ЭКОНОМИКАНовые собственникиАВТОБУСЫ ОТ... "СИБАЛ ШИНЫ ОТ... "ГАЗПРОМА",Нефтегазовые и металлургические компании начали скупать автомобильные заводы и предприятия комплектующих изделий.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ НА ВЫДАНЬЕ Кому нужна эта автомобильная промышленность? - вопрошали эксперты и комментаторы ведущих российских СМИ еще три-четыре года назад. Отсталые технологии, низкое качество, гигантские непроизводственные затраты на социальную сферу (те самые детсады...), большие долги всем (бюджету, банкам, собственным рабочим, поставщикам...). В общем, об инвестиционной привлекательности нашего автопрома никто даже не заикался. Правда, сразу несколько крупных иностранных компаний объявили было о масштабных проектах с ГАЗом, ВАЗом, "Ижмашем", "Москвичом", но вот грянул кризис, и былые планы заморожены. Российский автопром остался в гордом одиночестве. Однако в 1999 году на автомобильном рынке появились новые инвесторы, чей интерес к автопрому оказался полной неожиданностью. Это российские нефтяные, газовые и металлургические компании. С недавних пор они начали оказывать большое внимание предприятиям по производству автомобилей и комплектующих. "Газпром" через свою "дочку" "Сибур" распространил влияние на два шинных завода - Ярославский и Омский, "Татнефть" в настоящее время приобретает акции "Нижнекамскшины", а группа "Сибирский алюминий" стала собственником ОАО "Павловский автобус". Автор статьи встретился с сырьевиками, чтобы выяснить причины столь неожиданного интереса к российскому автопрому... АВТОБУС - ЭТО ВЫГОДНО, СТАБИЛЬНО, ПЕРСПЕКТИВНО... Егор Андреев, генеральный директор ООО "Руспромавто" (компании, представляющей интересы "Сибирского алюминия" в ОАО "Павловский автобус"): - Почему-то в России сложилось ложное мнение, что зарабатывать 78 и/2000 зр ^ ^ серьезные деньги можно только на нефти, газе и золоте. ПАЗ - не менее В этом сегменте рынка главперспективный и привлекательный с ное не акции, а сырье. Мы владеем и сырьточки зрения большого бизнеса завод. ем, и готовой продукцией. Ярославский и Автобусы - это прежде всего стабильОмский заводы формально не принадлежат ный рынок. Парк в России безбожно ус"Сибуру", но более половины своих шин детарел, значит, спрос на новую технику лают для нас из нашего же сырья. То есть обеспечен. К тому же есть хорошие возмы проводим сырье по всей цепочке, а на можности для экспорта. К нашим услувыходе получаем готовое изделие, необхогам Восточная Европа, Латинская Амедимое автопрому. Конкурентов у нас нет, рика, Иран, Ирак. Северная Африка, Инпоскольку тот же синтетический каучук в докитай... Какие еще плюсы? Российбольшом дефиците и каждый из шинных заский рынок автобусов не освоен - здесь водов бережет своего поставщика как зенинет по-настоящему сильной конкуренцу ока. Зачем нам шинная промышленции. Добавим сюда вполне приличную ность? Да, заниматься производством порентабельность - около 20 процентов - крышек, когда простая торговля сырьем мои получим отличное поле для развития и жет приносить 100-200-300 процентов припроцветания этого производства. Мы не были, действительно абсурдно. Это не сказимеем на ПАЗе сиюминутных интересов. ки: в прошлом году наша продукция - сжиУ нас достаточно ресурсов, чтобы не заженные газы (пропан, бутан, гексан) - стоивисеть от немедленных прибылей - мола 90-100 долл. за тонну и мы экспортирожем их подождать. За машиностроением вали ее (23% от общего выпуска уходило за границу). Сегодня сжиженные газы стоят будущее. Первый итог. Проектная мощность 325-380 долл. за тонну, но мы уже почти не ПАЗ а - около 9000 автобусов в год экспортируем их, а вкладываем сырье, в ча(в 2000 году будет выпущено около стности, в шинную промышленность, хотя 7200 шт.). Общий объем продаж в денежрентабельность здесь совсем не велика ном выражении - 130-150 млн. долл. 8-10%. Тем не менее, это не благотворив год. С приходом на завод менеджеров тельность. Просто мы смотрим в будущее. "Сибирского алюминия" производство авВо всем мире продукция так называемого тобусов увеличилось с 420 до 750 шт. глубокого передела приносит большую прив месяц. Рентабельность выросла с 8,5 быль, чем примитивная торговля сырьем. до 21,8%. Балансовая прибыль - на 50%. Наша стратегия - извлекать максимум приБолее чем на 11% снизились затраты на были из тонны сырья. рубль товарной продукции. До конца нынешнего года новые хозяева завода планируют вложить 10 млн. долл. в обновление производства. ОТ СКВАЖИНЫ ДО ПОКРЫШКИ Владимир Разумов, вице-президент АК "Сибур": - Может, вам покажется странным, но нам не принадлежат акции шинных заводов. Чтобы в стране производство автомобильных шин стало прибыльнее того же нефтяного бизнеса, нужен масштабный экспорт. Уже сегодня мы можем вернуть утраченные рынки: Вьетнам, Латинская Америка, Ближний Восток, Восточная Европа. Но экспансия на Запад без модернизации производства обречена. Понимая это, мы дали кредит Ярославскому заводу на приобретение оборудования у "Матадора".