199
201
СТРАНИЧКА ИСТОРИИмерке» со снятием двигателя - 4 часа?! Расскажи кому - не поверят. Засмеют. Дети, ей Богу! Кругом пневматика, подставочки, руки всегда чистые. Да они как черт ладана боятся гайки самоконтрящие крутить на «нивовских» рычагах. Прячутся по углам от шефа. Ну не смех? Научились фильтр сменить, ремень да тормозные колодки. И меняют, паршивцы, при каждом удобном случае! Надо или нет - неважно! Они даже не "в курсах", что коробка передач разбирается или что зазор в трамблере можно отрегулировать! Представляешь, чуть что - бегом на склад за новым! И - самое смешное - твердо уверены при этом, что с заменой проблема решается! Покопаться в карбюраторе? Ни в коем разе! Разве что "качество" подкрутить. Или "количество" подвинуть. И - все! Заменить усохшую прокладку, или диафрагмы, или. скажем, плоскости притереть - да в голову не придет! Дорожка проторенная - на склад! За новым! Да мне тут за замену маслоотражательных колпачков (эффектная пауза) 50 баксов платят! И - очередь. Они ж. бедолаги, головку снимают для этого! А за всю работу берут столько, что запросто можно новый двигатель купить! Видал бы ты, какими глазами они смотрели, когда я молотком да свечным ключом клапаны рассухаривал! Шеф чуть в обморок не упал! Они ж страшнее корриды ничего в жизни не видели... ...А ты, парень, когда домой поедешь, в Россию? Прислал бы мне оттуда кой-чего, а? Я тебе и денег дам. Значит, так: микрометр. нутромер, пару штангелей... Компрессометр. Российские! Тут хороших не найдешь или три шкуры сдерут! И еще краников для "печки". Самоварных. И прокладок. И успокоителей... Да я тебе список напишу. Пришлешь? А то давай сам сюда. А? И язык учить не надо, они уже по-нашему понимают. Подумай, земляк..." Разговор плавно перетекал в русло "за жизнь", но тут слабо звякнул гонг, и перерыв закончился. Володя двинулся в здание сервиса - я за ним. Любопытство одолело. Да-а... «Профессоре» был просто нарасхват! Наразрыв! Ошеломляюще популярен! Испанцы, однако, уже удивляться привыкли и все равно нет-нет, да щелкнет ктото пальцами, прицокнет языком. И так - до вечера. По-хорошему позавидовал я российскому мужику Володе. Уважают. Ценят. И вообще, 50 баксов за замену колпачков... мда... Я вот подумаю. Может, тоже уеду. Туда, где апельсины. Маслины. Карменситы. И все лошади как одна - Росинанты. И хозяин зовет, Эдик. Только вот по березкам заскучаю.ПРУЖИНА БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ...сдерживала обороты двигателя.Сергей КАНУННИКОВ Владельцы автомобилей с нынешними впрысковыми моторами знают: "перекрутить" двигатель практически невозможно - электронный ограничитель не даст ему "пойти вразнос". Несколько десятилетий назад те же функции выполнял нехитрый механический автомат. Ограничитель числа оборотов карбюраторов К-49А и К-22Г грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63 сдерживал двигатель на 2800-3175 об/мин при работе под нагрузкой и на 3500-4300 об/мин без оной. Конструкцию автомата отличала предельная простота (см. рисунок). В корпусе смесительной камеры стояла втулка с наружной резьбой. На нее наворачивали гайку, а внутрь вставляли муфту. Главную деталь автомата пружину крепили к муфте через штифт. проходящий между витков. Другой конец цепляли к ролику, который размещался на серьге дроссельной заслонки. Последнююмонтировали на игольчатом подшипнике непосредственно на оси. При критическом росте оборотов коленвала давление потока смеси на наклонную поверхность заслонки превосходило усилие пружины и заслонка прикрывалась. Даже если водитель продолжал давить педаль газа "в пол", доступ смеси во впускной коллектор был ограничен. Регулировка автомата требовала опыта и терпения. Вращая муфту, меняли число рабочих витков пружины и, следовательно, ее жесткость. Поворачивая гайку, перемещали муфту, изменяя силу натяжения пружины. Муфту и гайку можно было вращать одновременно, поскольку шаг резьбы и диаметр проволоки примерно совпадали. Момент срабатывания автомата регулировали на заводе, механизм стопорили специальным колпачком на шестигранниках гайки и муфты. Конечно, пружина со временем слабела, заслонка начинала "гулять". О необходимости регулировки сигнализировали заметные рывки автомобиля, особенно при движении в гору на второй передаче. Приходилось "колдовать", меняя число рабочих витков пружины и ее натяжение. Поскольку большинство автобаз не то что специального заводского прибора, даже тахометра не имели, ограничитель проверяли по спидометру. Вывесив задние колеса, заводили двигатель и при включенной третьей передаче на короткое время полностью открывали дроссельную заслонку. При правильно выставленной пружине спидометр должен был показывать на ГАЗ-51 - 63 км/ч. а на ГАЗ-63 - 59 км/ч. Закончив регулировку, гайку и муфту фиксировали колпачком. А окончательную проверку производили, конечно, на ходу.Ограничитель числа оборотов: а - начальное положение - автомат не работает; б - ограничитель сработал - заслонка прикрыта; 1 - корпус смесительной камеры; 2 - дроссельная заслонка; 3 - втулка; 4 - гайка; 5 - муфта; 6 - пружина; 7 - штифт; 8 - стопорный колпачок.ЭР ю/аооо199 10/2000ПРОТРШЬив. 21 а