64
65
IP.IiUlftlПрезентация"СЕТРА" ВЫИГРЫШ ОТ ПЕРЕМЕНЫВесьма трудно поверить в то, что изящное название фирмы "Сетра" (Setra) есть банальное сокращение от труднопроизносимого немецкого SElbstTRAgender "зельбсттрагендер", что в переводе означает "самонесущий".Анатолий ФОМИН Название появилось в 1951 году, когда предприятие Карла Кессборера выпустило первый автобус с несущим кузовом "CeTpa-S8". Любопытствующие порой хотят знать, что означает курсивное "К", соседствующее на эмблеме со словом "Сетра". Тут все просто - это монограмма Карла Кессборера. Самый первый автобус его фирма сделала еще в 1911 году, а в тридцатые годы наладила производство специальных аэродинамических кузовов для высокоскоростных автобусов - тогда они начали курсировать по немецким автобанам. Без малого 90 лет с автобусами - достаточный повод, чтобы, не стесняясь, напоминать об этом. А ПРИ ЧЕМ "ЕВОБУС"? Нет, это не новая модель. Компания "Евобус" пока не имеет столь славной истории. Она основана пять лет назад "Даймлер-Бенцем", объединившим трех "автобусников": собственно "МерседесБенц", "Мерседес-Бенц Турция" и "Сетру", которая до этого была самостоятельна. Теперь же "Сетра" и "Мерседес-Бенц" близкие родственники. Объединение пошло на пользу всем. "Мерседес-Бенц" получил доступ к кузовным технологиям "Сетры", а она, в свою очередь, к новейшим агрегатам компании. В цифрах это выражается так: в 1995 году было продано 1919 автобусов "Сетра", а в 1999-м-2775. НА ВОСТОКЕ ЕВРОПЫ Если об автобусах "Мерседес-Бенц" немецкого и турецкого производства у нас в общем-то знают и продажи их исчисляются сотнями, то о марке "Сетра" известно совсем немного. В "Евобусе" считают, что по нашим дорогам бегает около 200 таких машин. Если принять во внимание, что в прошлом году Россия закупила 68 "сетр", то это близко к истине, но большинство из них машины модели 215HD, которая восходит еще к семидесятым годам. Новых моделей пока не заказываем. Дорого. Российский рынок автобусов очень перспективен. Как-никак, третий по величине в мире после Индии и Китая - на каждую тысячу россиян приходится 3,2 автобуса, или в общей сложности 470 тысяч. Большая часть этих машин очень старые и нуждаются в замене. Но вот для импортеров, которые рвутся на наш рынок, часть условий неприемлема - 30% пошлины! Для сравнения: у бывших "соцбратьев" поляков она всего 10% и междугородные автобусные перевозки растут у них куда быстрее. Жители восточноевропейских стран любят путешествия на запад, но вот с доходами у них туговато, и посему дорогому авиабилету или не слишком удобному поезду они предпочитают комфортный автобус. который без пересадок доставит к месту назначения. Сегодня рост пассажир- ских перевозок отмечается ив прибалтийских странах, откуда до России рукой подать. С учетом этого, видимо, и был задуман организованный фирмой "балтийский тур" "Сетры" с финишем в Санкт-Петербурге. Здесь и состоялось наше знакомство с новыми автобусами. "СЕТРЫ" БЫВАЮТ РАЗНЫЕ У каждого производителя своя система классификации. "Сетра" делит все автобусы на три группы. "Мультикласс" наиболее доступные универсальные машины для пригородного сообщения со средним или низким уровнем пола, "комфорткласс" - автобусы среднего ценового диапазона и комфорта, предназначенные для междугородных перевозок и экскурсионного обслуживания, и, наконец, "топкласс" - самые комфортабельные машины для эксплуатации на длинных маршрутах с максимальной эффективностью. Все три семейства заметно различаются внешне. У машин "мультикласса" практически прямоугольный профиль, а "топкласс" легко узнать сбоку по широкой наклонной стойке. Естественно, что гамма автобусов не различается только типом кузова и уровнем пола: "сетры" бывают длиной от 8,9 до 15 м (в "мультиклассе" есть и сочлененная модель длиной 18 м), причем 12-метровые могут быть двух- и трехосными, а 13,6- и 15-метровые - только трехосные. В отличие от "Мерседес-Бенца", "Сетра" более гибко подходит к комплектации машин. Даже в том, что касается "политических" моментов: автобусы "Сетра" могут быть оснащены не только двигателями "Мерседес-Бенц", но и их конкурентами: моторами МАН или "Детройтдизель". И если среди заказчиков междугородных машин доля предпочитающих "немерседесовский" дизель всего 5%, то пригородные автобусы на 35% комплектуются двигателями МАН. ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА? Международные пассажирские перевозки переживают сегодня очередной всплеск. С отменой границ в Европе междугородный автобус, как средство транспорта, становится все более привлекателен. Однако старой технике въезд сюда закрыт: автобусы, не соответствующие Евро I, уже не допускают в страны ЕС. На будущий год настанет очередь машин Евро I, так что к 2004-му на дорогах объединенной Европы останутся только автобусы, соответствующие Евро II и III. При этом возрастет количество длинных автобусов - теперь им позволено вырастать аж до 15 м. Практика показывает: радиус поворота 15-uTJHI-Ида»Паривтр ' ^ S315UL S31S6T-HD S31SHD S317HOH-3 пригород- междутуристический ГСЗОДНЫЙ ныЯ топКлассификация "Сетра" мультикомерорткласс кпасс класс независимая пневматическая со стабилиПередняя подвеска заторомгоовоечнойустойчивости зависимая, пневматическая со стабили. двулская Задняя подвеска затором гаатеречной устойчивости тележка Габарит, мм: длина 12000 13650 12000 12000 ширина 2500 2500 2500 2500 за ста 3585 3670 3345 3615 База, мм 6080 6950+13СО 6080 6030 23,7 21,7 Диаметр разве зота. м 21,6 21,7 Высота сагэна мм 1960 2000 2010 2190 Пассажировместимость 49-1 59+1 49+1 53 MB MB MB MB Базовый двигатель 0M447T1LA 0W41LA OM441LA 0M442LA 5 •Сбочив объем, с.' 10964 10964 14618 11976 Число и расположение 6V 6V 8V 6V цилиндров 280 381 Мощность. «Вт г с, 250/340 '54 OS 250.340 Крутящий момент. Н'М 1850 1600 1600 1100 приоб'мин 1100 1100 1100 1100 Предполагаемая цена 580000 на российском рьше. 490000 430000 320000 нем. маркиТп иметровых машин (у них поворотная не только передняя, но и задняя ось) всего на метр больше, чем 12-метровых, а это не вызывает проблем даже на самых узких улочках. Ожидается и бум двухэтажных автобусов: "даблдекер" "Сетра-3280Т" при 12метровой длине берет на борт 75 пассажиров. Так что распространение "сверхбольших" автобусов дело недолгого времени, поскольку это очень выгодно. А что в России? Новых "сетр", как уже отмечалось, здесь нет. Будут ли популярны у нас автобусные поездки в Европу? В ближайшее время вряд ли. Всетаки далековато - двое суток пути. К тому же, вопреки расхожему мнению, наши путешествующие соотечественники более состоятельны, чем хотят порой казаться, и предпочитают авиарейсы.К тому же ослабления паспортно-визового режима пока не предвидится - скорее,наоборот. Тем не менее интерес к автобусным поездкам есть. И если сработают специальные цены для российского рынка, возможно, и на наших дорогах появятся самые разные "сетры". "Сетра"-хронология: 1883 - предприятие Карла Кессборера; 1911 - первый автобус; 1920 - начало производства комфортабельных автобусов; 1930 - автобусы с обтекаемым кузовом; 1951 "Сетра-Se" - первый автобус с несущим кузовом; 1961 - автобусы "Сетра-SlO" (серия 100); 1976 - автобусы серии 200; 1984 - независимая передняя подвеска и АБС серийно на автобусах "Сетра"; 1991 - автобусы серии 200; 1993 - "Сетра" серии 300 - междугородный автобус года; 1995 - "Сетра" в составе "Даймлер-Бенца"; 1996 - "CeTpa-S315NF" низкопольный автобус; 1997 - "CeTpa-S317HDH-3" трехосный высокопольный автобус.L