124
125
МЫ И АВТОМОБИЛЬБылоеГРАН-ПРИ ДЛЯВ автогонках 20-30-х годов состязались не только спортсмены и машины.Сергей КАНУННИКОВВ заводских чемпионатах мира 19251927 гг., помимо "Альфы-Ромео", побеждали прославленные французы - "Бугатти" и "Деляж". Потом в борьбу вмешались кризис и... организаторы Гран-при. Каждые два-три года они меняли технические требования. Заводы тратили огромные по тем временам деньги на разработку и доводку моторов, шасси, а когда автомобиль наконец созревал для побед, он уже не удовлетворял правилам! Небольшие фирмы-производители дорогих спортивных и представительских машин - те же "Бугатти", "Деляж" - с трудом выдерживали финансовую лихорадку на рубеже 20-30-х гг. Куда легче было командам, за спиной которых стояли щедрые "отцы". В 1932-м об уходе из гонок объявило руководство "Мерседес-Бенц". Звезда прославленной "конюшни" немец Рудольф Караччиола, словно оправдывая свою итальянскую фамилию, пересел в кокпит "Альфы". Казалось, отныне зрители обречены следить лишь за борьбой "Альфы-Ромео" и "Мазерати". Но всего через два года Германия выставила две суперкоманды - "Мерседес" и "Ауто-Унион", чьи болиды олицетворяли последнее слово техники. Секрет быстрого возрождения был прост - гонки стала патронировать пришедшая к власти нацистская верхушка третьего рейха. Она не просто подхватила итальянскую инициативу. Гитлер, Геббельс стали частыми гостями гоночных боксов, при этом сам фюрер дал установку на победы: "Новая формула Большого приза должна стать и станет проверкой немецких знаний и способностей". Помощь нацистских главарей позволила построить самые быстрые, надежные и, разумеется, дорогие автомобили. Гоночный "Ауто-Унион" обходился почти в три раза дороже роскошного "Хорьха-951". Германские "конюшни" получили лучшее техническое оснащение, подкрепленное многочисленными бригадами высококвалифицированных механиков. Дел им хватало. Скажем, в жаркую и пыльную Ливию для четырех "мерседесов" привозили 400 (!) шин.Последним этапом сезона 1939 года стал Гран-при Югославии. Третьего сентября на старт в Белграде вышли всего пять автомобилей, из них четыре немецких. Это была уже не гонка, а откровенный фарс - солдаты вермахта продвигались вглубь Польши, мир облетело известие о том, что Франция и Англия объявили Германии войну... Подиум поделили представители команд "Ауто-Унион" и "Мерседес-Бенц". Но победа не умножила славу немецких инженеров и пилотов - не счетверенные кольца и не трехлучевую звезду считали символами третьего рейха, а черный крест и зловещую свастику... Современной королеве автоспорта формуле 1 - приписывают множество грехов: жестокость, корыстолюбие, интриганство, порой намекают даже, что хозяева миллиардного шоу знают имя будущего чемпиона еще до начала сезона. И все же среди обвинений не услышишь упрека в политической ангажированности. Меняются президенты и премьеры, шумят неугомонные парламенты, уходят в отставку министры, а многомиллионная армия зрителей и болельщиков во всем мире с неослабевающим интересом продолжает следить за этапами формулы 1. Сильные мира сего не имеют к этому ровным счетом никакого отношения, разве что желаеют успеха своим любимцам. А ведь было время, когда Гран-при выливались в соперничество государств, и в это сражение чуть было не втянулся СССР. Политику в автоспорт привнес Муссолини. Любитель помпезных и многолюдных сборищ решил использовать Гран-при, 124 11/гооо зрБоевая машина Италии, шедевр работы знаменитого В. Яно - "Альфа-Ромео Р3 (тип В)". Двигатель - 2,7-литровая "восьмерка" с двумя компрессорами мощностью 215 л. с. (модификация 1934 г.-2,9 л, 255 л. с). Конец 1933 года. Вельможные покровители спорта Гитлер и Геббельс осматривают гоночный "Мерседес".собиравшие тысячи зрителей, для демонстрации могущества новой Италии. В 1922-м всего за шесть месяцев построили трассу в Монце. Затраты окупились: в тот же год под рев восторженных итальянцев на новом автодроме первыми финишировали два ФИАТа. пилотируемые П. Бордино и Ф. Наццаро. Этим дело не ограничилось. Дуче не пожалел денег на вторую "домашнюю" трассу. Ее соорудили в колонии: в рекордные сроки в ливийской пустыне вырос автодром Меллаха. Здесь стали ежегодно проводить Гран-при Триполи. Но как ни сильны были алые болиды "альфа-ромео", сменившие на гоночных трассах ФИАТы, как ни опытны знаменитые итальянские пилоты, одерживать безоговорочные победы им не удавалось. ДИКТАТОРОВДиктатуры не могут жить без помпезных праздников и парадов. Очередной "строевой смотр" команды "Мерседес-Бенц". Восьмого августа 1937 года, до старта Гран-при Монако - одна минута. В первом ряду только немцы. Слева направо: Р. Караччиола, М. фон Браухич на Мерседес-Бенце-W 125" (8 цил., 5,7 л, 570 л. с.) и Б. Роземеиер на "Ауто-Унионе С" (16 цил., 6 л, 520 л. с).смел даже Караччиола, переехавший в 1936-м в Швейцарию, но продолжавший выступать за "Мерседес". Немецкие инженеры строили невиданные болиды, гонщики проявляли чудеса водительского мастерства, а тем временем Гран-при все больше превращались в откровенную демонстрацию мощи третьего рейха, когда сам спорт уже уходит в тень. Последний акт в этом театре абсурда сыграли в Белграде в сентябре 1939-го. Немцы, разбив противников на трассах, стали крушить европейские армии... Послевоенная Европа поначалу медленно привыкала к мирной жизни. Бывшие спортивные титаны постепенно готови-лись к новым стартам, рассчитывая на себя, а не на сильную руку власти. Но тут в схватку за гоночное золото чуть было не вступил СССР. Генерал Василий Сталин, главком ВВС Московского округа, был известен не только взрывным характером, но и тем, что покровительствовал спорту. Он-то и решил собрать "наземную эскадрилью", чтобы замахнуться на Гран-при. В руки Советской администрации в Германии попало несколько предвоенных "ауто-унионов", но Сталин-младший посчитал, видимо, что выставлять на гонки старые, да еще и вражеские машины негоже. "Под рукой" оказались инженеры, работавшие до войны над "ауто-унионами". Их собрали в Научно-техническом бюро автомобилестроения (НТБА) в Хемнице, где спроектировали и построили два "сокола-650". Автомобиль международной формулы 2, созданный, естественно, в традициях "Ауто-Униона", рассматривали как трамплин для прорыва в мировую спортивную элиту. "Соколам' предстояло сразиться с капиталистами на трассах Швейцарии и Италии. Летом 1952-го по приказу В. Сталина болиды по воздуху доставили в Москву. Первый и последний старт "соколы" приняли на чемпионате столицы. До финиша они не добрались - советско-немецкая "шарашка" не успела как следует довести автомобили. Сын диктатора сразу же остыл к автоспорту, и вскоре бесславные машины вернули на родину. Позже один из "соколов" нашел даже место в музее Дрездена. Последняя попытка "государственного подхода" к королеве автоспорта закончилась бесславно. История рассудила подругому: сегодня баки формулы 1 заправлены спонсорскими миллионами, а не политическими амбициями. Гонки от этого явно не проиграли...>сКуда уж тут было частным командам "прогнивших западных демократий" тягаться с отлаженной тоталитарной машиной! Немцы победили ив соперничестве с дружественной Италией - ее "конюшни" дрогнули под напором отлаженной машины третьего рейха. Алые "альфа-ромео" от "Скудерии-Феррари" (фактически национализированная Муссолини фирма передала Энцо Феррари спортивное отделение) слабо сопротивлялись немцам, и даже кумир итальянцев легендарный Тацио Нуволари пересел из "Альфы" в "Ауто-Унион". Нацистские диктаторы ставили на свои команды отнюдь не бескорыстно. От руководителей фирм и гонщиков требовалась абсолютная лояльность режиму, активное участие в любимых Гитлером и Геббельсом парадах, званых обедах в имперской канцелярии и прочих торжествах. Пренебречь этими "удовольствиями" неПоследний отпрыск знаменитого рода "аутоунионов" - советский "Сокол-650" (V12, 2 л, 152 л. с.) не прославил создателей.•ЭР 11/2000125