48
49
50
МОЛОДНЯКАтщВсе, что короче 3,6 ми уже 1,6 м, обладает четырьмя колесами и мотором, в Европе относят к первому, или А-классу.Сергей КАНУННИКОВ. Анатолий КАРПЕНКОВНЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Идея маленького автомобиля стара, как сам автомобиль. Слабенький мотор, немудреная механика, простенький кузов обходились производителям и покупателям весьма дешево. Кроме того, обладатель малютки мог экономить на налогах и топливе. Еще одно преимущество появилось, когда в больших городах стали возникать проблемы парковки. Впрочем, и недостатков у малышей хватало: при первой возможности их владельцы пересаживались на чтонибудь помощнее, попросторнее, покомфортабельнее. Современные первоклассники в абсолютном большинстве своем далеко ушли от примитивных предков. Они по-взрослому комфортабельны и оснащены достаточно мощными 1,1-1,3-литровыми моторами. Правда, в европейском первом классе есть еще и дошколята - длиной менее 3 метров с моторчиками 4,5-5,5 л. с. Во Франции ими можно управлять без водительского удостоверения, но выпуск невелик, да и цена "не совсем автомобиля" вполне автомобильная - примерно 10 тысяч (!) долларов. На российском горизонте из отечественных малышей в гордом одиночестве "Ока". Остальные или в штучном производстве, или в проектах. Тем не менее разговоры о народной микролитражке не утихают. Собрав несколько совершенно разных машин, мы попытались оценить жизнеспособность отраженных в них концепций применительно к специфике российского рынка. Точкой отсчета служила наша "Ока". "СОЛДАТСКИЙ ХЛЕБ" Угловатый кузов, над головой - тент, под... теломплоский стул, обитый дерматином, сзади стрекочет 13сильный "воздушник". Подобные машины немцы еще в двадцатых прозвали "Комиссброт" - "солдатский хлеб", то есть паек, меньше которого уже голод. На "пайковых" мотоколясках Европа выезжапа из кризисов и послевоенной разрухи. В качестве примера из постперестроечной России мы взяли "Кинешму" завода "Автоагрегат".Кинешма"4810/2000 ЗР не боясь испачкать салон, в крайнем случае, добраться от одной деревни до другой или "протрусить" по маленькому провинциальному городку. Кстати, французские и итальянские микро используют как раз в подобных целях. Машине, сохранившей концепцию послевоенных времен. сегодня стать действительно массовой никак не суждено, даже с учетом низкой, около 1000 долларов, цены."СмартСоздатели умудрились сделать ее четырехместной, но нагружать машину пассажирами и поклажей боязно - тяжеловато придется слабенькому, даром что от американской садовой техники, моторчику "Бриггс энд Страттон". По той же причине снижены внедорожные возможности экипажа. Между тем длинноходная подвеска, хорошая геометрическая проходимость, колеса с грунтозацепами и большой дорожный просвет провоцируют безбоязненно съезжать с асфальта. Если мотор "КинешмьГ станет заметно мощнее, появятся другие пробпемы. Сейчас машина все-таки гармонична. Мотоциклетная коробка с нечетким перекпючением передач и "ловлей" нейтрали, неинформативная педаль газа, зависимая подвеска. тормоза и рулевое соответствуют именно такому двигателю. "Кинешму" прочат инвапидам. Но людям с ограниченными физическими способностями тем более нужна машина с легким понятным управлением.простая в обслуживании. Здесь же, чтобы выполнить один из пунктов инструкции при ежедневном осмотре - проверить уровень масла в двигателе, потребуется вынуть запаску и снять заднее сиденье. Ничего себе! Впрочем. даже совершенно здоровому в "Кинешме" неуютно. На современных улицах и шоссе тихоход - инородный элемент, опасная помеха динамичному потоку транспорта. Мотоколяска (а именно так следует величать "Кинешму") - транспортное средство "местного значения". На ней можно съездить в магазин или на рыбалку, привезти груз,"Ока" СеАЗ-11113S55ю1ю10ю юi10 10 10 10 10' 10 10 10 10 10'Мишка"10 10 10 10 10КИНДЕР-СЮРПРИЗ На противоположном от аскетичных мотоколясок полюсе суперсовременные технологии. утрамбованные, на завистьЗР 10/200049 ИСПЫТАНИЯПервоклассники Фаберже, в яичко длиной (или радиусом?) всего 2.5 метра. Пример того, сколь совершенным и... дорогим можно сделать городской микроавтомобиль - щеголь "Смарт" из богатой Европы. Удобная посадка двоих ездоков, на удивление просторный багажный отсек, мощный двигатель, цепкие тормоза с АБС, высокая активная и пассивная безопасность. Электроника, сберегая сцеппение и шестерни. перебирает передачи что в ручном.что в автоматическом режиме с невозмутимой задумчивостью. В придачу - внешность и салон, созданные, кажется, чтобы вызывать добродушную улыбку. Вот только веселье любопытных быстро пропадает, когда узнают о цене в России - окопо 11 тысяч долларов. Обслуживание и ремонт "золотого яичка" тоже обойдется в копеечку. Но деньги не единственная плата за одаренного первоклассника. Устойчивость и управляемость оплачены чрезмерно жесткой, даже для московского асфальта, подвеской, маленьким дорожным просветом, разными по ширине передними и задними колесами. "Смарт" - для зажиточных европейцев, оставивших дома одну (или две) полноценные машины, чтобы отправиться по гладким, порой узким улицам за покупками или по депам. У нас "вундеркинд" может рассчитывать разве что на симпатии очень богатых - купят "кусочек" "Мерседеса" как игрушку - обаятельную, еще и заводную. "МИШКА" И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ Проект нового на- родного автомобиля, задуманного АСМ-холдингом, воплотили в НТЦ НАМИ и показали на прошлогоднем автосалоне в Москве. Золотистый "Мишка" i представляет - чтобы вы думали? - тюнингоf вую "Оку", не более и не менее. От концепции супермаленького автомобильчика с какой-нибудь мотоциклетной "стрекоталкой" под капотом отказались еще на стадии разработки первого прототипа. И правильно сделали "солдатским хлебом" сегодня не насытишься. "Мишка" всего лишь макетный образец, но при этом он иллюстрирует причудливость отечественных изысканий в области народного автомобиля. Симпатичный дизайн, тринадцатидюймовые колеса, лучше, чем штатные "оковские" двенадцатидюймовые, приспособленные к рель-РАЗМЕРЫ САЛОНА И БАГАЖНИКА, мм •Ока" Модель "Кинешма" "Смаот" "Мишка" Параметр М7901 СеАЗ-11113 690-940 910-1150 810-980 820-1020 Ц 1170 1135 910 950 Hi 1280 1180 1100 1210 Bl 610-800 600-650 580-765 "-2Н2 В2 КЗ9401280нзВз260 93512805101060-97011609301210н4 и49351050960 7051110500 910 780 91010004601030760 7601080а »770725540595РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗА РУЛЕМ "Смарт" "Мишка" модель Кинешма" Параметр ~~ ___ М7901 Дорожный просеет, мм под элементами подвески 208226 218/215 (135") 94/122 передней, задней 120 под наиболее низким агрегатом 200 245 в пределах базы 35 43 90 Угол въезда, град. 60 50 79 Угол съезда, град. 20 Угол рампы, град. 30 38 4.35 4.625 4,15 Радиус поворота, м " Под редуктором.1"Ока" СеАЗ-11113 145/19615536 54 204.225ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .данные пвоизводителей! "Смарт" Мишка" "Кинешма" М7901 'щие данные 442 Число мест 630 Снаряженная масса, кг 520 720 970 Полная масса, кг 840 980 3300x1420x1500 Длина х ширина х высота, мм 2500x1515x1529 2700x1430x1670 2200 База, мм 1812 2110 н.Д. 55 135 Максимальная скорость, км/ч н.Д. Время разгона 0-100 км/ч. с 18 н.д. Средний расход топлива, л 100 км 6.0 5.0 АИ-92 Топливо АИ-95 АИ-92 Двигатель Марка ВАЗ-11113 "Бриггс энд "Супрекс" Стрэттон 245437" спереди сзади сзади Расположение 231 Число цилиндров 3 Рабочий объем, см 750 599 391 Мощность. кВт, л. с. 2635 9.45/13 40/55 5600 при об/мин 3600 5200 52 Крутящий момент. Нм 24.5 80 3200 2350 при об мин 2000-4500 Шины 15570R13 6.70-10 спереди-135 70R15. сзади-175 55Р.15 'Возможна установка другого двигателя.•Ока" СеАЗ-1111313580R12Редакция благодарит АСМ-холдинг, АО "Автоагрегат", ЗАО "Даймлер-Крайслер Автомобили РУС", НТЦ НАМИ за помощь в подготовке материала.501О/20ОО ЗР