146
147
ЖЕНСКИЙ КЛУБСкоро зимагзтть%от>ожт>гшЭто, наверно, главный осенний вопрос для многих новоиспеченных (и не только для них) автомобилисток.Андрей ЛАДЫГИН Над этой дилеммой кое-кто поначалу просто не задумывается: продолжают как ни в чем не бывало заводить каждое утро мотор и отправляться в путь, несмотря на холод и снег. И только потом спохватываются. На дорогах гололед и соль, проезжая часть сузилась, аварии на каждом шагу. Не пора ли остановиться и встать "на прикол" в предложенный добрым другом гараж? Только как решиться на это? К машине уже привыкла, в метро душно, автобуса ждать - холодно, а ловить такси или частника не только боязно, но и накладно. И в то же время машину жалко... Ведь скользко всем, кто за рулем, и далеко не каждый справится с заносом или затормозит вовремя. И это еще не все. В конце концов, "влететь" вам в бампер или борт могут и летом (отморозков хватает круглый год). Хуже, что машина активно ржавеет. Особенно если после поездки автомобиль ставить в теплый гараж или есть повреждения краски, не заделанные летом. А может, понадеемся на антикор? Или вовсе плюнем на это: кто для кого мы для машины или она для нас?! Короче, каждая водительница принимает решение, взвесив эти и другие "за" и "против". Но коли уж собрались ездить, приходится иметь в виду проблемы, которых не избежать. В сильные морозы, если машина на дворе, трудно пускается двигатель. Вклю146 10/2000 ЗРчаете утром стартер, а он едва-едва поворачивает коленвал: в моторе загустело масло, к тому же бензин испаряется плохо, а "силы" батареи тают на глазах. Так что "пожилую" или ненадежную батарею осенью лучше сменить. Как и свечи, особенно на неновом моторе. Наверняка обгорели или закоптились - с такими двигатель легко не запустишь. О сезонной смене масла теперь говорить как-то не принято: большинство сортов годны и зимой, и летом. И все-таки зимние, менее вязкие, в первую очередь - "синтетика" и "полусинтетика", в холода предпочтительнее. Мороза не любят пластмассовые и некоторые резиновые детали. В лютую стужу могут трескаться даже тормозные шланги. К счастью, большие холода в средней полосе ныне редки, а вот уралочкам, сибирячкам и другим северянкам помнить об этом нелишне. Зимой, случается, страдают от того, что замерзшая вода(если ее вовремя не заменили незамерзающей жидкостью) разрывает бачок стеклоомывателя, да ломаются задубевшие от холода ручки дверей в салоне. Наружные хоть и не ломаются, но тоже портят настроение. Смазка механизмов замков нередко густеет, бывает, детали смерзаются от попавшей воды - и замок блокируется. Разморозить его можно специальной или любой проникающей жидкостью (типа WD-40), флакончик которой должен занять место в сумочке. Как легкие туфли сменяют зимой на меховые сапожки, так, по аналогии, многие задумываются о том, чтобы "переобуть" машину в сезонную "резину". Притча во языцех - шипы. Они кажутся панацеей от любых дорожных неприятностей. Так ли? Везде ли и всегда "шиповки" или даже обычные зимние шины с грубыми крупными шашками протектора эффективны и надежны? Напомним, о чем уже Первые шаги не раз писали в ЗР: на льду и укатанном снегу шипы сработают, если они острые, а если стерты или выпали - вряд ли. Кроме того, снег и лед в городах покрывают обычно лишь дворы да узкие проезды, на улицах же снега обычно нет, а на промороженном асфальте шипы могут скользить, как копыта коровы на льду. Крупный рисунок зимней нешипованной шины будет эффективен только в сугробах и на снежной целине, где ездят редко. На грязево-снежной каше более уместны шины с хорошими "дождевыми" свойствами, которые не боятся мокрых дорог. Или всесезонные с индексом M+S (грязь и снег). Порой неудачи на зимней дороге определяют мелочи: из-за плохо работающей "печки" запотели или обмерзли стекла, ухудшился обзор. Грязным снегом залепило фары и фонари - вы "ослепли" и машина стала плохо видимой на ночной дороге. Совершенно неожиданную шутку может сыграть... одежда. Длинная тяжелая шуба стесняет движения не только при ходьбе, но ив водительском кресле. Конечно, ее можно снять, но тогда придется мерзнуть, пока не прогреется салон. Далеко не на все кнопки удобно нажимать пальцем в перчатке. Словом, зима - не лето. Оттаявшая в теплой машине соленая жижа с подошвы ваших ботинок вредит не только кузову, но и самой обуви - придется стряхивать ее щеткой. Другую щетку, более чистую, надо иметь для удаления снега со стекол машины перед выездом. Пригодится и скребок для льда, который за ночь частенько намерзает коркой. И без жидкости-"незамерзайки" для стеклоомывателя не обойтись. Так что ездить зимой можно. А вот нужно ли? Решать, взвесив все,- вам. Как ездить - особая тема. Здесь лишь несколько самых общих замечаний. Основное правило поведения на скользкой зимней дороге прямо из классики "умеренность и аккуратность". Лишний газ, резкие торможения, рывки рулем, безопасные летом, зимой могут обернуться неприятностями, а то и бедой. Трогаясь в горку и дав лишку газа, вы рискуете сдвинуть автомобиль вбок: буксующие колеса начнут скользить в поперечном направлении. Посильнее нажмете на тормоз - машина мгновенно сорвется в занос. А на запоздалый (и потому резкий) поворот руля автомобиль может и вовсе не откликнуться, проскочив нужный поворот и вильнув туда, куда вовсе не нужно... Зимняя дорога - это, конечно, "школа" вождения, однако положительные оценки здесь даются нелегко.В СОРОК пять НА "ПРАВА"Наталья МАЛЫШЕВА Одна из моих коллег в преддверье своего сорокапятилетия делилась: "Муж дал на подарок три тысячи рублей, что на них купить? Все-таки такая дата ("баба - ягодка опять"), хочется, чтобы память осталась...". Коллектив у нас женский, хлебом не корми, дай только что-нибудь посоветовать. Варианты посыпались, как из рога изобилия. Оставаться безучастной означало обидеть коллегу, и я тоже дала совет, хотя была абсолютно уверена, что она им никогда не воспользуется: "Подарите себе водительские права, денег на них как раз хватит, у вас ведь, кажется, в семье есть автомобиль". Что повлияло на ее решение, неизвестно, но выбрала она именно мое предложение. С тех пор чуть ли не ежедневно ходит ко мне исповедоваться, оттого дальнейшее я знаю в мельчайших подробностях. Когда дома она сообщила о своем решении, муж долго смеялся, но возражать не стал. Порог автошколы коллега переступала с замиранием сердца, сообщая каждому встречному, что, наверное, зря сюда пришла и водить никогда не сможет. Однако люди там были деловые и повели конструктивный диалог. Обучение - в течение двух месяцев. Стоимость курса - 1460 руб. за теорию плюс 59 руб. за каждый час вождения. Водительские права - прямо в день экзамена, конечно, в случае успешной сдачи... Поступая на курсы, достаточно было внести 500 рублей аванса, остальное уплатить в процессе обучения, однако она выложила все сразу, отрезав себе путь к отступлению. В группе из восемнадцати человек женщин было больше половины, моя коллега в свои уже сорок пять оказалась среди них не самой старой. Забросив кроссворды и сериалы, сослуживица с усердием бывшей отличницы добросовестно штудировала Правила дорожного движения и поэтому теорию сдала с первого раза, резко повысив этим свою самооценку. Первый самостоятельный выезд с площадки в город привел ее в полный восторг ив то же время впервые заставил всерьез задуматься: как же непросто будет сдать на "права", не говоря уже о том. чтобы научиться ездить без дрожи в коленках. В итоге она откатала 44 часа с инструктором, почти вдвое больше положенного, и до сих пор благодарна этому замечательному человеку за его профессионализм и огромное терпение. Пришлось пойти и на маленькую хитрость. Сидя пассажиром рядом с мужем, она расточала столько комплиментов его водительскому мастерству, что он потеплел и тоже начал учить ее водить машину. Однако и этой водительской практики не хватило: экзамен по вождению моя коллега смогла сдать только с третьего раза, переживая каждую неудачу как трагедию. Наконец, наш женский коллектив в полном соответствии с традициями мужских обмыл ее "права", восхищаясь их обладательницей и немножко завидуя ей. А в семье новоиспеченной автомобилистки начался период рассказов о женщинах за рулем. Сначала это были варианты анекдотов на избитую тему "обезьяны с гранатой". Потом муж и сын, поочередно соревнуясь в остроумии, пересказывали комичные ситуации. За ними шли триллеры. На работе она добросовестно пересказывала эти истории, и диагноз ее домашним мы ставили всем дружным коллективом: "Они боятся за свою "Ниву". Надо убедить их, что для машины ты не опасна". Убеждала она долго и преуспела в этом. Семейство постепенно оценило преимущество второго водителя с "правами". До ее пятидесятилетия еще далеко, однако она уже точно знает, что хочет получить в подарок на юбилей. Муж не удивился, узнав, что она мечтает об... "Оке". Говорит, правда, что "Ока" опасна в аварийных ситуациях, но кто, покупая машину, собирается попадать в такие ситуации? Приближается ее сорокашестилетие, и весь женский коллектив обсуждает, что же подарить ей на день рождения. Может, автокосметику? Учитывая, что я стала поверенной именинницы во всех ее автомобильных делах, спросили моего совета. Я не противница автокосметики, но она понадобится только после покупки собственного автомобиля, а пока пускай ее муж сам моет свою "Ниву". Мы же лучше подарим ей подписку на журнал "За рулем". Пусть пока подковывается теоретически. D ЭР 10/2000 147•