126
МЫ И АВТОМОБИЛЬБылоеПРОБЕГДЛИНО В 100 ЛЕТИстория фирмы часто неотделима от биографии ее основателя. А название - от его имени.Андрей МИХАЙЛОВ Харви Фаирстоун родился в 1868 году в маленьком городке Колумбиана в штате Огайо. Незадолго до того времени, когда Америка должна была "поехать". Стоять на месте страна переселенцев - людей активных, деятельных - не могла. Но в конце XIX века главным транспортным средством оставалась повозка с лошадью, и число их равнялось примерно четверти населения страны. Большая часть граждан никогда в жизни не путешествовала далее 20 миль от места своего рождения. И все же юный Фаирстоун пришел в движение и покинул родительский дом ради дела. Бизнеса. Начал, естественно, в деле чужом. Был табельщиком на угольной шахте, торговал патентованными медпрепаратами и косметикой. Работа коммивояжера помогла развить актерские способности, столь пригодившиеся в будущем. И на всю жизнь запечатлела в сознании правило: "Не предлагай купить товар, чьи качества могут не отвечать заявленным". Проще говоря, обманешь - не продашь. Не наоборот. На оборот, впрочем, денег заработать не удалось, бизнес лопнул. Однако Харви к тому времени уже вполне мог позволить себе развлечения тогдашней "золотой молодежи": рысистые бега на четырехколесных колясках-багги. Одержав ряд побед в этих скачках. Харви быстренько переориентировался на продажи багги, только обутых в шины-пневматики. Особенно пропагандировал юный бизнесмен те самые пневматики. продавая одну из повозок молодому человеку по имени... Генри Форд.В начале века автомобильные шины практически полностью делали вручную. Генри Форд, Томас Эдисон и Харви Фаирстоун (слева направо) в путешествии по Западной Вирджинии (1918 г.).Это было в 1895 году - в то время, когда Форд проектировал свой первый автомобиль. Велосипедные шины для самобеглой коляски весом 500 фунтов (200 кг) оказались слишком слабы. Именно тогда Форд вновь обратился к Файрстоуну и тот поставил нужную партию нужных шин. Форд понял, что будущее страны определит автомобиль. Фаирстоун - что это будет автомобиль на резиновых шинах. И с тысячей заработанных долларов решил начать торговлю резиной. Конечно, это было почти чистой воды авантюрой - с подобным капиталом явиться в Эйкрон, Огайо - "резиновую столицу", резиденцию "резиновых баронов". Ведь здесь уже давно обосновались фирмы "Гудрич" и "Гудьир". "Резиново-шинная компания Файрстоуна" поначалу всего лишь перепродавала продукцию гигантов. Много заработать на этом было нельзя - и Фаирстоун решился открыть свой завод. Это случилось в 1902 году. А четыре года спустя Генри Форд вспомнил о случайном знакомстве и разместил на предприятии Файрстоуна небывалый заказ: две тысячи шин! Случайность? Дружеские связи? Или все же качество шин 'Фаирстоун" устроило автомобильную компанию более других? Как бы то ни было, этот заказ создал отличную рекламу шинам, которые сразу же стали известны всей стране. К 1910 году продажи в денежном исчислении превысили 2 миллиона долларов, к 1920-му - увеличились почти в 15 раз. Еще одно правило бизнеса не раз подтвердил своим примером Харви Фаирстоун: никогда не продашь то, что не нужно покупателю. Нужны шины, но КАКИЕ это должны быть шины? Чтобы узнать это, чтобы увидеть жизнь страны, приобретающей все больше "колес". Фаирстоун вместе с Генри Фордом и не менее знаменитым Томасом Эдисоном предпринимали довольно дальние поездки по Америке, преодолевая дороги и бездорожье. В результате совершенствовались не только конструкция и рисунок автомобильных шин. Именно Фаирстоун предложил делать сменной не покрышку, а обод с покрышкой, иными словами - возить на автомобиле готовое и накачанное запасное колесо. Именно Файр-стоун установил на колеса коммерческих автомобилей пневматические шины вместо литых резиновых. И именно ему пришла мысль - автомобиль невозможен без дорожного сервиса и магазинов автопринадлежностей. Так возникла сеть "One-stop-shop", в которых автомобилист мог купить все необходимое для своей машины - более четырех тысяч наименований. В 1922 году Фаирстоун закладывает в африканской Либерии крупнейшую и поныне плантацию каучуковых деревьев 188 квадратных миль! "Америка должна производить собственную резину" - такая кампания развернулась в стране в противовес засилью британских монополий. А в 1928-м в Англии открылся первый зарубежный филиал фирмы 'Фаирстоун". Другой известный девиз, которому следовала компания, - "Выиграй в воскресенье. продай в понедельник". С 1911 по 1971 год болиды на шинах 'Фаирстоун" побеждали в гонках серии "Инди-500". А в 1964-м гонщик Арт Арфонс на своем "Зеленом монстре". обутом в "файрстоуны", установил американский рекорд скорости. Продажи шин и прибыль стояли все же на первом месте для владельцев корпорации. Ее основатель не скупился на рекламу и одним из первых в Америке использовал для этого средства массовой информации. До 60-х годов в американском эфире была популярна коммерческая передача "Голос Файрстоуна", где звучали песни и музыка известных и дебютировавших исполнителей. В 80-х годах резко обострилась конкуренция производителей радиальных шин. Настало время слияний бывших соперников: в борьбе за первенство могли победить только крупные, сильные компании. Слились и два "краеугольных камня": японский "Бриджстоун" и американский 'Фаирстоун". Однако историческая марка сохранила свое название и сегодня хорошо известна владельцам вседорожников, в том числе ив России.