130
131
МЫ И АВТОМОБИЛЬЭкспериментПО ТУ СТОРОНУмы и ЧЕСТНЫЙ illinium шДщВ водительских историях (и в анекдотах) инспектор ГИБДД чаще всего тупица или взяточник. Интересно, а как выглядим мы, водители, в глазах тех, кто ежедневно несет службу на дорогах?Александр ЖИХАРЕВ Корреспондент ЗР отправился в рейд вместе с офицерами специального батальона ДПС УГИБДД Московской области. Для чистоты эксперимента патрульная машина встала на открытом, видном издалека участке дороги, за знаком, ограничивающим скорость 50 км/ч. Появление знака именно в этом месте (на Каширском шоссе, недалеко от столичного аэропорта "Домодедово") не случайно: здесь трасса проходит через населенный пункт, и раньше в нем нередки были наезды на пешеходов. Итак, милицейская "Волга" с радаром 130 11/2000 ЗР стоит на виду, водители вовсю моргают фарами встречным автомобилям, и большинство из них заранее сбавляет скорость. КАК МЫ ИХ "ЛЮБИМ" В "засаде" (которая, повторяю, была видна издалека!) мы просидели полный рабочий день. Никого "просто так" - чтобы проверить уровень СО или наличие аптечки - не останавливали. Только нарушителей. Таких "горячих парней" набралось больше двух десятков. Всех их условно можно разделить на три группы.Первые - назовем их "умеренно законопослушные" - действуют по принципу: "Раз виноват, отвечу". Они сразу соглашаются с инспектором, готовы оплатить штраф на месте и спокойно подписывают протокол. Некоторые, правда, пытаются сэкономить и предлагают сотрудникам ГИБДД: "Давай, командир, половину сразу, но без оформления". Юридически такое предложение называется "взяткой", и ответственность несет не только берущий, но и дающий ее. Однако доказать факт взятки крайне сложно, сумма для суда - мизерная, и поэтому инспектор просто вежливо отказывается у нас же идеальный сотрудник ГИБДД. действующий по букве закона. Тогда нарушители из первой группы отсчитывают положенную сумму, разве что бросая на прощание удивленно: "Чудак, тебе деньги не нужны, что ли?". Удивление понятно: зарплата у мили- БАРРИКАДЫ,ционеров действительно небольшая, соблазн подзаработать очень велик, и часто нарушителю удается договориться с автоинспектором "полюбовно". Но это тема другого разговора. Представители второй группы - "неудовлетворенные жизнью" - норовят сорвать накопившееся зло на инспекторе: кричат, ругаются и даже оскорбляют его, но... в итоге соглашаются - нарушили... В этой же группе - патологические хамы. Они вызывающе ведут себя не только на трассе, но ив магазине, на улице и, наверное, дома. Этим самое главное - проявить свое горластое "я". Получив отпор, быстро сникают. Кстати, хороший автоинспектор должен быть еще и хорошим психологом знать, как быстро поставить хама на место. Третьих назвали бы "юристами-самоучками". Такие никогда не признают нарушения и грозят обжаловать протокол во всевозможных инстанциях. Одного, например, остановили за превышение скорости на 35 км/ч. Он немедленно заявил, что радар дает большую погрешность - мол, превышение было на 20 км/ч (всего-то!), что могут подтвердить сидящие в машине трое свидетелей. Далее - поток слов о правах человека и приказах министра МВД ("Вы думаете, я с ними незнаком? Ошибаетесь! Не на такого напали!"), повальной коррупции в ГИБДД и т. д. Тем временем офицеры спокойно, не вступая в спор, составили протокол. Когда машина уехала, один из них заметил: - Вы его временное разрешение видели? Все в записях, как рука у наркомана в следах от уколов. Видимо, большой любитель "пободаться"... Кстати, по наблюдениям сотрудников спецбатальона, чаще всего такое поведение выходит боком водителю. Можно, конечно, довести дело до суда. Хороший адвокат, пользуясь недостатком доказательной базы (а это сегодня - бич ГИБДД: ну нет средств вооружить все посты радарами с видеокамерами!), возможно. добьется "оправдательного приговора". Но придется затратить столько сил, времени и денег, что все это вряд ли оправдается"моральным удовлетворением" от победы. Да и радость будет - нарушение-то было! Но, слава Богу, большая часть нарушителей все-таки принадлежит к первой категории. А когда пробудешь день вместе с сотрудниками ГИБДД, начинаешь понимать: действительно, "чистосердечное признание облегчает наказание"! Если нарушитель виновато разводит руками, соглашается - "да, понимаю, был не прав", инспектор, тот самый "тупица и взяточник" из анекдотов, обычно определяет минимально возможную ставку штрафа или, если нарушение незначительное, вообще ограничивается устным предупреждением. В общем, выводы после рейда неКАК СЭКОНОМИТЬ ...Ближе к вечеру инспектор остановил изрядно потрепанный "Москвич2140", который, несмотря на возраст. "несся" со скоростью 62 км/ч. Из него выбрался деревенского вида мужичок и скорбно развел руками - виноват, мол, нарушил. Но из правой двери внезапно выскочила разъяренная жена и разразилась целым потоком брани в адрес офицеров ГИБДД: стоят они тут, такие-сякиерастакие, лишь для того, чтобы отбирать у честных людей деньги. Водитель сурово взглянул на супругу: - Галина, кто тебе разрешил выйти из машины? Но фонтан красноречия не иссякал, только в "такие-растакие" теперь попал и муж: "А ты, Семен, старый козел, уши развесил..." У того заходили желваки, и монолог был прерван сильнейшим хуком справа, в результате чего Галина оказалась повержена наземь! Сотрудники ГИБДД онемели, а проезжавшие машины сбавили ход. Но, похоже, подобный метод разрешения конфликтов привычен в этой семье: "хранительница очага" поднялась и покорно юркнула в салон. А глава семейства повернулся к нам: - Вы уж простите, ребята, она у меня вообще психованная. Штраф я могу на месте заплатить? В звенящей тишине инспектор протянул документы. Натужно загудел стартер, и "Москвич" растаял в сизом облаке выхлопа. Сорок один рубль семьдесят пять копеек для семейного бюджета были сэкономлены.слишком утешительные. Не любят у нас инспекторов ГИБДД - и есть за что (не будем лицемерить!). В свою очередь, работники полосатой палочки не слишком хорошо думают о тех, кто нарушает правила, сидя за рулем своего или служебного автомобиля. И для этого у них есть все основания! Выяснять, кто "правее" - задачка из разряда "что было вначале - курица или яйцо". Просто все мы родились и выросли в одной стране и стоим друг друга. Так, может, не надо обвинять в возникающих на дороге конфликтах "водитель-ГИБДД" исключительно инспекторов? Эксперимент пою зал: даже если сотрудник ДПС идеал! вежлив, скрупулезно соблюдает за водители остаются сами собой: пре, гают взятки, грубят, ищут способы и жать заслуженного наказания. Ecni мы хотим цивилизованного и вежли отношения со стороны гаишника, то надо и самим быть на дороге цивилизованным и вежливым. Понятно, это трудно, тем более какой русский (белорус, украинец, татарин и т. д.) не любит быстрой езды! Но - надо...