АКТУАЛЬНОПотребитель"ОТЗЫВЧИВЫЙ" ВАЗБесплатная замена бракованных деталей обойдется вам... в 70 рублей.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВВсе началось с того, что пронырливые журналисты раздобыли конфиденциальную информацию: ВАЗ разыскивает партию машин для замены, возможно, дефектных деталей рулевого управления и ходовой части. Список моделей и номеров для запчастей разыскиваемых автомобилей немедленно появился в сети Интернет (см. ЗР, 2000, № 10). Тогда же мы сверили номера редакционных машин и вот совпало! Универсал ВАЗ-2111 одного из наших сотрудников оказался в "черном" списке... Однако завод открыто об отзыве не объявлял. Сведения о потугах Тольятти загладить упущенный дефект были фактически "шпионские", в прессу они попали по неофициальным каналам. И главное, никакого подтверждения информации не последовало. В пресс-службе ВАЗа нам заявили, что завод к этому отношения не имеет. И все же - слух или нет, а ездить уже боязно. Не мудрствуя лукаво, решили позвонить на любую гарантийную станцию и спросить "в лоб": можно ли приехать по "отзыву"? Набираем номер АО "Северянин АвтоВАЗ". Инженер по гарантии, ничуть не удивившись вопросу, уточняет номер для запчастей и через мгновение: "Приезжайте в любой день с восьми утра". евушка-приемщица первым делом интересуется: "Вас ГАИ к нам направиВ ответ киваем (хотя ничего подобного не было). Авто20 11/ЭООО ЗРЙквадратный сантиметр промасленного пола. "^7K-C«- 0 0 Лирическое отступСунулись в дверь с надпиление. Фирменная вазовская сью "Инженер по гарантии": "Вы станция - полигон для испычто, не видите? Занят, подожВАЗ действительно разыскитания эго. Попробуйте здесь дите за дверью..." Ждем... Чевает бракованные машины чепочувствовать себя человерез некоторое время: "Чего хорез ГИБДД (подробнее см. ЗР, ком, личностью... Вот перед тели? Ждите, к вам подойдут". 2000, № 10), но ждать официглазами мелькают спины в Ждем, ждем... Наконец, хватаального письма из дорожной спецовках. Попытайтесь пойем за рукав какого-то парня в инспекции, разъезжая с дефемать чей-то взгляд, останоспецовке, и он отправляет нас ктом в рулевом управлении, вить внимание, вызвать хоть на ремонтный пост. Еще через лично у нас - никакого желакакой-нибудь интерес к своей некоторое время подходит масния. "Въезжайте". На въезде персоне. Да появись здесь тер: "Ну, и что вам сделать?" мойка. "С вас 60 рублей". "Да сама Химера, извергая искры "Это мы у вас хотели спросить. "мы" чистые...". "Ну и что?" из глаз и огонь изо рта... и та Машина попала под "отзыв"... Мойщик пристально посмотрел потерпела бы полное фиаско. "Так вы не знаете? Гм..." - и на нас. Молчаливые и уверенЧто уж говорить о нерешиулетучивается. Ждем... ные взгляды сотрудников ЗР тельном "чайнике"? Он проНеожиданно появляется (недаром закон "О защите прав сто обречен часами стоять другой мастеровой и начинает потребителей" - наша настольсреди подъемников, бросая разбирать рулевую колонку. ная книга) показались собеумоляющие взгляды на проСпрашиваем: "Что за деседнику со шлангом в руке убебегающие мимо спецовки. фект?" Отвечает: "Стяжной дительными: "помывку" мы миЕго Величество Безразличие болт не из того материала. новали бесплатно. пропитало здесь каждый Сейчас поменяю". "Вы нам только его на память оставьте - он нам дорог", - просим мы, поскольку уже зачислили его в число редакционных реликвий. "Болт я вам не отдам, твердо заявляет "спецовка" и прекращает работу. - Идите к директору". Заходим в приемную. "Подождите", - отозвалась секретарша и понесла директору поднос с кофе. Сквозь приоткрытую дверь слышим, как она объясняет: "К вам клиент...". Через полминуты нас успокоили: "Директор о вас знает", - и секретарь исчезла в недрах коридора. Ждем... Дверь кабинета директора открывается, и в приемную выходит некто с мобильным телефоном на поясе. Глянув поверх наших голов, некто направляется к шкафу, достает три водочных стопки и возвращается в кабинет, предусмотрительно заперев за собой дверь. Видать, мы не вовремя... олт нам так и не отдали. Но, спасибо, хоть новый прикрутили. Идем забирать техпаспорт. Девушкаприемщица: "С вас 10 рублей". - "За что?" - "За оформление заказ-наряда", - ничуть не смущаясь, она демонстративно откладывает подальше наш техпаспорт (мол, хотите поспорить?). Да. невелики деньги, но "малость" не оправдание. Однако это уже отдельная тема (мы обязательно к ней вернемся), а пока все же платим и отправляемся домой. Вот истинно российский отзыв. Мы испытали его на себе. В нашей сервисной книжке появилась запись: "Замена стяжного болта по предписанию АвтоВАЗа № 14-200". Этот болт стоит от силы 10 рублей, и заменить его самостоятельно сможет даже школьник (впрочем, пусть учащиеся не примут эти слова как рекомендацию к действию - лучше доверить это дело профессионалам). За "бесплатную" замену этого болта на СТО "СеверяБнин АвтоВАЗ" берут 70 рублей! 60 - за мойку и 10 - за заказнаряд. Неплохо наживаются дельцы от сервиса на "бескорыстном" отзыве - 600 процентов прибыли! И это при том хамстве, наглости и беззаконии, что приходится испытывать при этом потребителю. Мировая практика "рекола" предполагает два условия. Первое: широкое информирование общественности через средства массовой информации. (Несколько моделей из многих отзывавшихся - на фото в начале статьи.) Второе: отсутствие каких-либо дополнительных трат со стороны потребителя. Рискнем предположить, что вазовская манера разыскивать дефектные машины кулуарно, через ГИБДД, не совсем эффективна. Многие потребители могут так и не узнать о том, что им требуется прибыть на СТО. Автомобили в России бесконечно перепродаются по доверенности, отдельные экземпляры попадают за границу, хотя бы в СНГ - будет ли местная милиция рассылать предписания? Владельцы этих машин могут просто уехать в многодневное путешествие, даже не подозревая о том, что их разыскивает дорожная инспекция. а фоне других заводов в России АвтоВАЗ смотрится солиднее - он хотя бы разыскивает бракованные автомобили, что само по себе уже немало (и достойно похвалы). Однако в этой закрытой от потребителя системе вазовских предписаний слишком много всяких "но". Самое неприятное в том, что завод отбрыкивается от "отзыва" даже тогда, когда список номеров и моделей дефектных машин уже попал в печать. Если мы хотим двигаться в сторону цивилизованного рынка - надо избавиться от всех этих неясностей и перейти к открытому, публичному отзыву бракованных машин. Слово за заводами. Ждем...Что нужно знать о моторном маслеМасло нужно менять Масло должны делать профессионалыНе секрет, что качество масел напрямую зависит от компании-производителя: наличия у него собственной / / добычи и переработки нефти, заводов по производству масел и смазок, исследовательских центров и лабора- , торий. Только крупные компании в настоящее время способны конкурировать на рынке, не продавая суррогатов по заведомо низким ценам, а производя высокотехнологичные продукты высочайшего качества. Одним из крупнейших европейских производителей смазочных материалов является хорватская нефтяная компания INA — Industrija Nafte d.d. Нефтеочистительный завод в г. Риека работает с 1883 года. Традиция, огромные знания и опыт, развитие и совершенствование продукции и процессов, непрестанная забота о рынке и потребителях — все это привело к достижению высочайшего качества продукции. Переработка нефти осуществляется на трех нефтеочистительных заводах вблизи городов Риека, Сисак и Загреб. Эти заводы производят базовые, моторные, трансмиссионные и различные индустриальные масла, присадки, консистентные смазки, топливо и широкий спектр других нефтепродуктов. Качество продукции, соответствующее лучшим мировым стандартам, достигается за счет передовых технологий, современного оборудования, квалифицированного персонала, сильной научно-исследовательской базы. На протяжении многих лет продукция INA получает допуск на применение от таких известных концернов, как General Motors, Mercedes-Benz, Volvo, BMW, Iveco, Volkswagen-AudiSeat, MAN и многих других. За новизну и высочайшее качество продукция компании INA удостоена многочисленных наград таких крупнейших международных выставок, как Eureka в Брюсселе и INPEX в Питтсбурге. О высоком качестве свидетельствует и сертификат ISO 9001, выданный фирмой Bureau Veritas Quality International заводам фирмы INA. Моторные масла INA успешно прошли сертификацию в России. Теперь ив России можно приобрести полный ассортимент синтетических, полусинтетических и минеральных масел для всех видов автомобилей.НПредставительство INA в России: Тел.: (095) 797-4290/91/92 Официальный дистрибьютор INA в России: Тел.: (095) 453-9577, e-mail:
[email protected] Приглашаем ксотрудничеству дилеровDЗР 11/200021