66
67
68
69
с^ыоппи^Многим приходится судить о концепт-карах лишь по внешнему виду на фото в журналах. А ведь внутри интересного не меньше - каждая кнопочка в салоне так и уговаривает: нажми меня.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Давайте осмотримся в салоно заменить виртуальными обнах нескольких машин будущего разами: сиденья, плафоны, всяи "подергаем'' рычажки. Правда, кие полочки... Начнем, пожалуй, рычажков и кнопок в привычном с багажника. Фирма "Форд" свосмысле этих слов остается все ими двумя концептами демонстменьше. Их функции совмещаютрирует гибкий подход. Создатеся либо делегируются экрану ли модели "021 С" (21 Century компьютера, чувствующего приXXI век) решили, что ив будукосновение хозяйского пальца к щем путешественнику не обойодному из пунктов виртуального тись без чемоданов, и для удобменю, либо... машина просто слуства сделали грузовой отсек сешается голоса (так что - поостодана выдвижным, наподобие ящика письменного стола. Разрожней в выражениях!). работчики "24-7" (то есть автомобиля, нужного 24 часа в суЧЕМОДАНЫ тки 7 дней в неделю) превратиИЛИ ТЕЛЕВИЗОР? Посмотрим на традиционли откидывающийся пол багажника в... огромный экран теленые детали, которые невозмож66 11/2000 ЗРА ты задвинул багажник? такой вопрос не покажется в будущем странным ("Форд 021 С").визора. По их мнению, автомобиль в будущем будет парковаться прямо в гостиной, где без "ящика" не обойтись. Поворачивающееся кресло водителя - очевидность, которая сегодня доступна даже на "Оке", а вот внутреннее устройство самого современного сиденья достойно ознакомления. Например, в "Мерседес-Бенце" S-класса под дорогой натуральной кожей спрятались электромоторы, изменяющие положение даже не подушек сиденья их отдельных элементов. Ком- пьютер запомнит посадку каждого из водителей в семье и автоматически воспроизведет настройку, опознав седока по индивидуальному коду на пластиковой карточке, заменяющей ключ зажигания. (Кстати, разработаны системы, где роль ключа выполняет ваш палец дактилоскопия служит и автомобилистам!) Разумеется, есть подогрев, а вот вентиляторы, продувающие подушки сквозь микроотверстия, и мешки пневмомассажеров еще не стали привычными. Любителей курить за рулем подстрахует спрятанный в сиденье огнетушитель. Кстати, кресло "обслуживает" не только водителя: в спинке или подголовнике вполне может оказаться дисплей компьютера и даже телевизор для сидящего сзади пассажира. Поскольку просматривать передачи в полной темноте вредно, а блики от плафона могут мешать как зрителям, так и водителю, становится модным мягко светящийся... потолок. Тут на помощь конструкторам пришли так называемые органические светодиоды - OLED (ЗР, 2000, № 9). ОТРАЖЕНИЕ ПРОГРЕССА Салонное зеркало теперь не нужно отклонять вниз, что-Устраивайтесь поудобнее, сейчас подгоним телевизор... ("Форд 24-7").бы уберечься от ослепления фарами сзади: покрытие само потемнеет под их яркими лучами. Но зеркалам поручат и впрямую следить за безопасностью движения. Мигающий оранжевый огонек просигнализирует водителю - задуманное перестроение опасно, сзади приближается автомобиль! Специальный радар (или видеокамера) заднего обзора не имеет "мертвых зон", а компьютер с программой распознавания образов отличит реальную опасность от мнимой и не будет зря пугать водителя. Но... при всем совершенстве радар не поможет недисциплинированному шоферу: режим предупреждения активируется вместе с поданным сигналом перестроения, а всегда ли мы включаем "поворотник" перед маневром? Полную свободу фантазии проявляют дизайнеры в отношении панели приборов. Одно, пожалуй, ясно: реальные циферблаты уступят место виртуальным образам. Но вот насколько эти образы будут похожи на... приборы? В "СЕАТСальса", например, сохранены привычные круговые шкалы, в городском проныре "БертонеАй Слим" на выбор предлагаются самые разнообразные варианты вплоть до "кубика Рубика" со спидометром-тахометромтермометром на гранях. А вот в "24-7" (том, что с телевизором в багажнике) все "торпедо" сплошной дисплей! Видимо, из уважения к старшему поколению приверженцев "Форда" в модели "21 С", напротив, оставили круглые стрелочные приборы (!) и кнопки. КОМФОРТНО ВСЕМ! Если вам стало жарко от обилия новинок, может, включим климат-контроль? Это уже не банальный кондиционер, дующий ледяным воздухом через дефлекторы. ВоздуховодыСвет мой, зеркальце, скажи, не обгоняет ли кто слева? На ночном фото инсценированной "подрезки" хорошо виден оранжевый пунктир работающего в левом наружном зеркале сигнала. (Разумеется, аналогичный прибор установлен и справа.)ЕРЖИТ НАС НА ЗИМНИХДОРОГАХ :IRELLIЗР 11/2000 67 ТЕХНИКАОбозрение пронизали весь салон и подают прохладу (или тепло) каждому седоку индивидуально с учетом "солнечной активности" в каждом уголке салона! Надо лишь скомандовать на одном из европейских языков, и система установит заданную температуру и влажность. Слово "контроль" прилепилось не только к климату. Есть еще круиз-контроль, парк-контроль. Последний - это ультразвуковой локатор, предупреждающий об опасном сближении с препятствием при парковке; а про круиз-контроль знают многие владельцы иномарок. Уже давно под этим термином понимают несложную, по сути, систему, автоматически поддерживающую заданную скорость. Но теперь компьютеры с радарами пришли и сюда. Например, они корректируют скорость с учетом реальной дистанции до впереди идущей машины. Как только расстояние начнет опасно сокращаться, автомат сбросит газ. Недостаточно - раздастся звуковой сигнал и автомобиль притормозит, если водитель сам вовремя не отреагирует.Робот-сиденье "Мерседеса" сделает массаж, потушит оброненную сигарету, покажет интересную передачу пассажиру.невозможно проехать! (Кстати, вые навигаторы, коих развелось на железных дорогах подобная великое множество: с большими система действует уже давно.) или маленькими экранами, разРаз уж заговорили об говаривающих с водителем "меопасностях, коснемся новшеств таллическим голосом" или попив системах пассивной защиты. скивающих. как тамагочи. В посВот-вот эти устройства начнут леднее время их стали наделять действовать не в момент столкновыми, не свойственными рановения, а за несколько миллинее функциями. Случись, не дай секунд до него! Датчики успеют Бог, авария этот "черный распознать неотвратимость ящик" сам пошлет вызов служудара или опрокидывания и забам спасения с указанием точранее натянут ремни безопасных координат бедствия, а заодКАМО ГРЯДЕШИ? Инженеры идут дальше и ности или выдвинут защитную но и... запишет все ваши действия для последующего разбора предлагают оснастить светодугу в кабриолете. форы специальными антеннаИтак, скоро можно будет в дорожной инспекции. Если ми: перед сменой сигнала они чувствовать себя в полной безовпереди образовалась пробка, передают информацию на пасности и ехать... Но куда, собнавигатор вовремя "узнает" о адаптивные системы круиз-конственно? Помочь с выбором ней, уведомит водителя, предлотроля... и на "красный" вообще маршрута призваны спутникожит маршрут объезда.Статистика неумолимо свидетельствует: одной из основных причин аварий становится превышение скорости. Выход? Не нарушать. Не можешь - заставим, решили разработчики системы ISA (Intelligent Speed Adaption) и... выпустили джинна из бутылки. Суть идеи проста: спутниковый навигатор всегда точно знает, где находится автомобиль; заложить в его базу данных зоны с ограничением скорости - не проблема. Остается только соединить выход электронного блока с "педалями" газа и тормоза. Такое нововведение, однако, граничит с покушением на права человека, что вызвало вокруг ISA жаркиеКаким будет "Торпедо", похоже, не знает пока никто. Слева направо: "Форд 24-7"; "СЕАТ-Сальса"; "Бертоне-Ай Слим".6811/2000 ЗР споры. В качестве эксперимента власти голландского Тильбурга установили систему в 20 подопытных машин. В городе и окрестностях действуют четыре степени ограничений: 18 км/ч (около супермаркетов). 30 км/ч (вблизи школ и тому подобных объектов), 50 км/ч (на прочих улицах) и 80 км/ч (на пригородных дорогах). Все они введены в память компьютера, и соответствующий светодиод показывает ваше присутствие в одной из зон. Можно сколь угодно топтать педаль газа - машина быстрее не поедет. На всякий случай справа на панели прибора находится большая красная кнопка аварийного отключения системы - иногда только энергичный разгон, невзирая на знаки, может уберечь от ДТП. Привыкнуть к спутниковому "пастуху" оказалось несложно, более того, добровольцы отметили и положительный эффект.Например, одна из жительниц благодаря ISA впервые не заплатила ни одного штрафа за два месяца: "В обычной машине даже не замечаешь, как часто становишься нарушителем". Роботизированное сиденье... Ябеда-ISA... Занудаштурман... Виртуальная панель.... Чтобы не ошеломить нашего читателя грядущими переменами, напомним: достовер,ность прогнозов относительна (а любой концепт-кар, по сути, именно прогноз... о четырех колесах). Что-то сбывается, а чтото так и остается в книгах фантастов да на подиумах автосалонов. И все-таки, может, следующему поколению водителей будет сподручнее смотреть на парящий перед ветровым стеклом полупрозрачный спидометр, расслабленно сидя в снабженном интеллектом кресле... причем во время массажа?пронизывают чем подача воздуха в каждом регулируется индивидуально. Немудреная панель электронного "пастуха" ISA вся подчинена красной кнопке.•Поставь зимние шины Пиреллив магазинах Пирелли Ки ПойнтМОСКВА•ФК-МоторС Нопо> * МКАД. Cwap. ТВ-Й ш \ Д*миро«*о« шоо*. 159а / »4в32418 • -ФастВмпсДлтуфьтомш., 58 =«25044САНКТ-ПЕТЕРБУРГ/ •гн с*р»всПмочкм Мб. ,30 » 327 52 И •a-CiwiicСмари) лр (АЗК Не*»] «5МН0В- *т*тш,Лич—тзвдсю* пр., 38 о 213 55 12 / / *• -Строгв-о« и Ко.п I пас.вкптшт, цп. Тпятал, 28 J = « 3 00 54 Ю - «taw» "Р.. 40 ««277951 • ^^^^ШfapsV/#.Тор-с(Агторинм яр. Эиерг* • 324 43 4134*4*-Щ**монтRUEAD J ВЫБОРБАЛАНСИРОВКА»(IO2)33U0e ДТ-» кшкжные челны^пос ГЭС г 13 • [85521 41 57 *з СМР А. А ААЗР11 /200069