162
164
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИГлазами владельцаТЫ ЖИВА ЕЩЕ, МОЯ СТАРУШКА?.Большой пробег... При этих словах большинству из нас, автомобилистов, представляется ржавая "копейка" или "убитая" "Волга"-такси...Евгений КАЛУГИН И все же я рискнул - осенью 1995 года приобрел РАФ-2203. Год выпуска 1987, пробег, по словам "второго" владельца, около 850 тыс. км. Состояние в целом хорошее, однако кузов был перекрашен и на нем проглядывали "знаки отличия" таксомоторного парка. Минуло 5 лет. Одометр насчитал еще 320 тыс. км. Ежедневная эксплуатация в Москве и области с постоянной перевозкой грузов стала хорошим испытанием для машины. Позволю поделиться накопленным опытом. Ведь еще тысячи РАФов колесят по стране, а десятки тысяч автолюбителей размышляют, нужен ли им большой семейный автомобиль. ДВИГАТЕЛЬ. Конечно, "четыреста второй" - не шедевр, но не так плох, как о нем некоторые думают. На протяжении двухсот тысяч километров потихоньку "ел" масло. Раз в 80 тыс. км требовал замены поршневых колец, вкладышей, сальников - все традиционно. Один раз я заменил поршни и водяной насос. До пробега 227 тыс. км терпел. Но когда давление масла упало почти до нуля, срезались зубья шестерни привода распределительного вала, а расход масла вырос до 0,8-1 л на 1000 км, решил двигатель разобрать. Коленчатый вал прошлифовал и тщательно отбалансировал в сборе с маховиком и сцеплением. С новой головки блока удалил 0,4 мм металла, немного увеличив степень сжатия. Очистил от облоя и заусенцев впускные каналы и слегка подполировал "впуск". Установил карбюратор "Солекс", воздушный фильтр от ВАЗ-2108, бесконтактную систему зажигания с датчиком Холла, новый генератор. Система смазки получила новый фильтр - быстросъемный, как на "Жигулях". В системе охлаждения заменил штатный радиатор и крыльчатку вентилятора на радиатор от ГАЗ-3110 и электровентилятор от ВАЗ-2103. Клапан термостата отрегулировал на начало открытия при 82°С. Удалил "родную" систему выпуска отработавших газов, оставив от162 10/2000 ЗРнее только приемную трубу. Теперь здесь прописался глушитель от ВАЗ-2108. ТРАНСМИССИЯ не доставляла особых хлопот в течение эксплуатации. Заменил удлинитель КП в сборе со вторичным валом, карданный вал и на 203 тысячах "моих" километров - задний мост в сборе. Старый неплохо справлялся со своими обязанностями, но в нем дважды меняли подшипники и шум редуктора к моменту замены стал невыносим. Диски сцепления у меня служат по 100 тыс. км. ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА. Ничего нового в ней не появилось, кроме газовых амортизаторов фирмы "Плаза" из Санкт-Петербурга да пары новых пружин. Требует переборки в среднем раз за 80 тыс. км. И "шприцуйте, шприцуйте"... Пока детали совсем новые, применял для этого ТАД-17. Проехав 5-7 тыс. км, перешел на ТАП-15. Как часто шприцевать? В сухую погоду - раз в месяц, в сырую - раз в неделю. Подшипники ступиц передних колес при правильной эксплуатации служат до 180 тыс. км. ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА. Древняя конструкция проста и надежна. Один раз заменил рессоры: почти перетерся коренной лист в месте контакта с противоскрипной шайбой. Резиновые втулки работают по 40-50 тыс. км. Амортизаторов Скопинского завода (СААЗ) хватает на 90-100 тыс. км. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА несовершенна. Гидровакуумные усилители, расположенные за левым передним колесом и омываемые потоками воды и грязи, трудятся в тяжелых условиях и требуют постоянного внимания. Любые изменения в конструкции идут вразрез с требованиями ПДД, поэтому владельцам РАФов остается только посочувствовать. Одно радует: тормозных колодок хватает на 80 тыс. км. КУЗОВ. В РАФе это нечто "живое", скрипучее, но любимое. Вместить он может все или почти все. Диван, два кресла, столик, телевизор, пылесос, несколько книжных полок, большой газовый баллон иплитку. Останется место и для четырех пассажиров. Вот оно - главное достоинство микроавтобуса. За пять лет ни разу не воспользовался услугами грузовиков, хотя построил дачу и пережил две смены квартиры. Конечно, старый кузов иногда требует сварочных работ, покраски и немного "Мовиля". Лишь раз он меня подвел 8 Марта этого года. Когда очаровательная леди покидала салон, отвалилась пассажирская дверь... Старая ось дверной петли перетерлась и лопнула, вторая петля с повышенной нагрузкой не справилась. Происшествие пережили со смехом. Несколько слов о тепле. Сконструировал и изготовил отопитель салона - штатный со своими обязанностями не справлялся. Изменил схему подключения отопителя, установил дополнительный электронасос охлаждающей жидкости, а также перегородку, отделяющую моторный отсек от радиатора и потока встречного воздуха. Теперь при -20°С в салоне +20...23°С, стекла сухие и чистые. Со времени "капиталки" РАФ пробежал 93 тыс. км (общий пробег подходит к1 млн. 200 тыс.). Расход топлива в Москве - 12 л/100 км, за городом - в пределах "десятки". Предпочитаю бензин АИ-95. Для моего мотора (с повышенной степенью сжатия) - в самый раз. О покупке не жалею. Считаю, что автомобиля должно быть много, неважно, РАФ это или "Соболь". РАФ мне нравится больше - за меньший расход топлива и лучшую маневренность. Теперь, после реставрации, машина стала теплой и по-домашнему уютной. И, несмотря на почтенный возраст, трудиться ей еще долгие годы.• На правахрекламыСШ>Времени на антикоррозионную обработку в преддверии зимнего сезона фактически не осталось. А в том, что такая обработка в российских условиях, когда на дороги высыпаются тонны соли и песка, необходима, уже никто не сомневается. Исследования последних лет не дают усомниться ив том, какие препараты стоит для этого выбрать. По итогам независимых испытаний, проведенных, в частности, и журналом "За рулем" (№№ 8, 9, 1999 г.), бесспорными лидерами среди антикоррозионных составов являются препараты швейцарской фирмы WAXOYL AG. Первенство швейцарцев подтверждает и длительный тест германского журнала "Авто Бильд" (Auto Bild, № 32, 2000 г.), задействовавшего 20 антикоррозионных составов для защиты скрытых полостей. Да и сама мировая практика свидетельствует о том, что на сегодняшний день марка WAXOYL является лидером в области комплексной антикоррозионной защиты автомобилей. Кстати, свой выбор на препаратах WAXOYL остановил и один из старейших российских автозаводов - ГАЗ, который приступил к обработке "волг" прямо на конвейере. Зимой особенно страдает кузов, а он, как известно, является главной и самой дорогой деталью автомобиля. Вредное воздействие на него можно схематично разделить на три составляющие: температурное, механическое и химическое. Низкие температуры делают лакокрасочное покрытие более хрупким, твердеют герметики на стыках кузовных элементов, перепады температур приводят к появлению трещин, в которые затем попадает влага. Замерзая и превращаясь в лед, она увеличивается в объеме и разрывает трещины. Процесс разрушения идет постоянно, день за днем, месяц за месяцем. Идет на всей поверхности автомобиля - на днище, на лакокрасочном покрытии - везде, где имеются незащищенные, пусть даже самые маленькие, повреждения поверхности. Зимой на кузов также возрастает и механическое воздействие, вызванное прежде всего обильным посыпанием зимних дорог солянопесчаными смесями. Летящие из-под колес песчинки способны не просто испортить краску, а ободрать ее до металла. От механического воздействия особенно страдают арки колес, днище и передняя часть автомобиля. Как известно, скорость химических реакций при понижении температуры уменьшается. Значит, и ржавеет металл медленнее. Но этот, казалось бы, отрадный для автомобилистов научный факт начисто перечеркивается появлением наАНТИКОРЫ:ГОТОВИМ МАШИНУ К ЗИМЕненное покрывало, которое иной раз при затвердении просто отваливается, а живая защитная материя. Осталось защитить скрытые полости и лакокрасочные покрытия. Для скрытых полостей используется легкораспыляемый алаговытесняющий препарат WAXOYL Professional 120-4. Обработка проводится по технологии распыления туманом, при которой исключаются необработанные участки. Высочайшая проникающая способность препарата позволяет проводить операции непосредственно через технологические отверстия в автомобиле, а не сверлить для этого дополнительные, ослабляющие, как ни крути, конструкцию. Швейцарская фирма WAXOYL AG является мировым лидером в защите лакокрасочных поверхностей. Для этой цели разработан продукт 100 PLUS. Состав способен на длительный срок закрывать микротрещины, не давая туда проникнуть воде и соответственно предотвращая появление ржавчины. 100 PLUS отлично противостоит соли и другим агрессивным соединениям, а также грязи, снегу и пыли, от которых тускнеет краска. И конечно же, препарат обеспечивает отличный внешний вид вашему автомобилю. Есть еще один препарат швейцарской фирмы, который, несомненно, вызовет интерес у автолюбителей и профессионалов, - TOPWAX-6, применяемый для защиты автомобилей при транспортировке и хранении. Этот состав идет под номером 1в мировой классификации препаратов, используемых для консервации автомобилей и хранения металлоконструкций. Именно им покрывают транспортируемые морем во все страны мира автомобили, обрабатывая лакокрасочное покрытие и моторный отсек. Обработку TOPWAX-6 можно было бы рекомендовать особенно тем, кто ставит автомобиль зимой на стоянку или убирает в гараж. Состав не содержит силиконов и фторутлеролов, и поэтому после удаления окрашенной поверхности возвращается первоначальный блеск. А смывается консервант просто горячей водой с добавлением в нее 2 % керосина. В заключение хотелось бы отметить, что препараты WAXOYL являются профессиональными средствами защиты автомобиля от коррозии. Работу с ними проводят квалифицированные мастера на специализированных станциях WAXOYL Автомобилям, прошедшим комплексную обработку препаратами WAXOYL, зима не страшна! Борис Перовский, инженердороге большого количества соли, которая используется для борьбы с обледенением дорожного полотна. К сожалению, соль воздействует не только на ледяную корку. При движении солью покрывается и днище, и арки колес. Но правильнее было бы сказать, что весь автомобиль от колес до крыши принимает соляную "ванну". Хуже того, из-за работы двигателя, отопителя, отвода раскаленных отработавших газов через выпускные трубопроводы и глушитель температура вокруг автомобиля повышается. И соль, и соляные растворы становятся еще более агрессивными. Соляной туман проникает даже в скрытые полости и там начинает свое разрушающее воздействие. Таким образом, перед автолюбителем стоит триединая задача - защитить днище, скрытые полости и лакокрасочное покрытие. Решить проблему с помощью одного-единственного препарата невозможно, поэтому для каждого случая WAXOYL предлагает специально созданный для этого состав. Именно созданный, а не отходы перегонки нефти, как это практикуют иные изготовители антикоров. В этой связи следует отметить, что швейцарские составы не только обладают отличными защитными свойствами, но и не оказывают вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Например, для днища используется HARDWAX, представляющий собой смесь модифицированных парафинов, битуминозных компонентов и ингибиторов коррозии. Как и другие материалы компании WAXOYL AG, препарат отлично сочетается со всеми материалами, используемыми в современном автомобилестроении. HARDWAX не стекает с поверхности. Его отличают и великолепные адгезионные характеристики, благодаря которым препарат "намертво" сцепляется с металлом. В отличие от материалов других изготовителей у HARDWAX есть и еще одна очень важная особенность - способность вытеснять влагу. Именно поэтому он "прощает" дефекты сушки, и после нанесения покрытие не пузырится и не отслаивается. Ни один другой антикор не может даже близко приблизиться к показателям пластичности на морозе, которые демонстрирует HARDWAX. Важно отметить и тот факт, что этот препарат не просто покрывает днище и колесные арки, но и работает против коррозии на этой самой поверхности. То есть при сильном ударе камня о днище и повреждении, как говорят, "до металла" HARDWAX вступает в действие. Его химически активные компоненты не дают развиться очагу коррозии. Таким образом, в отличие от антикоров других марок HARDWAX не толстое безжиз