134
МЫ И АВТОМОБИЛЬПамятьПАСЬЯНС БОЛЬШОЙ ЖИЗНИАНДРОНОВСКИЕ "МОСКВИЧИ"Большинство этих машин знакомы миллионам, они верой и правдой служили нескольким поколениям автомобилистов. Но среди почти 50 моделей, созданных под руководством главного конструктора завода Александра Федоровича Андронова, было немало необычных экспериментальных машин.Александру Федоровичу Андронову 27 августа исполнилось бы девяносто лет.Лев ШУГУРОВ Старые фотографии лежат, как пасьянс, и, словно карты, рассказывают о судьбе. Испытательный дизельный пробег 1934 года. На крыло грузовика ЯГ-4 опирается 24-летний водитель-испытатель с авиаторскими очками на шевелюре. А вот опытный джип НАТИ-АР 1941 года. На обороте снимка - роспись его конструктора. Среди фотографий попадается крошечная книжечка, отпечатанная на сероватой грубой бумаге. Это инструкция форматом в ладонь к полугусеничному грузовику ЗИС-42. Вместе с партией машин и связкой инструкций их автор А. Ф. Андронов в 1943 году отправляется на Юго-Западный фронт. А точнее - под Сталинград, где ЗИСы-42, в конструировании которых он участвовал, буксируют пушки. А вот и фото, которое помещено здесь. А. Андронов на госиспытаниях "Москвича-400" в Ростове-на-Дону. Шел 1949 год; его только что утвердили главным конструктором, но он еще не забыл, как работалось испытателем. Пасьянс жизненного пути. Он начинается в Пскове, делает зигзаги в Бурятию, в НАТИ, на ЗИС, завод имени КИМ (потом АЗЛК, ныне АО "Москвич"). Александр Федорович, интеллигент до мозга костей, автомобилист по велению судьбы, стал администратором, нет - садовником. Он тщательно отбирал конструкторов, испытателей, мастеров. Этим людям марка "Москвич" обязана тем, что вошла в золотой век. Двадцать три года Андронов лелеял этот сад, окружил его защитной стеной из своего авторитета, связей, твердого характера и редкой в те годы бескомпромиссностью. И в саду выросли "москвичи" моделей 402, 407, 403, 408, 412, бесчисленных их модификаций и опытных образцов, включая модель 444, впоследствии обернувшуюся первым "Запорожцем" модели 965. Андронов поощрял все толковые инженерные инициативы и не давил на конструкторов. Но работы по внешнему оформлению машин, стайлингу замыкал на себя. И не только по убеждению, что именно Главный должен создавать имидж каждой модели. Александр Федорович имел, кроме инженерного чутья, тонкий художественный вкус. Свидетельство тому - многочисленные пейзажи и портреты, которые он писал и дарил знакомым и близким. Пасьянс расползается по столу. Вот снимки с испытаний "четыреста восьмого", вот он с предсовмина СССР А. Косыгиным. А это фото сделано в Турине, когда шли переговоры с ФИАТом. Рядом - главный конструктор итальянской фирмы Данте Джакоза. Сорок лет отдал Джакоза ФИАТу, двадцать восемь работал Андронов на "Москвиче". Первый написал интереснейшую книгу мемуаров. Александр Федорович трудился над воспоминаниями, оставшимися в рукописи. Его жизнь - яркая, интересная, плодотворная - внезапно оборвалась за пять дней до 90-летнего юбилея. "Мне всегда больно, писал немецкий философ XVIII века Лихтенберг, - когда умирают талантливые люди, потому что мир нуждается в них больше, чем небо". Памятью об Андронове остаются с нами его конструкции, его картины, его воспоминания, его ученики, его инженерная философия. Он прожил большую Жизнь.Спортивный "Москвич-403Э-424Э-купе" построили в 1951 году всего в двух экземплярах. На них ставили опытный мотор 403 Э мощностью 33 л.с. и форсированный 35-сильный двигатель модели 400.СШ8Ш№'.,. К,Экспериментальный "Москвич-416" 1960 года - далекий предок "Нивы".Полноприводный "Москвич" появился задолго до рождения моды на вседорожники с комфортабельными кузовами. Модели 410 и 410 Н выпускали серийно в 1957-1961 гг. с моторами в 35, а затем 45 л.с. "Москвич-412" (1967-1975 гг.) - веха в отечественном автомобилестроении, призер многих международных ралли. За создание 75-сильного двигателя с верхним распредвалом А. Андронову была присуждена Государственная премия.13410/2000 ЗР