118
119
МЫ И АВТОМОБИЛЬ Под шелест протоколов]ТРАФУЮТ ПО ПЛАНУПорой водители сталкиваются со странной придирчивостью и принципиальностью инспектора: за малейшее нарушение он предлагает оплатить штраф непременно по квитанции или протоколу. Ларчик открывается просто: идет выполнение плана.Александр ЖИХАРЕВ - Слушай, Соловьев, ты чем вообще на службе занимаешься? У тебя за целый месяц ни одного "Эн Эса" (на служебном жаргоне "Эн Эс" - водитель, задержанный в нетрезвом состоянии), да и остальные показатели паршивые. Иди, работай! Такой "втык" от руководства нередко получают сотрудники ГИБДД. Как человек в погонах, инспектор обязан выполнять все приказы начальства. Именно это он и делает: останавливает машины за любые, пусть самые незначительные нарушения, на которые обычно не обращает внимания, и заполняет штрафные квитанции и протоколы. Благо, "мелких" нарушений предостаточно: непристегнутый ремень безопасности, езда в темное время без включенного ближнего света фар, перестроение без сигнала поворота, отсутствие аптечки, огнетушителя или знака аварийной остановки и т.д. Стопка бумаг и есть "отчет о проделанной работе" - нагоняя от начальства уже не последует. На следующий месяц инспектор уже заранее набирает необходимое количество нарушителей. С пьяными водителями сложнее. Здесь как на рыбалке: повезет - не повезет... 118 9/2000 ЗР ПРОДАЮ ШТРАФНЫЕ ТАЛОНЫ (ОПТОМ ДЕШЕВЛЕ) Водитель, попавший под "продажу талонов" (еще один рабочий термин), чувствует себя не лучшим образом. С одной стороны, жаль денег: за какую-то ерунду забирают кровные. С другой - по-человечески обидно, что на тебе выполняют некий норматив. Сотрудники ГИБДД, в душе сочувствуя водителю, берут штраф не по верхней планке, а примерно посередине: если Кодекс предусматривает наказание от предупреждения до половины МРОТа, то с виновного взимают рублей 20. В погоне за конечным результатом - количеством выявленных нарушений - они порой забывают о выполнении своих обязанностей. К примеру, подобное произошло в Суздальском и Вязниковском районах Владимирской области. Сотрудники ДПС, задерживая превысивших скорость водителей, выписывали поголовно квитанции на 17 руб. Все шли под одну гребенку превысившие на 15 и на 50 км/ч платили одинаково. Хорошо, что нашлись среди водителей борцы за правду: "сигнализировали" в контрольно-профилактический отдел ГИБДД. Там проверили информацию и наказали виновных. Не так давно майор, остановивший меня за какую-то ерунду, устав от препирательств, честно сказал: "Извини парень, мы выполняем план". Вполне возможно, что признание он сделал в тайной надежде как-то изменить ситуацию. На такую откровенность способны лишь сотрудники, работающие "на земле". Командиры подразделений всегда стоят насмерть: "О планах не ведаю - все это домыслы и наговоры". И начальник отдела пропаганды ГИБДД Москвы Г. Плотникова на пресс-конференции уверенно заявила: "Планов нет - время коммунизма давно прошло". Как же так? Одни говорят одно, другие - прямо противоположное. Руководитель ГИБДД В. Федоров неоднократно утверждал, что планов в природе не существует и работу подразделений оценивают исключительно по аварийности на порученной территории. Кому верить? Самое любопытное, что ни рядовые сотрудники, ни их самый большой начальник не кривят душой. На уровне рот и батальонов планы есть, а генерал-лейтенант милиции В. Федоров оценивает работу ГИБДД краев и областей, разумеется, не по количеству пойманных нарушителей - значит, и планов нет. По региону легко взять статистику аварийности, сравнить с показателями аналогичного периода прошлого года и вынести вердикт. Увеличилось количество ДТП - плохо работают, уменьшилось молодцы! Подход разумный. Безопасность движения - главная цель работы ГИБДД. И дело инспекторов - вовремя устанавливать предупреждающие или запрещающие знаки на опасных участках, привлекать внимание дорожных служб, патрулировать там, где нужно. В конце концов, и нарушителей ловить тоже. Результатом будет снижение аварийности. Теперь попробуем поставить себя на место командира роты или батальона. Сегодня его подчиненный стоит где-нибудь на перекрестке, завтра сопровождает колонну, на следующий день задействован в очередной операции. Если на его участке в это время происходит ДТП, он ли в этом виноват? БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ Вот мы и подошли к ответу на вопрос, зачем автоинспекции планы по отлову нарушителей: не существует критерия для оценки работы сотрудника ГИБДД. Эффективность крупного подразделения по неким объективным показателям оценить можно, а качество службы отдельного сотрудника - увы. У отцов-командиров среднего звена остается единственный выход - контролировать подчиненных по вынесенным штрафным санкциям. Нельзя сказать, что такой подход улучшает дорожную ситуацию. К примеру, инспектор, выполняя свою основную задачу - обеспечить беспрепятственный проезд транспорта, целый день регулировал движение при неработающем светофоре. Нужная и тяжелая работа. А по бумагамвыходит, что он просто бездельничал! В следующий раз у него будет огромный соблазн встать где-нибудь в теньке и спокойно ловить нарушителей. План - это цифры, и устанавливает их непосредственно командир подразделения. Естественно, не на бумаге и не официальным приказом - они как бы витают в воздухе. Но каждый инспектор скажет: стандартный норматив - три протокола и 10 штрафных квитанций или семь протоколов в день. Отдельной графой идут пешеходы-нарушители, но наказывать их хлопотно - водители гораздо сговорчивее. Поэтому инспекторы идут на небольшую хитрость: штрафуя водителя на 40 руб., выписывают две квитанции по двадцать. Позднее эти цифры значатся за пешеходами. Зная этот стандартный способ, очень занятно изучать статистику административных нарушений. Хорошо, если в руководители попадает здравомыслящий человек, для которого план - лишь способ контроля работы сотрудников. А может прийти самодур, такой скажет: "Раньше вы работали плохо, а при мне будете ловить в два раза больше". Приказы, как известно, не обсуждают, а выполняют. Поэтому все его указания будут исполнены - под шелест протоколов и штрафных квитанций. ПРОФИЛАКТИКА ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ Разработать методику для оценки работы сложно. Но есть ведь зарубежный опыт. Для примера возьмем Швецию. Если на каком-то участке повышается аварийность, командир подразделения немедленно увеличивает там количество полицейских. Речь не идет о наказании: много ДТП - значит, необходимо помочь и полицейским, и водителям. Один из основных показателей несения службы в Швеции - количество контактов с водителями. Полицейский должен постоянно общаться: оказать помощь, провести профилактическую беседу, указать дорогу- А затем пожелать счастливого пути. Все контакты он записывает в служебную книжку и регулярно предъявляет ее начальству. Не дай Бог, он внесет в нее липовые данные время от времени проводят выборочную проверку и обманщиков нещадно гонят со службы. Может быть, и у нас стоит направить основные усилия не на выявление нарушителей, а на профилактику безопасности движения? И уже исходя из этого разработать новую методику оценки сотрудника ГИБДД. А пока выходит, что ноги действуют отдельно от головы, и от этого страдают все: и водители, и инспекторы ГИБДД. D14 ГИБНУТПечальные итоги лихачества на дорогах России.Александр ЖИХАРЕВВ первом полугодии 2000 года в результате аварий погибло на 620 человек меньше, чем за аналогичный период 1999 года. Количество ДТП с участием несовершеннолетних сократилось на 8,3%. Ощутимо спокойнее стало на дорогах в республиках Дагестан, Саха, Северная Осетия и Удмуртия, Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Архангельской, Ростовской, Сахалинской, Читинской, Ярославской областях и Агинско-Бурятском автономном округе. Одновременно увеличилось количество аварий с особо тяжкими последствиями - в 43 ДТП этой категории погибло 203 и ранено 187 человек. В каждом третьем происшествии фигурировал пешеход. Более двух третей (73,5%) всех ДТП связано с нарушением водителями Правил. Пьяные водители участвовали в каждой пятой аварии. Особую любовь к "зеленому змию" проявили в Ненецком автономном округе (прирост "пьяных" ДТП - 66,7%), Чувашской (+40,5), Карачаево-Черкесской (+10,5) и Ингушской (+25) республиках, Камчатской (+40,5), Рязанской (+19,4) и Калужской (+26,4%) областях. Чаще всего виноваты оказывались водители машин, принадлежащих физическим лицам: на одно происшествие с шофером-профессионалом приходится семь совершенных частниками. В 67 регионах стало больше аварий изза плохого состояния улиц и дорог. Всего произошло 13 263 таких ДТП, в которых погибло 2507 человек (+97,7%) и ранено 15 012 (+97,7%) - прирост почти в два раза! Дороги особо не изменились, просто сотрудники ГИБДД стали чаще признавать виновными дорожников - давно пора! Итог - в среднем по стране на 10 тыс. ТС пришлось 19 ДТП. Тяжесть последствий - 1 4 погибших на 100 пострадавших. К сожалению, такое соотношение в общемировой практике считается довольно высоким - до реальной безопасности на дорогах нам еще далеко.5 § 5 & I Jg §•ЗР 9/2000 119