122
123
СПОРТ и отдыхПутешествиеПРО АМЕРИКУПовезло мне - съездил вместе со своими учениками в Америку. Две недели жили в семьях, культурный обмен, экологическая учеба...Михаил АЛЕКСЕЕВ1111 111 ,mi щ iijiЕЯlllll1**11ИШ.|И~~~~~~~Т—• —. *<вя _^щш^ . „Мой автомобильный стаж невелик всего два года. В общем, не обессудьте впечатления непрофессионала: то, что бросилось в глаза, о чем расспрашивал гостеприимных хозяев - американских учителей Джона и Джин Левандовски, Клифтона Питерсона и Нэнси Бранс. ПРО ДОРОГИ Небольшие по населению города занимают обычно изрядную площадь: дело в том, что большинство жителей здесь только работает или владеет бизнесом, а живет вокруг городов на своих участках в отдельных домах, неплотно, сосед от соседа поодаль. Дороги с развязками, подъездами к домам и магазинам, стоянками занимают гораздо большую площадь, чем у нас. Объезжали по кольцевой 400-тысячный Миннеаполис - это будет поболее, чем кольцевая вокруг Москвы. Я спрашивал своего друга Джона, какую зимнюю резину, шипы он использует в северной Миннесоте. Он ответил, что резину на зиму не меняет, дороги хорошо чистят дорожная служба и сами люди, живущие на своей земле, расположенной вдоль 122 и/2000 ЭРдороги. Всюду между прочих знаков висят призывы 'поддерживать порядок на своих двух милях". ПРО ЗНАКИ Вообще на дороге не скучно - знаков, информации великое множество. При въезде в город на табличке под его названием указано число жителей, например в нашем городе Уокере - 950. При этом в местной школе учится более 1000 детей со всей округи с населением под 5000 жителей. Большинство знаков понятны и похожи на наши, пожалуй, даже более доходчивы: кроме цифр или пиктограммы знак всегда содержит краткий текст, например "50 - максимальная скорость" (это мили в час "по курсу" 1 миля за 1,5 км). О каждом нерегулируемом перекрестке предупреждают трижды (как у нас перед железнодорожным переездом), при этом используют сокращение, которое я без подсказки не понял: "Trail Xing", в смысле Crossing, где X означает Cross - крест. В одном месте вдруг замелькали таблички: мол, нельзя ездить, лежа на руле. "Как это понимать?" - спрашиваю у Клифтона, который на четвертом или пятом часу пути как раз устало полулежит на руле (дорога, само собой, прямая). Но Клифтон объяснил, что это пишут для велосипедистов, а то бывают случаи... Всюду яркая и четкая разметка. Не везде, но очень часто выезд на обочину или перестроение в другой ряд сопровождается ощутимой тряской от специально выдавленных в асфальтобетоне ямочекхолмиков. ПРО АВТОМОБИЛИ В больших городах все машины новые и блестят, в глубинке не стесняются иногда ездить на ржавых и помятых. Много вседорожников, пикапов, мини-вэнов. Впечатляют, конечно, огромные грузовики, похожие на самолеты и поезда-экспрессы одновременно. У принимавшей нас школы - 15 огромных желтых автобусов, внутри довольно аскетичных, сзади - приспособления для погрузки-выгрузки инвалидных колясок. Автобусы в Америке, как правило, трехосные. Еще у школы - три "Форда" мини-вэна, куда нас помещалось вместе с водителем по восемь-девять человек. Автобусы водят специальные водители, а мини-вэны все, кому надо по работе: нас на них возили сами учителя. Молоденькая Нэнси приезжала на огромном "тойотовском" вседорожнике, у многодетного Клифтона в гараже три или четыре разные машины - японский седан, пикап, грузовичок и еще что-то, но обычно он ездил на мини-вэне "Шевроле", на котором и мне дал порулить. У моих хозяев Левандовски в стандартном, встроенном в дом гараже с радиоуправляемыми воротами всего две машины на двоих: у Джин - изящная старенькая (лет десяти), но очень динамичная "Мазда"купе. у Джона - двухлетний седан "ФордЭскорт". скромный, за 14 тысяч - 2-литровый движок, механическая "пятиступка", электропакет, подушки безопасности. Багажник - пуст и чист, запаска, видно, где-то внизу, а где хотя бы домкрат, насос и баллонный ключ - сам яв машине найти не смог, а спросить не решился. Когда я попросил Джона поднять капот и показать мне, что там и зачем, он, 50-летний мужик с инженерным образованием, с 14 лет за рулем, полез за инструкцией и, уверенно ее листая, показывал мне, где бачок с "тормозухой", а где воздушный фильтр. Я сам уже догадался, спасибо родному автопрому за ежедневную практику. Понравилось, что у многих машин изза передней решетки можно достать штатный провод с разъемом, чтобы зимой в гараже подогревать двигатель перед пуском. Машин, стоящих на обочине с поднятым капотом, за две недели не видел ни одной: ну не освоила их промышленность такую модель! На каверзный вопрос, сможет ли сам починить, если встанет на дороге, Джон ответил: мол, теоретически - да. но с какой стати он будет ковыряться в отчасти чужой машине. Ведь формально она пока принадлежит его банку, через который он два года назад купил ее в рассрочку на пять лет. Он обязан каждые 5000 миль заезжать в сервис, менять масло и делать регулировки - и все нормально работает. Ну, пару раз мяли кузов (где мяли? - никаких следов!), других проблем не было. Через три года он продаст ее недорого и опять возьмет новую в рассрочку. Американские учителя могут себе это позволить. Возле всех домов, где побывал, видел маленькие, как игрушки, тракторы - снег чистить, землю и прочие тяжести по участку возить.ПРО ВОДИТЕЛЕЙ Водить можно с 16 лет, многие школьники к этому времени (обычно на заработанные деньги - сотню-другую) покупают себе старенькую, но на ходу машину, чтобы ездить в школу ив кино. Водители в глубинке очень аккуратны, соблюдают все правила, тормозят, завидев намеревающегося перейти дорогу. Две недели кряду каждое утро я наблюдал за Джоном - на 10-мильном пути до города нам приходилось проезжать с поворотами направо три или четыре перекрестка на пустынной загородной дороге. Ну издалека же видно, что слева никого, можно спокойно ехать! - нет, глядя прямо перед собой, Джон тормозит с 60-70 миль в час до полной остановки, только после этого смотрит налево, убеждается, трогается и выходит из поворота на тех же 60-70 милях. Однажды на школьном автобусе подъехали к заросшей, заброшенной, явно недействующей железной дороге. Останавливаемся, водитель открывает дверь, минуту чуть ли не с надеждой высматривает хоть какой-нибудь завалященький паровозик, потом закрывает дверь, едем дальше. На обратном пути - тот же ритуал.Водители школьных автобусов у нас были все пожилые и солидные: один, например, бывший директор школы, а ныне работающий пенсионер, другая - кругленькая бабулька тоже пенсионного вида. При обгоне на хайвее в половине случаев обгоняемый или обгоняемая еще и ручкой вам помашут вслед: привет, мол! В Нью-Йорке все наоборот, дикая давка, сумасшедшие таксисты в миллиметрах подрезают наш автобус. Эмигрант Ян поминутно тормозит, делая прямо-таки противозенитные маневры, сопровождаемые, естественно, афористично-зажигательными очередями из его уст. Если бы эти бедные пакистанцы в желтых такси могли слышать и понимать по-одесски, они бы просто повыскакивали и разбежались... Все, как в Москве - но, честно говоря, после узких улиц Манхэттена Ленинградский проспект на пути из Шереметьева воспринимается с патриотическим торжеством. ПРО ДОКУМЕНТЫ За водительскую лицензию в Америке ежегодно платят какой-то умеренный взнос. Обязательного регулярного техосмотра в штате Миннесота нет, а где-то, по слухам, бывает. Джин несколько раз возила меня на машине Джона, а Джон в этом время "летал" на ее маленьком красном истребителе - и у них при этом не было никаких доверенностей! Джон сказал, что если он даст мне ключ ия поеду на его авто со своей водительской лицензией в кармане, никаких других документов ни один полицейский у меня не спросит, все будет нормально. Вопрос о собственнике возникает, только если автомобиль объявлен угнанным. По моему настоянию мне все-таки показали документ на машину: там написано, что она зарегистрирована на обоих супругов. причем документ был явно не для полиции, а для каких-нибудь адвокатов, страховщиков или налоговиков. Вот такие у меня впечатления от страны, где не знают бездорожья и разгильдяйства. Может, сумеем устроить у себя не хуже?•ЗР 11/2000 123