82
83
ЭКОНОМИКАЛицом к клиентуОТЗОВИ ТЫ ЕЕ,Много раз в году СМИ распространяют на весь мир сообщения: та или иная известная фирма объявляет "рекол" - отзыв. Это в порядке вещей.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВНЕМЕЦ СПОКОЕН ИХ ВОЗВРАЩАЛИ НА ЗАВОДЫ И ДИЛЕРАМ Что российский автомобилист знает о 1."Мерседесы" S-класса и купе CL, безопасности своей машины? Почти ничеI выпущенные с января по май 2000 года го, если, конечно, не специалист. Да и заI для устранения перегрева системы 1 климат-контроля. чем? За этим обязаны следить сами заво[£ 2. "Шевроле-Блейзер" и пикапы S-10 ды. В Европе, Америке и Японии владелец - для замены шаровых опор. машины спокоен, поскольку уверен: фир3. "Вольво-SeO" для замены подушек мы-производители стоят на страже его (и, безопасности. между прочим, своих) интересов. Одна из 4. "Ауди-ТТ" (около 42 000 машин в 1999 важных составляющих этой гарантии - отж . году) для оснащения задним зыв партий автомобилей, если в них обнаI спойлером и стабилизаторами ружен какой-то дефект, влияющий на безI поперечной устойчивости, а также опасность. I более 900 тыс. автомобилей других Читает или слышит какой-нибудь немец моделей фирмы 1989-1993 гг. выпуска такие сообщения и заряжается спокойствиI из-за произвольного срабатывания ем: фирма "не дремлет"! Если что, и его автонадувных подушек безопасности. мобиль тоже вовремя отзовут, бесплатно за^ 5. "Фольксваген-Нью Битл" (8500 менят деталь или узел на более надежный. | проданных в США автомобилей) для Наш автолюбитель в сущности беззаисправления конструктивных щитен. Машины, только что сошедшие с *** недостатков в системе конвейера, и те не в состоянии пройти ин• электропроводки двигателя. струментальный контроль (это неоднократ6. 60 тыс. грузовиков и тягачей "Актрос" из-за возможного дефекта тормозн но проверено ЗР). В гарантийных сервисах системы. - очереди. Откуда взяться доверию и спок „ 7. Вседорожники "Мерседес" М-класса для проверки замков ремней ^ безопасности на передних сиденьях. койствию? Плюс полный информационный '& 8. 600 "Мазда-Трибьют" для устранения дефекта в рулевом управлении. вакуум. Тридцать лет работает АвтоВАЗ и что, за эти годы не обнаружено ни одного серийного дефекта, связанного с безоПресс-секретарь ЗИЛа была откровенна "Считаем, что в нынешней ситуации пр пасностью? Или они совсем незначительи в телефонном разговоре сказала: "Это удар ствующем менталитете российских гр ны?.. ГАЗу - 70 лет. Тоже все идеально? под дых. Еще не время...". Центр общественоткрытый отзыв автомобилей будет и ных связей КамАЗа, воспользовавшись элекрекламный, а антирекламный эффект". тронной почтой, сообщил, что "после тщательВопрос о массовых дефектах все воУДАР ПОД ДЫХ обще постарались обойти. Больно щекотУ меня нет задания вывести заводы на ной проработки" решено на запрос редакции УАЗ чистую воду. Просто езжу на серпуховской не отвечать - "слишком мал опыт". ГАЗ и ливая тема. "Оке", у которой течет салон, заедает подсос и тоже ответили. Директор по качеству ГАЗа Н. ГАЗ: "До настоящего времени ситу не закрываются стекла (причем "оководы" из Паринос в первых же строках заявил:".. .хотечисла моих друзей и знакомых тоже страдают лось бы отметить, что нормы и положения от этих бед). Так вот. хотелось бы знать, волдействующего закона "О защите прав потренует ли это завод, тем более что иные дефекбителей" не предусматривают возможности подобной процедуры (отзыва - ЗР)". (Специты могут быть связаны ис безопасностью. Один из Рассылаю "вопросник" на ГАЗ, ВАЗ, ально для г-на Париноса мы приводим соотроссийских заводов ЗИЛ, КамАЗ и УАЗ: какие массовые дефеветствующий текст из закона в конце статьи.) отзывает кты вам приходилось устранять? ДействуЗаместитель генерального директора по капартию ет ли у вас система, предусматривающая честву УАЗа В. Павлов написал честно: "приавтомобилей. влечение средств массовой информации для "рекол" - публичный отзыв автомобилей? Ваша реакция? Ответов ждал долго... После двух месяоповещения потребителей (об отзыве - ЗР) ^^*-^? цев телефонного террора все же добился не проводилось. Хотя такая возможность об| Не верю - все письма с заводов лежат у меня на суждалась". Было обсуждение? Уже неплохо! | К нам пришла цивилизация АвтоВАЗ по электронной почте отрубил: столе в редакции. Пройдемся по ним. U fcJ Сам устраняю заводские дефектыВ*Спросим читателей16%|82ю/гооо ЭР спецавтоцентры организуют с помощью ГИБДД поиск и отзыв малолитражек для устранения возможного дефекта". На УАЗе другой порядок. "Система контроля качества построена таким образом, что в случае возникновения возможности пропуска автомобилей с дефектами партия автомобилей отсекается и проводится принудительная замена узлов, деталей. как на заводе, так иу потребителей. бригадами специалистов завода". ЗАЗОРНО ИЛИ НЕТ? ОТК "ловит" дефект и "отсекает" партию машин, но опять же - кулуарно. Никто не выносит сор из избы. Все низводится до внутризаводских разборок. Эта закрытость из прошлых времен. Но жизнь-то изменилась. Публичность, открытость, прозрачность - непременные атрибуты рыночной экономики. А мы все еще боимся! Вовсе не зазорно открыто говорить о недостатках автомобилей. Наоборот, это вызывает доверие покупателей к заводу, его руководителям. А вот прятать истину, изворачиваться, оставлять без внимания претензии потребителя - это наносит удар по престижу фирмы и марки и раньше или позже отзовется: народ начнет отворачиваться от этой продукции. Как наш автопром намерен конкурировать на мировом рынке? ГАЗ заключает контракты в Латинской Америке ив Ираке, КамАЗ - в Иране, ции. когда возникала необходимость в масцелям. У нас в России система сертификаПакистане и Сирии, ВАЗ - в Европе. Зарусовой замене какого-либо узла или детали, ции в принципе должна исключать выпуск бежный покупатель очень придирчив и не в ОАО ТАЗ"не было... ОАО ТАЗ"произвозаводами автомобилей с конструктивныпрощает того, что прощают у нас. дило только профилактическую замену отми дефектами, влияющими на безопасдельных узлов на ограниченных партиях ность. Прежде чем выйти на рынок, наш И ЕЩЕ ОДНО автомобилей... Так, на первой партии ползавод должен получить "одобрение типа". Когда статья готовилась к печати, в Инноприводных автомобилей семейства "ГаДефектную конструкцию никто не одобтернет просочилось сообщение: АвтоВАЗ зель" была проведена замена передних верит! То, с чем мы сталкиваемся, - это конфиденциально через ГИБДД разыскивадущих мостов... При проверке возвращенобычно технологические дефекты. Огрехи ет автомобили для диагностики и замены деных агрегатов в условиях завода предпосборки, недостатки сырья и компонентов". талей рулевого управления и ходовой части. ложения о наличии дефектов материала Так. Значит, по части конструктивДаже названы номера для запчастей и модене подтвердились". Дескать, никто не виной безопасности вроде должен быть ли разыскиваемых машин: 2104 (с 0754692 новат... УАЗ в свою очередь уверенно декполный порядок. Между тем самый распо 0755623), 2105 (с 1865108 по 1865925). ларировал, что "на протяжении своей деяпространенный грех нашего автопрома 2106 (с 4225807 по 4227594), 2107 тельности продукцию с дефектами массокак раз так называемые технологические (с 1307490-1309175), 21083 (С 0269605 вого характера, связанными с безопаснодефекты. А как насчет отзыва по этой по 0269942), 21093 (с 2698783 по 2700041), стью. не выпускал". ВАЗ был лаконичен: причине? Вот что ответил ВАЗ: "На спец21099 (с 2698508 по 2704231), 2110 дефекты - да, но не массовые. автоцентры фирменной сети техобслу(с 0201135 по 0204007), 2111 (с 0018306 живания АО "АвтоВАЗ" направляются по 0019196). предписания. Согласно указанным в Так что как ни скрывай, все утаить неТЕХНОЛОГИЯ ПОДВЕЛА номерам автомобилей, возможно. Ну а как на проблему смотрят те, кто предписаниил~JF,#>дает "добро" на выпуск новых моделей? Б. Кисуленко, директор межотраслевого фонда "Сертификация автотранспорта" (CATP-Фонд): "Рекол" - ребенок Америки. В США отзыв машин предусмотрен законодательно Актом о безопасности дорожного движения. В Европе отзыв - дело добровольное и служит скорее рекламнымК сведению тех заводских функционеров, которые позабыли о требованиях адресованных им законов.И ^ с ли установлено, что при соблюдении потребителем установленных праСвил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя" (ст. 7 п. 5 закона "О защите прав потребителей").