уменьшают угол зрения, прозрачные перчатки - ослабляют осязание. Ах да, мы еще забыли сказать о свинцовых грузах, имитирующих упадок физических сил. Вот как описывает "путешествие во времени" на 30 лет вперед тридцатишестилетний испытатель: "Сесть в машину мне удалось без особых проблем, хотя и не так быстро, как обычно. Но дотянуться до инерционного ремня оказалось непросто. Совершенно невозможно стало изменить высоту подголовника в положении сидя. На ходу костюм почти не мешает, только голову приходится чаще вертеть - сказываются специальные очки. А вот перчатки - те действительно затрудняют точное попадание пальцем на нужную кнопку, если она небольшая, да еще расположена вплотную к другим". Именно это, кстати, учли дизайнеры "Фокуса" при разработке интерьера. А еще для удобства посадки-высадки сиденье в этой машине сделали повыше обычного.СВЕТОДИОДДоктор А. Эльшнер представляет новинку.•589/2О00 ЗРНовинка OLED (Organic Light Emitting Diode) вскоре обещает заменить существующие дисплеи. Тот, кто держал в руках традиционный светодиод, знает: это маленький кристалл, упрятанный в каплю пластмассы, или стальной корпус со стеклянным окошечком. Подключаем выводы к батарейке и наслаждаемся более-менее ярким светом, как правило, красного, желтого или зеленого цвета. На пер К ДИЗЕЛЮстранно, осталось прежним - механический регулятор, хоть и претерпевший изменения. По западным меркам, древность, зато для российских перевозчиков, не избалованных грамотным сервисом, - то, что надо. Простота конструкции, дешевые запчасти, великолепная ремонтопригодность, Евро II. Сегодня на заводе выпускают два базовых ТНВД-175.1111 005 и 135.1111 005, открывающие моторам ЯМЗ-7511; 7601 второе евро-дыхание. Чтобы выйти на Евро III, от блочной конструкции насоса пришлось отказаться, отдав предпочтение индивидуальным насосам, способным развить 1600 атм. Кстати, похожими насос-форсунками оснащались созданные на базе американского двухтактного дизеля "Дженерал моторе" моторы ЯАЗ-204, 206. Эти "столбиковые" насосы, монтируемые, как и их обрусевшие предки, в непосредственной близости от цилиндра, связаны с форсункой короткой трубкой, практически не влияющей на работу системы. Доработанная форсунка получила усовершенствованный распылитель с легкой иглой диаметром 4,5 мм. Управление топливоподачей поручено электронной системе, четко, в отличие от своего близорукого механического коллеги, отслеживающей все изменения в работе мотора и оперативно корректирующей параметры впрыска. Кстати, один из первых электронных регуляторов совместной разработки ЯЗТА и НПО 'Автоэлектроника" (Москва) в начале 90-х годов прошел испытания на автомобиле МАЗ с двигателем ЯМЗ-238. Однако несмотря на положительный результат, проект свернули - экономили средства. Российский потреби-Доводка насоса - дело тонкое.-teaСекция и форсунка насосов Евро II. Столбиковый ТНВД - шаг к Евро III.тель остался верен традиционной механике. Что ж, придется возобновить исследования, тем более что адаптация новых насосов к дизелям ЯМЗ-650 и 530 завершается. Как быстро заводчане найдут средства и доведут опытные образцы до товарного вида, покажет время. Сегодня, чтобы загрузить основное производство, завод осваивает смежную продукцию. К примеру, на оборудовании прецизионного цеха делают гидронатяжители цепи (ремня) и гидрокомпенсаторы для заволжских (ЗМЗ406.10; 514.10) и тольяттинских (ВАЗ21214; 2123; 1119; 2112) силовых агрегатов, а также ремонт топливных насосов иномарок. Не за горами монтаж и пуск линии по производству свечей зажигания французской фирмы "Сажем". DИЛИ ЖИДКИЙ КРИСТАЛЛным, как чернила, жидким "Байтроном Р" (Baytron Р). Когда он растечется по поверхности, от черноты не останется и следа. Именно этот состав и представляет собой органическую молекулярную структуру, запатентованную фирмами "Байер", "Агфа", "Бош" и университетом Байройта (Германия). Именно эта пленочка ярко светится потом, когда светодиод будет собран. Для тех, кому интересны тонкости конструкции нового светодиода, скажем, что светоизлучающая часть сама состоит из трех слоев: электропроводного "Байтрона", фениламина и собственно светоизлучающего покрытия. Наконец, закрываем всю конструкцию непрозрачным катодом из кальция или магния - и подключаем источник тока. Между слоями начинается упорядоченное встречное движение электронов и так называемых дырок (места решетки, где отсутствует электрон). Сталкиваясь между собой в тончайшем (околоOLED в разрезе.0,01 мм) слое OLED, они "взрываются" (по-научному, рекомбинируют), и эти вспышки сливаются в ровный яркий и красивый свет. Сейчас капнем "БайтроНовые све- на" - и дело сделано! тодиоды отличаются ничтожным потреблением энергии, большой световой отдачей и, самое главное, их можно сгибать, скручивать, изготовить любой формы. Так что для фантазии дизайнеров виртуальных комбинаций приборов, дисплеев бортовых компьютеров и навигаторов, не нуждающихся в дополнительной подсветке, открывается полный простор. D ЗР 9/2000 59 ТЕХНИКАНовинкиБЕНЗИН БЕЗ "ПРИВКУСА"СЕРЫПока в Москве проводят операции "Чистый воздух", заставляя владельцев раскошеливаться на регулировку устаревших карбюраторов, в мире решают проблему комплексно.Оказалось, следующий шаг к "чистому" будущему двигателестроители не могут сделать без участия нефтехимиков. Нужен новый бензин, не содержащий серы и позволяющий моторам с непосредственным впрыском работать на суперобедненной смеси. Известно, что такой режим чреват повышенным выделением окислов азота (NOx), с которыми научились, в принципе, бороться с помощью катализаторов. Одна беда - сера, неизбежно присутствовавшая до недав"Шелл-Оптимакс": НОВЫЙ мощность, не содержащий серы и предохраняющий мотор.Итак, "Оптимакс" содержит серы не более 10 частей на миллион, что укладывается в нормы... 2007 года ив 15 раз меньше допустимой сегодня концентрации. Вместо вредной серы химики-разработчики ввели в свое топливо целый пакет новейших присадок, не портящих катализатор, но очищающих впускной тракт от всевозможных отложений на 80%! Это - в старых моторах. В новых, использующих "Оптимакс" с рождения, отложе-Посмотрите на срез образца легированной стали под микроскопом и вы убедитесь, что представление об этом материале как об однородном аморфном веществе обманчиво. На самом деле его структура поликристаллическая, образована плотно упакованными зернами. Но что это за продолговатые включения на их границах? Оказывается, включения углеродаСрезы образцов из традиционной легированной стали и "Кронидура".СТАГ%ОЧНЕЕ СТАЛИБохумского унивеситета? Фирме "Кугельфишер" из Швайнфурта удалось изготовить из нее прецизионные шарикоподшипники, выдерживающие скорость вращения до... 550 000 об/мин. В автомобильном двигателе таких скоростей пока нет, но, к примеру, турбина для наддува мотора "Смарта" уже раскручивается до 240 000 об/мин, так что новый подшипник с кронидуровыми кольцами и керамическими шариками придется здесь как нельзя кстати. Заинтересовался новым сплавом и "Бош", приблизившись к границе возможностей традиционных сталей в своей насос-форсунке, работающей при давлении около 2000 атм. Если же конструкторы г-на Пиеха потребуют добавить еще 500 (а такие намерения у них есть), то без "Кронидура" ему не обойтись, потому что уже при 2050 атм наблюдается ослабление связи зерен в металле. Как видите, у полученного сплава неплохие перспективы и, кстати, весьма престижное настоящее. Подшипники из "Кронидура" уже вовсю трудятся в двигателях "Боинга-777", топливных насосах "Шаттла", узле несущего ротора вертолетов "Сикорский" ив... турбинкахсовременных бормашин. D"Прочный, как сталь", "тверже стали" - до сих пор такие определения служат как бы точкой отсчета при сравнении разных материалов.- именно они ослабляют связь между "частицами", делая границы зерен линиями излома при чрезмерных нагрузках. Вот если бы удалось распределить углерод равномерно по всему металлу да сделать его частицы круглыми... Как выяснили ученые, это вполне реально. Надо "лишь" поместить тигель с шестью тоннами подогреваемого электрической дугой расплава в барокамеру, наполненную смесью аргона и азота при давлении около 40 атм, и добавить порошок нитрида кремния. Тогда углерод перейдет в форму карбонитридов, покинет границы зерен и это придаст сплаву невиданную ранее прочность. "По секрету" сообщаем состав нового сплава: углерод 0,31%, азот - 0,38%, кремний 0,55%, хром -15,2%, молибден 1,02%. Что касается хрома, он нужен для повышения коррозионной стойкости "Кронидура", превосходящей обычную сталь почти в 100 раз. Прочность на разрыв выше, чем у традиционной подшипниковой стали, в 3-15 раз (в зависимости от направления растягивающего усилия), устойчивость к знакопеременным изгибающим нафузкам -вдвое. Где же найдет применение эта, пока еще весьма дорогая сталь, созданная учеными изс орт бензина, увеличивающийОЗащита двигателя удаляется 80% отложений на впускных клапанах Не образуется новых отложений Благодаря отсутствию серы более эффективно работает катализатор. меньше выброс вредных веществ. Больший срок службы катализатора. Лучшая динамика благодаря октановому числу ^ 9 " .ОчисткаДинамикаВредные выбросыРекламный плакат нового топлива обещает массу преимуществ. А три пфеннига к двум маркам - так ли много за чистый воздух?него времени в топливе, отравляла дорогую начинку прибора. И вот - прорыв. "Шелл", а вслед за ним "Арал" и другие мировые лидеры в производстве бензина выбросили на рынок новые сорта, очищенные от вредоносного компонента. Мы не станем сравнивать все эти новинки бензоколонок, а посмотрим на примере шелловского "Оптимакса" (таково торговое название), что дает рядовому потребителю новый сорт, стоящий в Германии всего на три пфеннига дороже того, что мы называем АИ-98. 60 9/2000 ЗРний вообще не образуется, точнее, их на 95% меньше. Наконец, октановое число нового бензина - 99, что указывает на более высокую детонационную стойкость и позволяет системам управления двигателями, где есть датчики детонации, сдвигать момент искрообразования еще немного вперед. А это - прибавка крутящего момента на 4% и повышенный КПД двигателя! Новое топливо уже одобрено китами автомобилестроения и поступило в продажу на 900 АЗС Германии.•