42
43
ИСПЫТАНИЯ Без дорог^n^m РОхКДЕННЫИГрузовики повышенной проходимости будут всегда! Особенно в России.Андрей СИДОРОВ Даже если в счастливом будущем всю сушу закатают асфальтом, болотистые участки останутся. Тундра, тайга или проселок за Московской кольцевой еще долго будут покорны лишь гусеничному транспорту. Однако при всех его достоинствах по части проходимости недостатки очевидны: малая скорость, низкий КПД движителя, огромная металлоемкость и т. д. А нельзя ли сделать так, чтобы и "рыбку съесть, и овцы (дороги) остались целы"? - асфальт-то под гусеницами долго не живет. Да и военные остро нуждаются в такой технике, чтоб везла много и ехала всюду. В доперестроечные годы никому ив голову не приходило, что заказ армии можно положить под сукно, и на "УралАЗе" закипела работа над новым грузовиком. Многострадальным оказался проект, Перепробовали несколько двигателей - подходящего не нашли. Купили лицензию у фирмы "Дойц" на V-образный десятицилиндровый дизель воздушного охлаждения мощностью 215 кВт/290 л. с. с моментом 88 кгс-м и даже построили в Кустанае завод для его выпуска, дав мотору индекс "Урал-745". Но грянул 1991 год, и эта недвижимость оказалась за границей. Теперь за свой завод, за двигатели, которые на нем делали свои же россияне, суверенный Казахстан требовал валюту! Впрочем, рус1. Механизм согласования углов поворота колес предельно прост. 2. Пневмопривод стояночного тормоза снабжен механизмом быстрого растормаживания. 3. Под кабиной незаменимая ярославская "восьмерка". 4. На туннель двигателя взгромоздился блок управления давлением в шинах.скоязычные специалисты скоро разбежались, а сам завод, говорят, конвертировали на выпуск мышеловок. Выручил, как водится, Ярославский моторный. Похоже, нет в России двигателя, равного их "восьмерке". Лет сорок как в строю, а ничего более подходящего и надежного так и не сделали. Перекроив в очередной, четвертый, раз трансмиссию и ходовую часть, этот двигатель приспособили ик "Уралу-5323". Итак, силовой агрегат - наддувный дизель ЯМЗ-238Б (300 л. с , 120 кгс-м) сярославской же восьмиступенчатой (с демультипликатором) коробкой передач размещен над передней балансирной тележкой. На нее приходится три четверти веса снаряженного автомобиля или около половины груженого. Благодаря такой развесовке и постоянному полному приводу всех восьми колес проходимость машины лишь немного уступает трактору. Способствуют этому и червячно-винтовые межколесные дифференциалы повышенного трения. Их коэффициент блокировки - 4,5. По заказу могут установить полностью блокируемые. Межосевой дифференциал, установленный в двухступенчатой раздаточной коробке, - симметричный, блокируемый. От "раздатки" приводится и семитоннаяУРАЛ-532301 (8x8)^^34212/2000 ЗРОбщие данные: снаряженная масса - 11 590 кг; полная масса - 21 900 кг: полная масса прицепа - 12 000 кг; максимальная скорость - 86 км/ч; запас топлива - 300+210 л; запас хода по контрольному расходу топлива при 60 км/ч -1050 км; радиус поворота (по буферу) - 13 м; дорожный просвет - 400 мм; преодолеваемые препятствия: подъем - 58% (31 °); косогор - 20е; брод -1,2 м, ширина рва - 12 м. Двигатель ЯМЗ-238Б дизельный. V-образный. восьмицилиндровый, с турбоноддувом; мощность -220/300 кВт/л. с. при 2000 об/мин; максимальный крутящий момент - 1180 Нм при 1200-1400 об/мин. Трансмиссия: коробка передач - механическая, восьмиступенчатая; раздаточная коробка - двухступенчатая с блокируемым межосевым дио>ференциалом. с системой герметизации. Кабина: двухместная, для обслуживания агрегатов откидывается на 60°. Платформа: металлическая, с задним откидным бортом, со съемными дугами и тентом; внутренние размеры - 5685x2330x1000 мм. Шины: модель - ОИ-25; размер - 14,00-20 146G: с регулируемым давлением; система регулирования - централизованная, управление с места водителя. ва: просторная, светлая, теплая, тихая. А что нет ковра, кондиционера и холодильника, так, может, и к лучшему - нечему ломаться. Передо мной залитая осенними дожлебедка-самовытаскиватель, расположенрамку ветрового стекла. Иначе не получадями трасса мотокросса, раскинувшаяся в лось по компоновочным соображениям. заброшенном карьере на окраине Миасса. ная в заднем свесе рамы. Интересна конструкция передней подНо переделывать всегда хуже, чем делать Изобретательный ландшафтный архитеквески. Ее колеса - ведущие и управляемые сразу. Позже заводчане наладили контактор дополнил ансамбль живописными холодновременно. И в повороте катятся кажты с итальянской фирмой "ИВЕКО". Одна мами и канавами так, что получилось водое по своему радиусу. Техническое решеиз моделей их кабин подходила новому все гиблое место. Лучшего для пробной ние этой задачи восхищает своей просто"Уралу" как нельзя лучше. На вновь созпоездки не найдешь! той - продольные тяги одинаковых руледанном совместном предприятии "ИВЕКОПервое впечатление - ну и крокодил! вых трапеций обоих мостов соединены раз- УралАЗ" смонтировали оборудование для Такой машине нужен простор. Радиус поноплечим рычагом. Благодаря этому колеее производства и современную покрасочворота - 13 метров. Впрочем, у КрАЗ-255, са каждого моста получают свой угол повоную линию. Кстати, грунтуют эти кабины близкого по габариту к нашему "Уралу", он прогрессивным катафорезным методом, еще на полтора метра больше. Машина дорота, а детали мостов унифицированы. Балансирные подвески обеих телезначительно повышающим их коррозионвольно уверенно месит грязь, подступаюжек допускают зависание любого моста. ную стойкость. щую местами к бамперу. Сухой грунтовый Такое случается при преодолении, скатридцатиградусный подъем, на который и жем. рва или оврага. При этом другой ЗА РУЛЕМ пешком забраться непросто, преодолеваПопасть в кабину не так-то просто. ет без видимого напряжения. (Для сравнемост опирается буферами на раму. Изюминка в том, что рессоры в этот момент Нижняя "веревочная" ступенька находится ния 30° - уклон эскалатора метро.) Впеполностью разгружаются. Иначе неминуечуть ли не в метре от земли, поэтому перчатляет выход на гребень холма. Передвый шаг - на ступицу колеса. Внутреннее ний мост в воздухе, земли не видно - тольмо просели бы или вовсе лопнули. Традиционная для "уралов" пневмо- убранство рабочего места по современко небо, а кабина ползет все выше и выше, гидравлическая система тормозов сохраным представлениям спартанское. Пропока балансирная тележка не заберется нилась иу четырехосника. Есть у нее странство между водителем и единственна вершину. Поначалу даже забавно очень важное для них преимущество: едва ным пассажиром занято огромным коробудто в самолете. Ров метровой ширины завелся двигатель - машина готова к двибом-туннелем для двигателя. На нем ящик для этого "Урала" тоже не препятствие. Не жению, нет нужды долго накачивать в сис кранами управления подкачкой шин. Над зря военные планируют перевести понстему воздух. И вероятность замерзания коробом возвышается рычаг переключетонный парк Вооруженных Сил с кразовния передач - лом циклопического размеского на "уральский" ход. А заодно и друконденсата в трубках минимальна. ра с набалдашником на уровне плеча вогие системы вооружений. дителя. Но, как ни странно, пользоваться КАБИНА А почем удовольствие? На отпускную При проектировании автомобиля, а им вполне удобно. Других достопримечацену влияет множество факторов - компэто было при социализме, получили диретельностей нет. Зато тем, кому довелось лектация, сроки поставки, размер партии ктиву использовать существующую кабипоработать на "уралах-375", тех самых, и т. д., но, и в этом "фокус" нашего произну КамАЗа. Ослушаться не посмели, но от трехмостовых с бензиновыми двигателяводства, автомобиль "8x8" грузоподъемноX Кабины оставили только крышу, двери да ми, кабина покажется верхом совершенстстью Юти собственной массой 11,5 т оказывается дешевле среднего японского джипа!ПОЛЗАТЬ