Корифеи тюнинга почти забыли о "жигулях". К счастью, встречаются еще "оазисы", где для них предлагают недорогие доработки.ОБРАТИМСЯ К "КЛАССИКЕ"Вадим КРЮЧКОВ Сегодня хозяева ВАЗ-2105...2107, как правило, люди среднего или старшего возраста, которые привыкли считать деньги. Но и они не чужды передовых веяний улучшить ездовые характеристики своих автомобилей готовы многие. Есть лишь одна особенность - приверженцу "классики" подавай то, что подешевле и получше. Тем, что подороже, его не соблазнить. Раз так, забудем о кожаных салонах, кондиционерах, пластиковых навесных элементах, коренной модернизации большинства узлов. Ограничимся доработками двигателя не дороже 200, от силы 250 долларов США. Что же можно сделать за эти деньги? Специалисты столичной фирмы "Картюнинг" предлагают заменить штатный распределительный вал изделием НПФ "Мастер-Мотор", установить регулируемую звездочку механизма газораспределения и доведенный до ума карбюратор "Солекс". Стоимость всего пакета работ как раз $260. Если же ограничиться одним лишь распределительным валом или только карбюратором, то реально уложиться ив $100-120. Но самый заметный эффект достигается, конечно же, при монтаже всех трех перечисленных деталей. А теперь коротко о каждой из них. Вряд ли кого-то надо убеждать, что грамотно отрегулированный, исправно работающий карбюратор - штука полезная. Однако в данном случае эти качества, да еще высокую надежность, например, неза36 9/2000 ЗР липающии игольчатый клапан и несколько 3000-3500 об/мин, вал называют "низодругих усовершенствований, мы получаем вым", в противном случае "верхним" или попутно. Основное же его назначение - "высокооборотным". Не вдаваясь в теоренастройка системы питания под конкреттические выкладки, подскажем правило, ный доработанный двигатель. Отсюда и облегчающее ориентирование в таблице "Солекс" (ДААЗ-21073) с большими диффучем больше подъем (ход) клапанов, тем зорами, измененными калибровками, рясильнее распределительный вал демонстрирует высокооборотные качества. дом оригинальных деталей. Регулируемую звездочку механизма А теперь посмотрим, на что способны газораспределения монтируют вместо доработанные двигатели. На спецдорогах штатной при замене серийного распредваполигона прошли тестирование пять автола нестандартным. Она нужна для точной мобилей классической компоновки с карустановки фаз, а если потребуется - их бюраторами ДААЗ-21073, пятиступенчабесступенчатой коррекции для достижения тыми коробками передач и главными памаксимальной отдачи от двигателя. Единрами 3,9. Результаты испытаний - в ственный недостаток - любая манипуляция табл. 2. Прокомментируем их. со звездочкой требует снятия клапанной "Шестерка" и "шестьдесят пятая" (перкрышки, тогда как в моторах переднепривые два столбца табл. 2) - типичный приводных машин до действующей по аналомер взвешенного подхода к тюнингу. Могичному принципу разрезной шестерни добраться куда проще. С продукцией Таблица 1\ "Мастер-Мотора" читатели "За рулем" ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ МАСТЕР-МОТОР' уже знакомы (1995, № 4; 1997, № 5). Од^"~"—{Ьспределительный 2101210121012101нако напомним - фирма выпускает ши^ ^ \ ^ ^ вал 1006010- 1006010- 1006010- 1006010Параметр ^^-^ 37 71 80 03 рокую гамму распределительных валов, в том числе и несколько моделей для ваПодъем клапанов, мм: впускных 10.4 10,8 11,4 12,0 зовской "классики" (см. табл. 1). Особен10,4 выпускных 10,1 10,8 11.3 Доработка (опускание) ность каждого вала - в отличном от 1,7 • • 1,1 срасок седел клапанов, мм заводского профиле кулачков, что позРекомендован для 1300 воляет поднять мощность и крутящий 1450 установки на двигатели 1450 рабочим объемом, см момент мотора. Если наибольший рост 1600 1600 1700 1700 1700 показателей достигается при низких 1800 1800 оборотах в диапазоне от 1000 до3' Полностью взаимозаменяем с серийным распредвалом. двигатель. Часто ли вы ездите в таких режимах? Тото и оно - правильно приложенный крутящий момент на деле куда важнее рекордных показателей мощности. Помимо перечисленных преимуществ, есть у "низовых" валов еще одно - они полностью взаимозаменяемы с серийными. Дополнительная обработка головки блока цилиндровВместе с новым распредвалом монтируется и разрезная звездочка,которая позволяет корректировать фазы газораспределения.В системе питания используется доработанный карбюратор "Солекс".ной зоне. Автомобиль словно просит крутить мотор до упора. Расплата наступает с переходом на высшие передачи - двигатель откровенно скисает. В горку или на обгон - с переключением на низшую передачу. Езда внатяг? С грехом пополам, конечно, можно, но процесс этот как нельзя лучше подходит под определение "тянуть резину". А нельзя ли без компромиссов? Так сказать, тягу и скорость в одном флаконе. Чтобы песня звучала во всем диапазоне оборотов. Огорчим, в рамках оговоренных сумм не получится. Но вот если выйти за смету... Двигатель объемом 1450 см3 оснащен самым оборотистым валом из линейки "Мастер-Мотора", хотя производитель рекомендует устанавливать его в агрегаты "нивовского" калибра. Головка цилиндров основательно доработана. Показатели внушают уважение (пятая колонка табл. 2), особенно эластичность в варианте с увеличенными диффузорами карбюратора. Но будем последовательны: по затратам и идеологии данный экземпляр выпадает из общего ряда. Следующие шаги так и напрашиваются: модернизировать трансмиссию, подвеску и т. д. Не ошибусь, если предположу - для владельца этого ВАЗ-торы обеих машин оснащены "низовыми" распредвалами точно в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя. Результат налицо - не сказать, чтобы выдающиеся, но неплохие показатели эластичности. Оба автомобиля обладают ровным темпераментом, хорошей тяговитостью, позволяют уверенно разгоняться, не раскручивая двигатель до красной зоны тахометра, вполне спокойно переносят езду внатяг. С таким мотором ив городской сутолоке перемещаться сподручнее, и прицеп, если понадобится, тянуть полегче, и с полной загрузкой ездить не слишком обременительно. Расплата - некоторое снижение максимальной скорости. Но, откровенно говоря, многие ли владельцы "классики" к ней стремятся? С учетом погрешности спидометра фактические 135-140 км/ч это стрелка, пляшущая у отметки 150 и завывающий почти на предельных оборотахне нужна. "Верхние" же потребуют зенковки фасок седел. А результат - некоторое увеличение максимальной скорости при заметном ухудшении эластичности (третья, четвертая колонки табл. 2). Причем мотор большего объема, тот, что установлен на ВАЗ-21074, не сильно прибавил, но и не слишком потерял. Тогда как двигатель "четверки" откровенно подтянул один параметр за Результаты дорожных испытаний получены с помощью измерисчет другого. И это несмоттельного комплекса "Коррсис-DASIA". ря на "спортивный" карбюратор. Впрочем, водителю с гоночными на2106 следующим автомобилем станет... клонностями аппарат с таким характером Правильно, "восьмерка" или "десятка". Во понравится. На первых трех передачах всяком случае, так было бы логично. стрелка тахометра радостно рвется к красИтак, решивший попробовать в деле умеренный тюнинг "классики" рискует оказаться в роли ослика между двумя стогаТаблица 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ ми сена. Съесть оба не получится, нужно ВАЗ-21074 Параметр Модель ВАЗ-2106 ВАЗ-21065 ВАЗ-21043 ВАЗ-21065 выбрать что-то одно - "низы" или "верхи". Рабочий объем цилиндров, см 1450 :450 1600 1600 1450 Чтобы принять верное решение, прикиньРаспределительный вал 2101-100601000 2101-1006010-03 2101-1006010-37 210МШ10-37 2101-1006010-71 Карб-оратор (диаметр диффуДААЗ-21073 ДААЗ-21053 ДААЗ-21073 ДМЗ-2:073 ДААЗ-21073 те, в каких условиях чаще эксплуатирует(24x24) (23x24) (24x24)1(25x27) зоров, им) (24x24) (25x27) ся ваш автомобиль. Логика подсказывает: Выбегсо120дс0ш'ч.м 1575 1419 1562 1662 1466 тяговитая машина практичнее. Но соглаМаксимальная скорость 142 148 18 140 145 4 134,5 (IV передача), кмч ситесь, не все поддается расчету - зов Эластичность сердца порой заглушает голос разума. 24,1 23,7330-100 км'Ч (IV передача), с 40-120 км'ч (V передача), с24,3 46.345,424,6 50,029,3 57,643,122.5 41.0•ЗР 9/200037