152
МЫ И АВТОМОБИЛЬНе по ПравиламВ ПДД НЕ ЗНАЧИТСЯВ Правилах дорожного движения должны быть, вроде, предусмотрены все возможные ситуации. Увы, это не так: нередко водители попадают в такие положения, на которые ПДД не дают ответа.Александр ЖИХАРЕВ Взгляните на рис. 1. Обычное место разворота. Один водитель согласно Правилам придерживался правой стороны разрыва сплошной линии, другой, из чисто субъективных соображений, держался левой. В пока водителям приходится рассчитывать только на самих себя. СПРАВА НАЛЕВО При включении сигналов поворота не возникает вопросов: поворачиваешь налево - включаешь левый, направо - правый. Ну а если водитель под острым углом подъезжает к дороге и вливается в общий поток движения, чтобы сразу же перестроиться влево (рис. 2)? Какой подавать сигнал? Инструкторы автошкол в таких случаях обычно советуют: сначала показывай правый поворот и сразу же включай левый - все по Правилам, без нарушений. И все же... С точки зрения безопасности и здравого смысла в ночное время суток лучше этом случае траектории автомобилей пересекаются и они создают друг другу препятствие при разъезде. У обоих были лучшие побуждения, но результат печален - авария. Естественно, возник вопрос - кто виноват? Первый открыл Правила и убедительно доказывал, что разворот он сделал на перекрестке, действовал в соответствии с пунктом 8.6 ПДД: "Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения". Но все его доводы рассыпались в группе разбора ГИБДД: место разворота не подпадает под понятие "перекресток", поскольку здесь нет пересечения, примыкания и разветвления дорог. В результате было принято соломоново решение - вина водителей обоюдна. Не станем его оспаривать. Но то, что в ДТП виноваты и дорожные службы, очевидно: достаточно разделить места разворота для автомобилей каждого направления и аварийной ситуации не возникло бы. Но вот незадача: не существует нормативных документов, обязывающих дорожников делать такую разметку. Так чтодитель попадает в затруднительное положение. Средняя полоса свободна, но он не может сразу обогнать всю колонну, не рискуя столкнуться с движущимся навстречу по реверсивной полосе. По Правилам он может обогнать транспортное средство и вновь занять место в своей полосе. Это следует из понятия обгона, где "транспортное средство" указано в единственном числе, и требования пункта 11.1 ПДД - "по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу". В то же время водитель не имеет права обгонять движущиеся в колонне машины поочередно: "Водителю запрещается пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них" (пункт 2.7 ПДД). Выходит, остается единственное - держаться в хвосте колонны и молить, чтобы она куда-нибудь свернула. Хотя... мало кто из водителей обладает таким терпением. А напрасно - в случае чего, вина нетерпеливого не потребует доказательств. Другой пример - правила пересечения горизонтальной разметки 1.1 и 1.2, обозначающей края проезжей части и располагающейся справа от водителя (рис. 4). Как следует из пункта 1.23 (Приложение 2к ПДД), "допускается пересечение линий 1.1 и 1.2 длясразу включать левый поворот - машина лучше видна другим водителям и вероятность столкновения гораздо меньше. Так считают люди знающие и опытные. ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ... ВСЕ РАВНО НЕЛЬЗЯ! Своеобразный капкан заложен в понятие обгона - "опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы". На рис. 3 трехполосная дорога: по одной полосе в каждом направлении и посредине - полоса с реверсивным движением (светофор выключен). Движется транспортная колонна: у автомобилей включены фары, их сопровождает головная машина с включенным проблесковым маячком синего цвета (или маячками синего и красного цветов). Естестяи . , венно, скоростьостановки транспортного средства на обочине". Выходит, что остановиться без нарушений на обочине можно, а вот покинуть ее нельзя. Ситуация чуть ли не комичная: пересекать линию разметки справа налево запрещено, а двигаться по обочине (глядишь, через несколько километров попадется перекресток) запрещается пунктом 9.9 ПДД.Спросим читателейСчитаете ли вы что нынешние Правила дорожного движенияизлишне усложнены должны быть подробнее вполне приемлемыРис.3.CJ152 ю/2000 зрдвижения невелика. Догнав колонну, во-