110
РЫНОКУ разбитого корытаОТДАТЬ ДЯДЕ?"Нет, уж лучше ездить "до упора", так оно дешевле" - и наш "Ниссан-Максима" остался на службе в издательстве.Антон УТКИН Поездив четыре года на "Ниссане-Максима", решили его продать. Не то чтобы хорошая машина вдруг стала плохой, напротив - "японкой" мы довольны чрезвычайно, но для представительских целей нужен автомобиль поновей. Тридцать две тысячи долларов мы отдали за новый "Ниссан" - сколько из них удастся вернуть спустя четыре года? Найти охотников на "секонд-хэнд" за 15 тысяч долларов дело довольно трудное, да и "всего" за десять - тоже: телефон вам, во всяком случае, обрывать не станут. Для России вообще характерен большой контраст между группами покупателей. Скажем, обладателей "Мицубиси-Лансер" за 12 тысяч долларов и ВАЗ-2111 за шесть разделяет отнюдь не двукратная разница в доходах. "Дорогую" отечественную машину осилит и простой фермер, сдавший скот на мясо, а новые иномарки (пусть даже из числа "дешевых") покупают совсем ДРУГИЕ люди. У таких даже галстук в сто раз дороже фермерских резиновых сапог и картошка не из погреба, а из супермаркета... Итак, вначале закинем удочку на богатенького. А что, состояние машины, как говорят, лучше, чем у новой, да и вообще 70 тыс. км для большой "японки" не пробег неужели не найдется тот, кто заплатит $16 000, то есть половину магазинной цены? Увы, телефон молчал. А с чего бы, когда за эту сумму здесь же предлагают двухлетних "максимок" с трехлитровыми моторами (у нашей объем 2 л)? Какой-то интерес появился, лишь когда планка упала до $14 000, но двое-трое позвонивших по телефону предупреждали, что торг не только уместен, но и совершенно необходим. В тот день, когда вышло объявление с ценой $12 000, "максимку" дважды приезжали посмотреть. На вид - типичные перекупщики-профессионалы: техническое состояние их не интересует в принципе, главное - внешний вид. Небольшую вмятинку на правой передней двери и едва заметные царапины от кошачьих лап каждый профи оценил в $2000, намекая на соответствующую скидку и, оставив номер мобильного телефона с предложением "звонить в любое время", исчез. Цена $11 000 вызвала шквал звонков: автомобильные "жучки" всех мастей, почуяв, что буквально на дороге валяется пара тысяч долларов, которые надо только поднять, парализовали все прочие телефонные переговоры в отделе. Кто-то хотел сразу "приехать с деньгами", другие, набравшись наглости, с ходу предлагали "червонец и ни баксом больше", а рекорд поставил некий обладатель кавказского акцента, посулив "прямо щас" привезти восемь тысяч... Общее условие всех этих покупателей было одно - оформление только по генеральной доверенности... В общем же, картина рынка, сложившаяся около двух лет назад, практически не изменилась. Условный рубеж, разделяющий секторы массовых и эпизодических продаж, лежит где-то около $7000. Ориентир - по-прежнему наиболее дорогой серийный вазовский автомобиль, и с каждой сотней долларов сверх его цены число сделок на рынке сокращается в геометрической прогрессии. По 3 тысячи долларов отлично "уходят" десятилетние иномарки, по пять - пятилетние, а дальше - тишина. Чтобы понять закономерность ценообразования и предвидеть спрос на ту или иную машину, попробуем оценить весь объем предложений глазами покупателя. В "дешевом" секторе правит бал рационализм, а вкусам и тщеславию потакают лишь цвет и тип кузова (например, кто-то счастлив, что взял универсал...), а также "дооборудование": литые колеса, спойлеры и т. д. И лишь немногие жертвуют практичностью, предпочитая имидж. Например, тому, кто приоб-рел за $5000 десятилетний "Мерседес-124", не стоит говорить, что за эти деньги покупают и новые машины - он о вас плохо подумает. Постоянно есть в нижнем секторе и чисто имиджевые предложения - владелец, скажем, "Порше-928" или "Ягуара-ХЛ 2", напуганный астрономическими ценами на запчасти и ремонт, рад отдать свое сокровище за $6000 - но спроса нет. А теперь представим: мы выбираем машину за $10 000-15 000 - право, есть из чего! Вероятность того, что вы захотите "секонд-хэнд", невелика - скорее, новую "японку" или даже "кореянку" с полным набором роскоши. Но кому-то. наверно, нужен автомобиль и посолиднев. Раскрываем газету частных объявлений, Первое впечатление - рынок грубо обрушили. Не иначе, как сотни разорившихся миллионеров распродают имущество. К вашим ногам брошены пятилетние "ауди-Аб" в идеальном состоянии, шестилетние БМВ-540 и даже восьмилетние "мерседеCbi-SL600", за которые кто-то платил по $200 000... Проще перечислить те, что за 15 тысяч не купишь. Например, свежий японский вседорожник, немецкий седан люкс-класса моложе трех лет - то есть то, что в салонах стоит очень дорого, но у богатых популярно. А вот насчет "разорившихся" не угадали. Обрушивают рынок чаще те, у кого, напротив, дела лучше некуда. Где-нибудь в Германии миллионер удавится, но не отдаст свой лимузин на двадцать тысяч дешевле, чем в таблицах "Супершваке", а нашему, уже купившему себе обновку, все равно - лишь бы с глаз долой. Ведь деньги он делает не на продаже своих обносков, а на другом... Вот мы и оказались на распутье с нашей "максимкой" - отдавать дяде жалко, а что еще остается... Очевидно, что цены дилеров зарубежных фирм завышены раза в полтора - их истинные значения определит свободный вторичный рынок. Каприз "Хочу новую!" побуждает состоятельных граждан платить, помимо НДС и налога с продаж, еще что-то вроде 50-процентного сбора в 'Фонд помощи Западу", про который надо забыть сразу после покупки - эти деньги уже не вернуть. В общем, раздумали мы продавать "максимку". Первые 70 тыс. км с учетом затрат на техобслуживание, топливо и дооборудование обошлись нам в $28 000, то есть каждый километр стоил $0,4. Теперь, если проехать еще столько же и продать тысяч за пять, километр обойдется всего в 0,1 доллара - вот такая арифметика нам по вкусу...11010/2000 ЗР