146
•ШМ-Ж'ШТворческий подходСЕРВИСНАЯ КНИЖКА: ИЗБРАННОЕПереписываем инструкцию: когда ив каком объеме обслуживать автомобиль.Анатолий ВАЙСМАН . Антон ЧУЙКИН ного, это ведь не первое свидание! Пусть не расстраивают вас мелкие сколы и царапины краски - дело житейское! Лучше вспомните стучок, обеспокоивший вас в последней дачной поездке. Тогда вы благоразумно отложили диагностику, а сейчас самое время подергать колеса, рычаги подвески, покачать рулем, посчитать щелчки ручника... Всем, что нашли, дополните список работ конкретного ТО. Да, и обязательно проверьте все жидкое - удостоверьтесь, что на мостах, бачках, деталях гидросистем нет потеков; при необходимости доведите уровни до нормы. Разумеется, мы считаем, что к очередному ТО ваша машина приехала без крупных неполадок - таковые, буде случатся в межсервисный пробег, надо устранять немедленно. Как и те "мелочи", с коими запрещена эксплуатация машин. Потому решительно вычеркиваем из официальной инструкции операции типа "проверить термостат" и "проконтролировать работу световой сигнализации" - нормальный водитель делает их ежедневно и не тянет с ремонтом по 10 тысяч! А теперь, покончив с общими словами, бегло пройдемся по таблице. Операция 1.9, не включенная в издания ВАЗ, тем не менее обязательна на всех карбюраторных моделях - момент зажигания сбивается изза износа цепи, шестерен, даже зубчатого ремня... Угол обычно достаточно откорректировать прямо на дороге - по началу детонации. Не пренебрегайте операциями 1.13 и 1.14! Первую часто невозможно выполнить без второй, а ведь это надо делать вовсе не ради бумажки - талона токсичности... Сервисные книжки отечественных машин все как одна рекомендуют контролировать и регулировать углы установки колес каждые 20-30 тысяч. Учитывая качество дорог, сокращаем периодичность вдвое - хотя бы для контроля. Вообще, естественно, все операции "отрегулировать" могут закончиться еще на этапе проверки углов, зазоров, натяжения... Жаль, но так бывает не всегда. И наконец, пункт 4.2 - возможно, на первый взгляд он покажется ненужным... однако в том числе поэтому мы включили его в обязательное ТО. Ибо после преодоления бездорожья заниматься чисткой отверстий порогов и дверей совсем не хочется... так не забудьте выполнять важ-К каждому отечественному автомобилю прилагается сервисная книжка, где изложены работы и периодичность ТО. Но ведь она рассчитана, в первую очередь, на работников сервиса, которые получают конкретный автомобиль будто кота в мешке и должны подготовить его к дальнейшей эксплуатации. Человеку, приступающему к самостоятельному обслуживанию своей машины, которую он знает не один день (месяц, год), многие операции обоснованно покажутся надуманными: вроде проверки работы стеклоочистителя (рекомендуется делать на "москвичах" каждые 10 тысяч) или слива отстоя из топливного бака (предписано "волгам" как сезонное обслуживание). Более того, от некоторых работ отказываются и станции, отсекая ненужное на основании накопленного опыта. С другой стороны, книжки полезно дополнить: например, в "жигулевской" регламентировано проверить натяжение ремня генератора... а указания отрегулировать нет! 10 ТЫСЯЧ В ПЕРИОДЕ Составляя альтернативную сервисную книжку, мы адресовали ее (ух, красиво получается - инструкцию, как солидное издание, предваряем обращением "К читателю"!) не сервису, но владельцу. Человек, который постоянно пользуется автомобилем, нечуждый технике - а мы предполагаем, 146 9/2000 ЗРчто это так, раз он самостоятельно готов взяться за ТО, - знает состояние узлов и систем и не нуждается в напоминаниях вроде "проверить работу замков дверей". В перечне операций оставлено то, что вроде бы не требует внимания по ходу межсервисного пробега... но и совсем забывать об этом нельзя. Первое, что в качестве примера приходит на ум, - смена моторного масла, которой мы и начали таблицу ТО. Здесь, конечно, периодичность рекомендует завод.,, однако для некоторых других операций мы выбрали иные сроки, которые посчитали более разумными. Например, автогиганты дружно рекомендуют менять элементы воздушных фильтров у большинства карбюраторных моделей раз в 20 тысяч. Зная, в какое состояние приходит узел даже не в пустыне - в Москве! рекомендуем сократить этот срок до стандартного пробега между ТО. Кстати, на "самарах" так и сделано: периодичность работ - 15 тыс. км. Вообще, назначая новый срок, мы делали его кратным установленным ТО - то есть 10 и 15 тысяч километров (на "волгах" иногда - 5 тысяч). Мелким контрольным операциям из заводских сервисных книжек дали отставку, решив объединить их в общем осмотре автомобиля. Итак, любое ТО начинаем с оглядывания - не беглого, но и не слишком дотош