24
26
АКТУАЛЬНО Новые дорогиДУБЛЕРЫ ГОТОВЯТВ ближайшее десятилетие у столичных проспектов и шоссе, ведущих к МКАД, должны появиться "двойники". Сбудется ли?Игорь МОРЖАРЕТТОПРОБКА ПО ИМЕНИ МОСКВА "Одной из самых серьезнейших язв больших столиц европейских, азиатских и американских стран является наличие трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы..." Об этом заявил И. В. Сталин, подписывая в 1935 году первый (Сталинский) генеральный план реконструкции Москвы. Хорошо ему было! Одним росчерком пера он мог прорубить через исторический центр новый проспект - и попробовали бы возразить какие-нибудь ученые, архитекторы или экологи - где бы их потом искали? Трущоб, правда, меньше тогда не стало. Более того, несмотря на революционную решительность, в советские времена недосчитали и недорубили в столице широких улиц - и с приходом новой исторической эпохи Москва чуть не превратилась в одну огромную чадящую пробку. Вот что рассказал об особенностях столичного автомобильного движения начальник отдела дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД столицы Александр Борисов. По дорогам Москвы ежедневно передвигаются более 3,5 млн. автомобилей (темпы прироста в 90-х годах превысили темпы 80-х в 5,5 раза!), протяженность дорожной сети города составляет 4718 километров, в том числе магистральной 1275. Дефицит автомагистралей в столице оценивается в 300-400 километров! В центральной части города практически все улицы уже исчерпали пропускную способность или работают на ее пределе. А кольцевые и поперечные связки, разгружающие центр, составляют всего лишь 35-40% от потребностей города. Именно поэтому начало строительства третьего транспортного кольца стало насущной необходимостью. Оно и только оно сможет обеспечить перераспределение транспортных потоков по радиальным магистралям и позволит значительно разгрузить Садовое кольцо и центр столицы от транзитного движения. Но в новом генплане Москвы (в прошлом году он был принят правительством города и одобрен городской думой) есть и другие решения, не менее важные для москвичей и гостей столицы, передвигающихся на автомобилях. Одни из них уже воплощаются в мосты, тоннели и километры дорог, другие - существуют пока на бумаге. О них мы попросили рассказать Юрия Васильевича Короткова, главного инженера НИИ генплана Москвы. - Старый генплан развития столицы 1971 года был рассчитан на уровень 150 автомобилей на 1000 жителей, новый - на 300-350 автомобилей. Поэтому перед нами стояла задача повысить плотность улично-дорожной сети в 1,5-2 раза. Сейчас в районах реконструкции пятиэтажек мы стараемся пробивать местные, "жилые" улицы, чтобы автомобиль мог свободно продвигаться по микрорайону. Но не только это. Каждый житель Москвы уже давно на себе почувствовал (особенно вечером вРИЖСКОЕ Ш... - ISкгемль•)\J'F*Основные автодороги Проектируемые автодороги Железные дороги2410/20OO ЗР Новые дороги пятницу и воскресенье!), как перегружены все проспекты и шоссе, ведущие к Московской кольцевой автодороге (МКАД). Вопрос о строительстве дорог-дублеров стоит давно, были предусмотрены такие работы ив прошлом генплане, но... Теперь, как говорится, откладывать - дальше некуда. И в новом генплане определено строительство дублеров практически на всех радиальных направлениях. Пройдут они от МКАД до третьего кольца, причем сооружение магистралей будет идти в основном вдоль линий железных дорог и промзонам, иными словами, по свободным территориям. А это во многом упрощает и удешевляет строительство. ЧТО, ГДЕ, КОГДА Начнем с будущего дублера Кутузовского проспекта и Можайского шоссе, не имеющего пока имени собственного (номер 9 на нашей карте). Он начнется как ответвление Минского шоссе, в районе подмосковного города Одинцово, а войдет в столицу возле Троекуровского кладбища (развязка уже готова). Потом протянется вдоль зоны отчуждения Киевского направления Московской железной дороги и выйдет на Кутузовский в районе пересечения с третьим кольцом. Дублер обязательно будет иу Варшавского шоссе, причем в плане предусмотрено строительство даже не одного, а двух - восточного (6) и западного (7). Западный, помимо всего прочего, обеспечивает возможность прямого въезда в город жителям московских микрорайонов Северное и Южное Бутово, но в любом случае он должен проходить по окраине Битцевского лесопарка, против чего выступают природоохранные и некоторые другие общественные организации. Ныне разработки по этому проекту временно прекращены, и все же рано или поздно к ним придется вернуться - не может район с населением свыше 200 тыс. человек (это сегодня!) нормально существовать без прямого въезда в город. Пока основные усилия проектировщиков и строителей сконцентрированы на восточном дублере Варшавки. Он пройдет вдоль полотна Павелецкой железной дороги, а далее через промзоны выйдет к третьему кольцу в районе Большой Тульской улицы. Кроме того, в ближайшее время строители наконец-то сдадут развязку на пересечении МКАД и Липецкой улицы, и часть транспорта отправится в Москву по этому пути. Правда, дорога эта пока упирается в Кавказский бульвар, но, по всей видимости, довольно скоро продлится до Кантемировской улицы, а далее - до 26 10/2000 ЗР участка задуманного на будущее пятого кольца (5). Сейчас разрабатывается и несколько проектов дублера Волгоградского и Рязанского проспектов; правда, опять не без больших проблем. Частично дорога должна пройти через территорию Кузьминского парка, и архитекторы ломают головы над тем. чтобы сделать это с минимальным ущербом для зеленого массива. Экологи же выступают против этой трассы вообще. Тем не менее уже активно работают над так называемым южным вариантом (4): дублер начнется у МКАД, возле деревни Беседы и выйдет к третьему кольцу в районе Шарикоподшипниковской улицы. Севернее Рязанки проектируется новый проспект, который свяжет с городом микрорайоны Жулебино и Ново-Косино (3), - он пройдет вдоль полотна Рязанской железной дороги. Но проект получается очень сложным и дорогим - дорога неминуемо должна пройти через водостоки, идущие к Люберецкой станции аэрации. И все же первые участки нового шоссе уже начинают строить. К сожалению, новых автомагистралей между Рязанским проспектом и Ярославским шоссе пока не будет - здесь очень сложная жилая и промышленная застройка. К тому же в районе Измайловского парка и национального парка "Лосиный остров" на пути строителей неминуемо встанут экологи и общественность. Дублер Ярославского шоссе (1), согласно плану, пройдет опять же вдоль одноименного направления Московской железной дороги. Кроме того, архитекторы предлагают частично разгрузить Ярославку, расширив Осташковское шоссе и Енисейскую улицу. Не будет пока дублера у Дмитровского шоссе - он неминуемо должен будет пройти по территории заказников и заповедников, а это здесь неприемлемо. Готовится дублер Ленинградского шоссе (13). От нового Международного шоссе он с востока обходит Химки (участок уже строится) и выходит к МКАД у пересечения с улицей Дыбенко, а потом через Ховрино, вдоль Октябрьской железной дороги попадает к третьему кольцу. Еще один, "городской" дублер Ленинградки идет через улицы Лавочкина и Клары Цеткин. С вводом многоуровневой развязки на пересечении Волоколамского шоссе и канала имени Москвы миновать пробки на въезде в город можно будет также через Куркино (12) и улицу Свободы. Ее в ближайшем будущем планируют соединить новым мостом (11) с Живописной улицей и Нижними Мневниками. Много споров вокруг судьбы проектируемого Краснопресненского проспекта (10). Небольшой участок - от малого (2) до большого (8) третьего кольца - уже строится. А дальше еще не найден вариант, как проложить новый проспект через Серебряный бор (или Крылатское?) и где дать ему выход на МКАД. Кроме радиальных направлений-дублеров, в недрах НИИ генплана разрабатывается проект еще одной внутригородской кольцевой магистрали - пятого кольца. Напомним, что первое кольцо - Бульварное, второе - Садовое, третье строится, а часть четвертого, оказывается, уже существует (улица Королева, Ростокинский и Краснобогатырский проезды на севере; Минская улица, Ломоносовский и Нахимовский проспекты на западе и юге). Скоро на юге появится первая дуга пятого кольца (в районе развилки Варшавского и Каширского шоссе). Словом, в городе наконец-то складывается пусть и сложная, но современная система, способная обеспечить распределение транспортных потоков в столице. П ЛАН - Н Е ДОГМА... Итак, планов у московского правительства - громадье. И все мы, сидящие за рулем, как говорится, голосуем двумя руками "за". А также - своими деньгами, потому что новые дороги Москвы (как и новые дороги Кубани, Сибири, Дальнего Востока - далее везде) строятся на деньги федерального дорожного фонда, куда каждый из нас честно вносит свою лепту. Все бы хорошо, но с принятием нового Налогового кодекса денежные потоки фонда могут частично изменить направление и несколько иссякнуть (ЗР уже неоднократно писал об этом). Прогноз по Москве в этом смысле самый грустный: финансирование дорожного строительства может сократиться раза в два, соответственно в два раза удлинятся его сроки. - Есть несколько приоритетных объектов, - заключил свой рассказ главный инженер Короткое. - Например, мост, который должен соединить улицу Свободы и Живописную, или другой, через Москвуреку - в Печатниках, по трассе пятого кольца. Если бы деньги выделялись в прежнем объеме, мы могли бы уже сегодня приступить к разработке проектной документации и открыть оба моста в ближайшие годы. Да и сама программа строительства дублеров рассчитывалась на 10 лет, в прежних объемах финансирования. Теперь понятно, все эти планы могут остаться только на бумаге. Или задержатся - на несколько лет или десятилетий. D