11
12
13
АКТУАЛЬНОАвтопромКАК ЗАКАЛЯЛСЯ ГАЗМожно сказать, наиболее "государственный" из всех наших автозаводов, выпускавший машины для армии, сельского хозяйства и советского "начальства", успешнее своих "коллег" вписался в рыночную экономику. Как это удалось и что впереди? Об этом разговор с президентом ОАО "ГАЗ" Николаем ПУГИНЫМ.В начале 90-х на легковые автомобили был ажиотажный спрос, так что даже при относительном снижении объемов производства выпуск их был сверхрентабельным. Акции заводов приносили по 2000 процентов дивидендов, предприятия просто купались в деньгах. На этом фоне положение ГАЗа совсем не выглядело благополучным. При развале колхозов и сокращении бюджета на военные расходы грузовики оказались мало кому нужны, а именно они составляли основную продукцию завода - более 300 тысяч автомобилей в год! Особых надежд на оживление спроса тоже не было. Впрочем, возможно, именно эта ситуация и помогла заводу раньше других начать поиск новых путей, закалять характер. Истинной находкой стало производство малотоннажных грузовиков. В 1994 году появление "Газели" произвело настоящую сенсацию. С нее и началась наша беседа. - Новизна концепции была не только в выпуске необычного для нашей страны грузовичка для малого и среднего бизнеса. Нетрадиционность решения заключалась ив том, что речь шла не об одной модели, а о целом семействе: бортовая машина с тентом, самосвал, кран, вышка, трап самолета. Потом пошли фургоны: грузовой, пассажирский, "скорая", инкассаторская, пожарная... На любой вкус и для любых потребностей. По сути дела, сейчас мы работаем на заказ. 240 дилеров и дилерских центров на территории страны дают нам заявки, а мы их выполняем. - А как это делается технически? - Гибкая технология. На одной нитке конвейера можно собирать множество разных модификаций, используя базовое шасси. На одной линии - автомобили грузоподъемностью до четырех тонн: полноприводный ГАЗ-33082 "Садко", ГАЗ-3308 "Егерь" и другие. На трех других - более легкие автомобили. - Различные модификации отличают не только разные кузова, но и двигатели... - Само собой. И здесь я хотел бы отметить большую программу производства дизельных двигателей "Штайр" к концу будущего года планируем выпустить 20 тысяч моторов: четырех-, пяти- и шестицилиндровых, соответствующих нормам Евро II. Кстати, дизельные "газели", "соболи" и "волги" пользуются большим спросом за границей. - Много ожиданий связано с новинками: все ждут не дождутся новую "Волгу", двух, нет, даже трех ваших вседорожников - "Атаман-1", "Атаман-2" и показанного в нынешнем году на Московском мотор-шоу "Комбата". - Производство "АтаманаГ начнется буквально со дня на день, в наступающем году он поступит в продажу, "Комбат" - на очереди, а вот большой, комфортабельный "Атаман-2" придется подождать: поставить его на конвейер удастся не раньше чем в 2004-2006 году. Затраты на производство такого автомобиля очень велики и будет он стоить совсем не дешево массового спроса в ближайшее время не предвидится, нет пока у российских покупателей больших денег. Зато на "Соболь"-пикап запросов все больше, особенно он приглянулся в Южной Америке. Будем использовать ситуацию - налаживать массовый выпуск этой модели, зарабатывать деньги.солидно". Новая "Волга" вполне способна занять эту нишу. - Она что - стала менее "отечественной "? - Сегодня я ехал на ней из Нижнего в Москву и просто получал удовольствие: удобная посадка, хороший разгон, комфорт, тихий салон. И расход не как обычно, 53-55 л бензина, а всего 42 на такое же расстояние. - А двигатель... - "Тойотовский". Цена от этого, конечно, повышается, но не радикально: с нашим мотором ГАЗ-3111 стоит примерно 10,5 тыс. долларов, а с иностранным - на две-три тысячи дороже. Но берут! У покупателя должен быть выбор... Кстати, в 2001 году мы уже выпустим 10 тысяч новых "волг" - немало для, в общем-то, довольно дорогой модели.- И какова же, так сказать, производственная мощ- Новая "Волга" тоже неность проекта? дешева, но вы взялись за ее - Это знаете ли вопрос из производство. прошлого, из социалистиче- Мы тут с вами разговаских времен: все зависит от риваем, а меня в это время спроса. Сейчас конвейер, на один из губернаторов ищет, я котором собирают "Волгу" ему обещал продать ГАЗ-3111. (и "старую" и "новую"), работаТак что покупателей новой ет в три смены шесть дней в "Волги" будет достаточно - это неделю - очень тяжелый регосударственные чиновники, жим! Его максимальная мощдепутаты, предприниматели. ность - 100 тысяч автомобиДразнить народ иномарками лей в год. Этого уже. пожалуй, многие из них не хотят, а сегомало. Мы решили, что нужен дняшние отечественные машиеще один конвейер, еще на 100 ны их уже не устраивают - "нетысяч машин, более современЗР 12/2000 11 изводства, как наше, с долгим сроком окупаемости, нереальны. Приходится крутиться самим: придумали облигационный заем, зачеты принимаем лишь бы сэкономить заработанные средства. - И много удалось "наэкономить"? - В прошлом году прибыль была около двух миллиардов рублей, но после уплаты всех налогов осталось не больше 1400 миллионов. Вообще, налоги - больная тема. Небольшой пример: на десять "волг" идет тонна алюминия. А с десяти "волг" налог в десять раз больше, чем с этой тонны. Представляете? - Дальше можно вопрос в стиле детского писателя Остера, как из его юмористического задачника: сколько потребуется лет, чтобы автомобильный завод больше не смог выпускать "волги"? -А цена? - Ну до этого, я уверен, не - Увеличится на 5-7 тысяч. А как вы хотели? Сама дойдет ни при каких обстоякраска более дорогая, да и тельствах. Вот знаете: еду из оборудование должно себя Нижнего в Москву, а по дороге ГАЗы бегут. И такое удовлеокупать... - Но проблемы-то отечетворение испытываешь - маственных машин не только в шины твоего завода. Или вот окраске. Они известны: недоеще: раньше на весь этот путь брокачественная сборка, ком- одна бензоколонка под Влаплектующие низкого качестдимиром, кафе "Сказка"... Все. Сейчас - множество АЗС, как ва... - Нам намного сложнее, новогодние елки сияют, ресточем любому из отечественных ранчики, кафе, дешевые забеавтозаводов, - ГАЗ самый стагаловки - на любой вкус, авторый, до сих пор кое-где сохрасервисы, магазины автозапчанилось оборудование 50-60- стей. А все это благодаря челетней давности! Конечно, наму? Автомобилизации! А знадо многое менять, обновлять. чит, и нашей работе. Нет. ЗаНо рассчитывать приходится вод не пропадет, не остановиттолько на себя, на собственся, даже если этого кому-то ные средства. За прошедшие очень хотелось бы. шесть лет мы освоили 650 мил- А все-таки, где искать лионов долларов, из них тольвыходы? До кризиса казалось, ко 150 миллионов - кредиты что помогут совместные проиностранных банков. екты с иностранными фирма- По нашим меркам, это ми-автопроизводителями. довольно солидная сумма иноБыло создано СП "Нижегород моторе" с ФИАТом. Сейчас о странных инвестиций! - Вот именно. Взять кренем ничего не слышно. - Изменились условия, дит у западных организаций, особенно после памятного кридругими стали "правила игры" зиса, практически невозможнадо подписывать новое инвено. Боятся. Да и вообще кредистиционное соглашение. Уточты под более-менее приемленили бизнес-план; теперь речь мые проценты для такого проидет не о 150 тысячах автомоный, с автоматической сваркой (сейчас она смешанного типа), причем до 2005 года. Это обойдется в 458 миллионов долларов. Пока нового конвейера еще нет, так что в зависимости от спроса будем уменьшать производство ГАЗ-3110, увеличивая выпуск ГАЗ-3111. - Как-то немного пугает такое соседство: все-таки репутация у "старой" "Волги", как бы это помягче сказать... - Все наши проблемы мы знаем и стараемся решать. Вот вступил в строй новейший окрасочный комплекс "Хайден", рассчитанный на 150 тысяч автомобилей в год. Современная технология окраски любыми эмалями позволяет одновременно использовать 11 цветов! К концу года все наши автомобили будут проходить через этот комплекс - кузова перестанут так ржаветь. На правахбилей в год и 850 миллионах долларов инвестиций в проект, а о 75 тысячах совместных с ФИАТом и 450 миллионах долларов вложений. Этот проект проходит сейчас экспертизу. Так что на СП не поставлен крест. Если же говорить о сотрудничестве с зарубежными производителями комплектующих - то оно и не останавливалось. У ГАЗа арендует площади американская фирма "Лир" поставила оборудование, выпускает сиденья. У нас дешевые материалы, рабочая сила, мы стараемся их поддерживать - для них это довольно выгодное дело. Прибыль они инвестируют в производство, расширяют его - будут осваивать новую современную конструкцию сидений. Кстати, уже поговаривают о том, чтобы поставлять сиденья за границу... - Наверное, сейчас вообще наибольший смысл имеет совместное производство комплектующих. Это и для сборочных заводов хорошая перспектива, и для вас - У нас задумано много таких проектов, способных существенно повысить технический уровень нашей продукции. Большинство из них после 1998 года пришлось заморозить. Тем не менее, мы не опускаем руки: к 2002 году планируем-таки открыть СП "Нижегород моторе" с цехом сварки и окраски кузовов, а в течение нескольких последующих лет 40-45% всего потребного для производства сосредоточить в регионе. Причем будем использовать продукцию этих предприятий и на конвейере ГАЗа. Скажу еще вот о чем: мечтаю создать СП с иностранной компанией, которая делает вседорожники. Нам нужны хорошие технологии, чтобы применить для нашего производства, нужна унификация. - И насколько это реально? - Считаю, что до 70% комплектующих для такого СП можно выпускать в России. Больше не имеет смысла. Есть компоненты, производство которых у нас просто не выгодно: там оно уже идеально налажено, совершенная технология, цена низкая. И пусть! У нас, скажем, в базовой комплектации ГАЗ-3111 предусмотрена АБС. Ее в России не делают ив ближайшее время делать не смогут - нет средств, нет разработок. Да и зачем изобретать велосипед, если можно сотрудничать, покупать? Совместное производство - не просто дань моде. это рациональность, взаимная выгода, профессионализм. - Похоже, ГАЗ следует этому - создает множество дочерних и совместных предприятий. Сколько их у вас сейчас? - Около 80 предприятий в стране выпускает на базе наших моделей разнообразные модификации. И это не считая семнадцати сборочных предприятий в России (включая два сибирских) и шести на Украине. Мы-то и сам ГАЗ стараемся сделать более "сборочным", выделяем из него производства комплектующих. В регионе уже создано 143 предприятия, а на самом заводе снизили концентрацию производства с 72 до 58%. - Разговор с вами вселяет оптимизм. Вы четко знаете, что и когда надо делать, куда двигаться... - Я считаю, каждый должен быть патриотом своей компании и своей страны. Именно в таком порядке: сначала - свое дело, потому что тогда и страной можно будет гордиться. Вот у нас на ГАЗе, можно сказать, коллектив патриотов, потому строим не замки на песке, а реальные планы. И выполняем. - Желаем вам успехов в этом. Беседу вела Елена ВАРШАВСКАЯ P.S. В интервью с Н. Пугиным мы намеренно не касались ситуации, сложившейся на фондовом рынке вокруг акций ГАЗа. Это тема отдельного разговора в одном из ближайших номеров.рекламысв>ПЛАВНОЕ ДВИЖЕНИЕ С ХОРОШИМ ТОРМОЖЕНИЕМ!Настоя его автоЕсли Вы почувствовали, что при разгоне машина не поспевает за быстрорастущими оборотами двигателя, пора менять ведомый диск сцепления. Мы советуем Вам остановить свой выбор на продукции, изготавливаемой в г. Набережные Челны на производственном объединении "Начало". Диски сцепления этого предприятия зарекомендовали себя на нашем авторынке как наиболее успешно продаваемые из-за относительно низкой продажной цены при относительно высоком для такой цены уровне качества. Весь модельный ряд, выпускаемый ПО "Начало", а это диски сцепления на автомобили марки ВАЗ-2101, ВАЗ-2106, ВАЗ-2109, ВАЗ-1111, АЗЛК-2141, изготавливается строго по оригинальным технологиям заводов-производителей. Все входящие в данные узлы детали произведены в строгом соответствии с техническими условиями и конструкторской документацией - это основной залог качества и нормальной эксплуатации этих узлов. Кроме этого, есть еще две вещи, про которые многие автолюбители не знают, но без которых нельзя изготовить хороший диск сцепления. Во-первых, это комплектование диска сцепления качественными пружинами. От их качества зависит плавность хода автомобиля при трогании с места и при переключении передач. И от их качества изготовления зависит в основном, сколько времени Вам прослужит данный диск, не лопнут ли раньше срока от воздействия циклических нагрузок (сжатие-разжатие) пружины. Эта проблема в ПО "Начало" решена. Весь модельный ряд дисков сцепления комплектуется пружинами, произведенными на Белебеевском заводе "Автонормаль", который на данный момент имеет лучшую в России технологию для их производства. Во-вторых, для того, чтобы Ваш диск прошел как минимум 60000 км, он должен пройти довольно сложный цикл термической обработки. Все режимы и методы термообработки, которые необходимы для производства дисков сцепления, в ПО "Начало" имеются и строго выдерживаюся. Итак, Ваш автомобиль с помощью "началовских* дисков сцепления обрел динамичный разгон. Вы получаете удовольствие от быстрого и плавного движения, но ситуация на дороге непредсказуема. Бывает, что тормоза решают всё... Прочь опасения! И тут специалисты ПО "Начало" позаботились о Вашей безопасности, спроектировав лучшие на сегодняшний день задние тормозные колодки. По качеству "началовские" колодки нисколько не хуже "вазовских", а по цене гораздо доступнее. Гарантия безопасного пробега для "Жигулей" всех моделей - 80 тыс. км. Кроме того, ПО "Начало" выпускает колодки для "Москвичей" с гарантией 60 тыс. км., для "Волг" и "Газелей" - 50 тыс. км. Солидный запас прочности! Как отличить "началовскую" колодку от кустарной? Очень просто. На ней обязательно стоят клейма: слово "Начало" и знак POCTECT. На "левых" изделиях подобного Вы не увидите. Каркас фирменной колодки выполнен из металла с цинковым покрытием, что обеспечивает ему коррозийную стойкость на долгие годы. Сами фрикционные накладки тоже изготовлены из качественного материала. Кстати, комплектующие детали ПО "Начало" получает с тех же предприятий, что и ВАЗ, - с Егорьевского АТИ и Ярославского ТИИР. Характерная примета: число точек сварки на "началовской" колодке шесть или девять. Кустари могут наставить этих точек сколько угодно. Материал кустарных накладок гладкий, замасленный, в то время как ПО "Начало" применяет пористые, шершавые накладки (цвет их серый или рыжий). Для более прочного закрепления накладок на каркасе ПО "Начало" использует термостойкий клей. Он красно-коричневого цвета, и его следы видны по периметру накладки. Продукцию, выпускаемую ПО "Начало", теперь легко определить по овальной голографической наклейке с одноименным логотипом. Вы не ошибетесь, когда пойдете за покупками! ЗР 12/2000 13a