Наши соседиАвтомобильный рынок для нас - это стабильный спрос и надежные постоянные партнеры. "Сибур" начал производство еще и резинотехнических изделий (уплотнители для ГАЗа на Саранском заводе РТИ), а такАвтор "польского экономического же пластмассовых деталей интерьера сачуда" беседует с корреспондентом лона. На этом мы не остановимся. Первый итог. После прихода АК "Сибур" на Ярославский и Омский шинные заводы рентабельность производства здесь выросла с 5-8 до 8-10% (ранее по нескольку месяцев в году шинники и вовсе работали в убыток). Выпуск шин в Омске вырос на 60%, в Ярославле - на 14%. Зарплата рабочих увеличилась соответственно на 83 и 58%. Сегодня АК "Сибур" поставляет сырье для трети выпускаемых в России шин. Фарид Давлетшин, начальник отдела новых структур ОАО "Татнефть": - Приобретая акции "Нижнекамскшины", мы хотим расширить сферу своей деятельности. Для развития шинного производства планируем вложить в предприятие 3 млрд. рублей в течение пяти лет. Сегодня рентабельность "Нижнекамскшины" на уровне 6% (что на порядок ниже, чем в нефтедобыче). Мы поднимем ее до 10%. К концу 2005 года надеемся довести прибыль "Нижнекамскшины" до 500 млн. рублей в год. БУДЕТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ? И все же сказать, что сырьевики ринулись на автомобильный рынок, было бы, пожалуй, слишком громко. Хотя, похоже, тенденция обозначилась. Нефтяные и металлургические "короли" - это необходимые для модернизации деньги, дефицитное сырье, квалифицированные кадры (финансисты, маркетологи, торговые агенты). И как следствие - возможность автопрома обрести состоятельных союзников. В ближайшие годы мы наверняка услышим о новых приобретениях сырьевиков. На это указывают два обстоятельства. Первое - большинство российских автозаводов не имеет денег на развитие. Второе - западные инвесторы вкладывать свои капиталы не торопятся. "Дженерал моторе" и ФИАТ выжидают: рискнуть ли им на масштабные проекты с ВАЗом и ГАЗом? Не исключено, что эту затянувшуюся паузу вдруг прервет, скажем, "Газпром" или "Лукойл". Между прочим, интерес сырьевиков к автомобильной промышленности естественным образом должен вылиться в рост курса акций автозаводов. Уже появилась информация о том, что на рынке началась скупка ценных бумаг ВАЗа и ГАЗа. Но это уже отдельная тема.ЗР.ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ СТРАНУ- В стране вас называют "символом новой действительности", но при этом относятся к вам очень по-разному. На днях я разговорился с уличным торговцем одеждой - он считает, что Бальцеровичу надо было медленнее проводить реформы. А возле лотка стоял "Ауди100", подержанный, но еще очень приличный. Я спросил пана Андрея, на чем он ездил в 89-м, когда началась "шоковая терапия". Оказалось, на "Сирене" (вы лучше меня знаете этот польский автомобильчик с двухтактным мотором от пожарного насоса). Были ли вы готовы, начиная свои реформы, к человеческой неблагодарности? - Реформаторы экономики не могут рассчитывать на всеобщую поддержку. Первоначальная эйфория быстро проходит, ибо далеко не каждый в состоянии использовать новые возможности. Кроме того, реформы вскрывают много проблем, которые не были раньше заметны. Та же безработица, по сути, существовала и до реформ, но в другой, неявной форме. - Вы выступали против льгот, зато за снижение налогов, и это не вписывалосьЧудо... Не слишком ли громко сказано? Судите сами. В 1989 году в Польше свирепствовала гиперинфляция - цены товаров выросли в 30 раз. Прилавки - как, впрочем, и карманы граждан - были пусты, страну лихорадило от забастовок. Сегодня средняя зарплата достигла 2000 злотых (460 долларов). Каждая вторая семья имеет "самоход" - автомобиль. Ежегодно поляки покупают примерно 600 тысяч машин, класс которых на глазах растет. Пять лет назад половина варшавян ездила на "полонезах" и "малышах" (так здесь называют крохотный ФИ AT-126, четверть века выпускаемый в городе Бельско-Бяла). Нынче этих реликтов автопрома меньше 15%. Кстати, "Малыш" до конца 2000 года будет снят с производства. Называть ли эти перемены "чудом" дело вкуса. В стране остается много острых нерешенных проблем. Однако вполне очевидно, что переход Польши к капиталистической экономике, которую у нас стыдливо называют "рыночной", оказался самым успешным в Восточной Европе. А отцом успеха был 42-летний профессор Бальцерович.•Наша справка ЕШЕК БАЛЬЦЕРОВИЧ родился в 1947 году в семье фермера. Окончил Высшую торговую школу в Варшаве, затем учился в США. В 1989 году был приглашен в Англию преподавать в университете, но перед самым отъездом получил предложение войти в первое некоммунистическое правительство в качестве министра финансов и вице-премьера. Двое кандидатов успели ол<азаться, считая экономическую ситуацию безнадежной. Бальцерович после нелегких раздумий согласился. За 800 дней он со своей командой методом "шоковой терапии" вывел Польшу из кризиса на путь экономического развития. С 1997 до лета 2000 года вновь занимал в правительстве те же посты. Председатель правоцентристской партии "Уния вольности" ("Союз свободы"). С августа 2000-го - шеф группы экономических советников президента Грузии. В1998 году Европейский институт в Вашингтоне присудил профессору Бальцеровичу звание "Самый выдающийся европеец года".Лзр ii/aooo79 ЭКОНОМИКАНаши соседи- В 1978 году югославскую "Заставу". -Уменя впечатление, что Берлинская в привычное понятие "социальная спраА стена сейчас проходит через Брест - в экокогда я первый раз вошел в правительведливость". ство, у меня был ФИАТ-126 (смеется). Как - Социальная справедливость - реномическом смысле. Польша экспортирувице-премьер я пользовался служебным альная, а не мифическая - состоит в помоет в Россию лишь 2,4% своих товаров. щи тем, кто действительно в ней нуждает- Сокращение объема торговли закоавтомобилем, но в выходные все равно зася. И самая лучшая помощь - создание раномерно, ведь прежде он был искусственводил своего "Малыша". бочих мест. но завышен: соцстраны, будучи изолиро- Дорога богата стрессами. Како - Чем объяснить, господин професваны от Запада, торговали преимуществам особенно памятен? венно между собой. Мы в Польше очень сор, активность в Польше иностранных - Это было в Риме во время официальзаинтересованы в торговле с Россией, а ного визита. В перерыве совещания итальинвесторов? - Очень важно, как инвестор оценивает значит, и в экономическом успехе вашей янские хозяева предложили выпить кофе, стабильность в стране - политическую, экостраны - ведь объем торговли в огромной ия неосторожно согласился. У них, видимо, есть особое место, куда возят на кофе номическую и общественную. Большое знастепени зависит от развития экономики. чение имеют, конечно, и законы об ино- Ваш прогноз: будут ли польские авофициальных гостей, потому что пришлось странных инвестициях, но если первая оцентомобили экспортироваться в Россию? ехать несколько километров против движека будет отрицательной, никакой заманчи- Это зависит от их конкурентоспония по одной из главных улиц. Полиция агвый закон не сможет это компенсировать. собности и от того, не будет ли с российрессивно сгоняла с дороги все автобусы и - Обвиняли ли вас в "распродаже ской стороны искусственных таможенных автомобили, возникли пробки и неразберибарьеров. Думаю, это вопрос времени. ха. Я хотел отказаться от кофе, но было страны" иностранцам? - Такие обвинения со стороны популиРавно как и рост экспорта российских мапоздно... Во многих странах обращение правительственной охраны и полиции с востов и националистов типичны. Но в Польшин в Польшу. ше общество их не поддержало - ведь ра- По-моему, у поляков сложилось дителями выходит далеко за рамки допустимого у нас, в Польше. Так, во Франции ботники предприятий с участием инопредубеждение против российских автомотоциклисты эскорта с силой бьют дубинстранного капитала быстро убедились на мобилей. своем опыте, что там и труд лучше органи- Я так не считаю. У меня самого ококами и пинают специальными ботинками зован, и заработки выше. К слову, немцев ло середины 90-х была пятидверная "Ламашины, не успевшие уступить дорогу. давным-давно не волнует, что "Опель" да-Самара", и она в своем классе меня - Чувствую, вам вообще не по душ принадлежит "Дженерал моторе". вполне устраивала. Позднее, когда в роль пассажира. - В России и других странах СНГ инПольше повысились жизненные стандар- Да, очень люблю сам быть за рулем. ты, весторов отпугивает, помимо прочего, нея пересел на "Хонду-Аккорд". А сейчас - Ваша жена вам не конкурент? у возможность купить землю, на которой меня "Тойота-Авенсис". - У Евы свой автомобиль - "Ниссанстоит завод. Решен ли этот вопрос в - Когда вы купили свой первый автоМикра". Она женщина самостоятельная. Польше? - Кто она по профессии? мобиль? - Тоже экономист. Но дома мы не гово- Землю у нас можно купить с разрерим на профессиональные темы (смеется). шения правительства. Или арендовать ее Наша справка на долгий срок - скажем, на 99 лет, что пра- А дети не пошли по стопам родите А ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА РЕФОРМ В ПОЛЬШЕ ктически то же самое. Я считаю, в России с лей? с ее 38-МИЛЛИОННЫМ населением было ее огромной территорией приобретение зесоздано более 1 миллиона малых частных - Аня пока учится в школе и професмли вообще не должно быть проблемой. сию еще не выбрана. А Войтек - студент фирм. Одновременно начался приток Варшавского университета, будущий иностранных инвестиций. Только в 1999 го-~"«*OUtt: юрист. Ближе всех к экономике Мацей, ду они составили 8 миллиардов долларов, Варшава-2000 мой сын от первого брака: он руководит в 2000-м ожидается 10 миллиардов. фирмой, оказывающей бухгалтерские услуги. - В детстве вас как сына фермер дразнили "кулаком", и вы дрались с обидчиками. Наверное, Войтеку, сыну р форматора, тоже доставалось от свер ников? Я не успел задать этот вопрос свое собеседнику, время которого расписан по минутам. Но вот ответ пани Евы Бал церович: - В начале реформы старшие ребята несколько раз били сына или оплевывали: это, мол, "за твоего отца"! Значит, реформа задела интересы их родителей. Мы были к этой неизбежности готовы. Иногда муж слышал на улице оскорбления в свой адрес. Но, случалось, и аплодисменты... Леонид САПОЖНИКОВЗ