АКТУАЛЬНОНаша земляДОРОГА В НИКУДА ДОРОГА ВК 2004 году автодорога "Амур" должна соединить Дальний Восток со всей Россией.Игорь МОРЖАРЕТТО"Т АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ11Ымановс>-^ Ч(вободны*ХАБАРОВСКИЙ РАЙПостроенные участки Проезд по местный дорогам Нет проезда Строящиеся участкиц ч§даговещенс),.IУ ~ Р айч ^ н екУ * ^ Р __ *К ИТАЙЕсли вам надо добраться из любой точки России на Дальний Восток, вы покупаете билет на поезд или самолет (для самых отчаянных есть, правда, еще Северный морской путь) или садитесь на автомобиль, доезжаете до Читы, а потом... берете билет на поезд или самолет. Потому что дальше автомобильной дороги нет, хотя России еще тысячи километров.мобильную (интересно, сколько автомобилей было тогда в стране?). Но успели довести ее только до Читы (этот отрезок длиной несколько тысяч километров поныне называется "старый Московский тракт"). А потом власть в стране переменилась и, видимо, стало не до дорог. В следующий раз об идее провести автомагистраль через всю страну вспомнили... в 1966 году, когда Совмин СССР издал распоряжение о строительстве КУДА СТРОИМ В 1905 году было открыто дороги Чита-Хабаровск. На сквозное движение по Транссиразработку технико-экономичебирской магистрали. Все газеских обоснований (ТЭО) ушло ты писали по этому поводу, что больше 10 лет (а если честно, "Дальний Восток наконец-то то полностью они не разработастал близким". Но разразившаяны и по сей день). В 1978 году ся вскоре русско-японская войвоенные строители уложили на наглядно показала, что однопервые кубометры щебенки в путной железной дороги мало основание будущей трассы. Но для того, чтобы надежно свячто возьмешь со стройбата? зать Россию с ее восточной окКачеством работы он никого и раиной. И тогда начали паралникогда не баловал (многие лельно строить дорогу... автоучастки теперь приходится пе- На правахрекламыSTS Company (Russia) & Friction Materials Group (Germany)ределывать), да и темпы были отнюдь не впечатляющие: в среднем строили по 36 км в год. Но и за то им большое спасибо - за 15 лет работы протянули 579 км трассы. Осталась самая малость- 1647 км... Очередное "ускорение" строительству магистрали Чита - Хабаровск придали лишь в 1994 году, когда вышло специальное постановление Правительства РФ, а в президентской программе "Дороги России" ее отнесли к "важнейшим автодорогам". Тут и деньги появились... Сегодня строительство идет с обеих сторон, на территории двух соседних областей - Амурской и Читинской. В этом году (если повезет!) будет введено 120 км дороги и мост через реку Бурея длиной почти в полкилометра. А впереди - еще больше 800 км грунтовых дорог, которые предстоит превратить в асфальтовые (пока они как-то могут обеспечить движение только летом или зимой). На протяжении же почти 400 км никаких дорог нет вообще - только леса, поля и реки да еще горные хребты сверху и вечная мерзлота снизу. КТО СТРОИТ На участке Талдан - Уруша жизнь бьет ключом, причем в две смены. Новенький мощныйяпонский экскаватор "Хитачи" неутомимо вгрызается в стену карьера. Один за другим подъезжают огромные БелАЗы чтобы развезти по участкам тонны щебенки. Там ее раскатывают грейдеры, скреперы, бульдозеры... Словом, картина в духе соцреализма, только успевай снимать славную стройку на фото- и кинопленку. Ох как далека была жизнь в эпоху "развитого социализма" от своего отражения в кино... Вот и теперь, во времена "системного кризиса экономики и безработицы", не стоит идеализировать любое хорошо работающее предприятие. Один из рабочих, к примеру, как будто специально ждал прибытия журналистов из Москвы, чтобы выдать нам в полном объеме свои обиды на работодателей: - Я шофер, работал на строительстве БАМа. Меня сорвали с насиженного места, из Алтайского края, наобещали златые горы... Приехал с женой, детей родне оставил, а мне вместо обещанных 14-15 тысяч в месяц платят 3-4! Да и те задерживают! Хочу уехать, а мне денег не дают даже на обратную дорогу! Андрея Бебу, руководителя предприятия "Илон-М", кото-Облетели листья, выпал снег, упрятались в гаражи и под тенты "подснежники". Зима. На дорогах остаются стойкие и опытные. Те, кто умеют ездить в самых сложных условиях. Те, кто знают, как грамотно подготовить автомобиль к зиме. А вот скажите-ка, что требуется заменить на машине осенью? Резину? Естественно. Масло, выработавшую свой срок охлаждающую жидкость? Тоже неплохо бы. Освежить антикоррозионное покрытие? Хорошее дело. А тормозные колодки забыли? Вот это напрасно. Встречаются ещё поклонники такой странной теории — вроде, зимой хорошие тормоза не нужны. Дескать, как ни дави на педаль, колёса сорвутся в занос. Ну что же, они отчасти... правы. Правы именно в том, что с плохими тормозными колодками зимой получится именно так. Зима — время, когда дозировать усилие на педали тормоза нужно просто филигранно. Таким образом,нужны колодки, вступающие в работу очень мягко. Такие, как тормозные колодки СТС. Возможно, вы успели их оценить ещё летом — тогда, конечно, вам знакомо восхищение от возможности необычайно точно дозировать замедление. На заснеженных зимних дорогах вы почувствуете, насколько это удобней и безопасней — остановиться именно там, где вы и планировали, а не скользить на почти неуправляемом снаряде. С колодками от СТС даже новичок быстро освоит безопасные способы торможения. В чём же секрет этих колодок? Он несложен — в тщательной разработке рецептуры фрикционной смеси и не менее тщательном её изготовлении. Скоро зима, скоро опять придется ездить по скользким заснеженным дорогам. Вы уверены в своих тормозных колодках? Если нет — поставьте СТС. Они ждут вас на рынке — в новых жёлто-зелёных коробочках, и для отечественных машин, и для распространённых иномарок.Д митровское шоссе, д. 1 07 / 4 . Тел.: (095) 484-83-00, 484-83-10, 484-83-11. www.aha.ru/~stscentr E-mail:
[email protected]ЗР 11/2000 23 АКТУАЛЬНОНаша землярое ведет строительство дороги на этом участке, "бунт на корабле" не пугает: - Мы строим по России дороги в четырех регионах, и везде делаем ставку на проверенный кадровый костяк. И здесь, в Амурской области, у нас таких человек 50-60. Все они хорошо зарабатывают, поэтому за свое место держатся. Мы в них уверены! А когда приходит новичок и сразу требует, чтобы ему платили по максимуму извините, так не бывает. Кстати, Бебу в этих местах за глаза называют "рабовладельцем". Сам работать готов круглосуточно, но и других заставляет. План для него закон, и выполнять его нужно любой ценой. Другие подрядчики на него жалуются: цены, мол, сбивает. Но чтобы устроится на работу к нему на участок - очередь: в Амурской области уровень безработицы весьма высок, и "живые" 3-4 тысячи на улице не валяются. Вот и ушел он сегодня дальше всех - на 900 км западнее Благовещенска. До границы с Читинской областью осталось совсем немного... и реже. Едешь пятьдесят километров. сто - а вокруг тайга со всех сторон подступает к дороге, и ни домика, ни АЗС. Встречных машин тоже очень мало. Начинаешь даже тосковать по гаишнику с радаром, хотя хорошо понимаешь, что пока дорога эта ведет в никуда, в тупик, не стоит надеяться на встречу с колонной автотранспорта. А вот соединится читинский отрезок трассы с амурским - и движение станет набирать силу. Но когда отмахаешь сотни километров по этим очень красивым, но совершенно безлюдным местам, в будущее оживление этого края верится как в чудо. Ну нет тут народа (во всей Амурской области, которая размером чуть ли не с Францию, живет около миллиона человек), и не оченьто рвутся сюда переселенцы из других районов страны. Так стоит ли "закапывать" миллионы и миллиарды рублей в дорогу, которая пока непонятно кому нужна? Нужна. И даже очень - государству Российскому. Нужна как воздух, потому что она соединит со всей страной ее дальневосточные регионы (а это по площади - почти треть России!), укрепит наши забайкальские рубежи. - Федеральная автомобильная дорога Чита-Хабаровск "Амур" имеет огромное экономическое, стратегическое значение, - говорит генеральный директор Дирекции по строительству дороги Сергейключом, но ее ощущаешь: за окном автомобиля мелькают деКОМУ СТРОИМ ревни, фермерские хозяйства, Если проехать по новой доАЗС, придорожные кафе. Реже роге от Хабаровска до упора - - небольшие (по европейским странное остается впечатлемеркам) города. Недалеко от ние. Первые восемь сотен киграницы Еврейской и Амурской лометров. по Еврейской автообластей дорожники недавно номной и Амурской областям, выкопали целого... динозавра, до Благовещенска, почти везде и теперь здесь - базовый лапокрыты асфальтом. Жизнь герь археологов. Каждый увавдоль трассы не то чтобы бьет жающий себя водитель считаетсвоим долгом остановиться, поболтать с учеными, посмотреть на ископаемое. Практически сразу за Благовещенском начинается грунтовая дорога с хорошим щебеночным покрытием. Можно попрежнему гнать под "сотню", но уже потряхивает. Пролетаем мимо Шимановска, а дальше приметы человеческого присутствия встречаются все реже На правахрекламыРоманов (видимо, он так часто повторяет это, что произносит текст нараспев, как молитву). Она обеспечит постоянную связь между Республикой Якутия-Саха, Читинской, Амурской, Еврейской автономной, Магаданской областями, даст им выход к странам азиатско-тихоокеанского региона через порты Хабаровского и Приморского краев. Завершение строительства автомагистрали в целом это мощный импульс для структурной перестройки экономики. Дорога вдохнет жизнь в добывающие и перерабатывающие отрасли, сократит сроки доставки грузов, повысит товарообмен между областями и районами. Позарез нужна дорога и для региона. Губернатор Амурской области Анатолий Белоногов убежден, что только после ее сдачи в эксппуатацию "дальневосточный регион будет в конце концов присоединен к Европейской части России". - Сегодня мы отрезаны от всей страны. Область, например. сама себя кормит и даже имеет избыток мясо-молочной продукции. Но пока нет дороги не может продавать ее в соседнюю Читинскую область. А там пищевые продукты покупают в Китае... Наличие великого соседа, которого от России отделяет только река Амур, - еще одна причина, почему надо срочно строить дорогу. Сколько сегодня в мире китайцев - точно не знает никто. Где-то около полутора миллиардов, и на собственной территории им давно тесно. Вот и поглядывают они с надеждой на пустующие территории российского Дальнего Востока. В чем их активно поддерживает и государство: по правому берегу Амура возникают все новые и новые города, где квартиры правительствопрактически бесплатно предоставляет переселенцам из более обжитых районов. Промышленности здесь никакой, и вся их надежда - сторона российская. Открываются бесчисленные лавочки по пошиву всего на свете, в дальневосточных городах возникают огромные китайские рынки. Амурская область за двадцатый век приняла две волны переселенцев. В начале столетия сюда добровольно поехали крестьяне со всей страны - по законам столыпинской реформы каждый переселенец не только бесплатно получал большой земельный надел, но и немалую денежную ссуду в качестве подъемных. В советские времена на берега Амура поехали комсомольцы-добровольцы (кто действительно добровольно, а кто - и под усиленной охраной), чтобы построить здесь новую жизнь. Но энтузиазма хватило ненадолго, потому что надо было еще и где-то жить, и что-то есть. Сегодня, по словам губернатора, отток населения приобретает просто катастрофические масштабы ("А наше государство еще и поощряет выезжающих из области!" - возмущается он). Так что теперь вся надежда на новую трассу. Благодаря дороге в области уже появились новые ресурсы, создано несколько тысяч дополнительных рабочих мест. Что будет дальше? Дальше - расчет на то, что дорога вдохнет новую жизнь в этот регион, сделает его привлекательным... Почему бы и нет? История за последние сто лет знает немало подобных примеров. Зато нет ни одного, когда бы расцвела экономика региона, отрезанного от мира лесами, полями, реками и высокими горными хребтами...'ГИДРОНИКОТОПИТЕЛЬПмгерДсЬег••VЧТО НАДОНезависимые предпусковые подогреватели двигателя и отопители салонов на легковыеи грузовые автомобили российского и иностранного производства ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ОТОПИТЕЛИ Цены от 90 v.еvS^F*ЗЕНИТ 8000 ГТКСЕРОС4000 " С С"ГАММА ГЕЛИОСГЕЛИОС 2000 ш., 13а5J115230, « д ля8SМосква, Каширское справок: (095) 324-06-06; 324-88-60;917-19-98; 111-90-95; 324-88-68.(095) (095)E-mail: c ompany - o kma @ m ega . r upany-okma.Благовещенск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иркутск Казань Кемерово Красноярск Курск Липецк Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Норильск Обнинск (4162)44-62-57 (4232)31-89-64 (8442) 30-88-89 (0732)56-95-17 (3432)39-90-51 (3952) 20-05-30 (8432)74-26-10 (3842) 25-67-34 (3912)66-52-08 (0712)35-77-53 (0742) 77-26-67 (8152)45-49-86 (8312)56-83-44 (3832)26-77-15 (3919) 35-00-60 (08439) 6-57-75 Омск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Сургут Ставрополь Тольятти Тюмень Ульяновск Усинск Сыктывкар Уфа Хабаровск Челябинскг u(3812)56-28-05 (3422) 62-46-02 (8632) 62-42-43 (8462) 42-08-25 (812)325-58-07 (8291)72-44-22 (8652)72-32-21 (8482) 16-21-63 (3452)32-49-17 (8422) 63-54-52 (82144)48-1-77 (8212)21-13-90 (3472) 35-77-84 (4212)36-41-40 (3512) 13-19-09Региональные представители ЗАО "Компания ОКМА"Ц ентрыустановкиигарантийногообслуживанияв г. М оскве Легковые а/м. джипы, минивены м "Тушинская" тел 491-0028 м. "Улица 1905 года" тел: 259-8125 Грузовые и коммерческие автомобили м "Петровско-Разумовская" тел 488-0445 488-0275ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И АКСЕССУАРЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙАВТОКОНДИЦИОНЕРЫ, ЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ, ФРЕОН R134», ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ•ЗР 11/200025